Бюджет страны — уже не повод для дискуссий?

В минувшую пятницу, 18 ноября, Госдума поставила на проекте федерального бюджета на 2012-2014 гг. второй «штампик» - документ прошел второе основное чтение и был успешно принят. Практически все депутатские поправки были при этом отклонены.
В данном случае «все» нужно понимать буквально. То есть даже такой матерый функционер «Единой России», как Андрей Исаев, не смог провести свое предложение дать Фонду социального страхования право тратить средства на накопительную часть пенсий застрахованных лиц. Равно как не повезло и его коллегам. Например, Зинаида Степанова не смогла убедить Минфин в необходимости резервирования государственных субсидий на дальнейший выпуск Большой российской и Православной энциклопедий. Единороссы Вячеслав Тимченко и Александр Фурман попытались было выбить 1 млрд руб. на контроль миграционных потоков, но тщетно. Надо ли говорить, что парламентариям, не входящим в «конституционное большинство», при таком раскладе и подавно не удалось провести в жизнь свои поправки к главному финансовому закону страны?
Например, чудеса отчаянного оптимизма продемонстрировали депутаты из «Справедливой России» Оксана Дмитриева и Иван Грачев. Они не стали размениваться по мелочам, а фактически предложили стратегический перекрой всего бюджета. Суть их предложений сводилась к следующим пунктам: плановое увеличение инфляции с 6% до 7%, увеличение номинального ВВП на 1 трлн руб. При этом, по расчетам депутатов, доход федерального бюджета увеличился бы на 1,37 трлн руб., что позволило бы увеличить и расходы — на 1,26 трлн руб при сокращении бюджетного дефицита на 100 млрд руб. Полученные таким образом допсредства Дмитриева и Грачев предлагали пустить на поддержку жилищно-коммунального хозяйства, обновление фонда, развитие фундаментальной науки, на зарплаты врачей и строительство социальных объектов.
Не забыли «эсеры» и про намеченную на 2012 год сделку по продаже Сбербанком крупного пакета акций. Последующий рост отчислений в бюджет со стороны Центробанка, по их предложению, следовало бы потратить на развитие метрополитена в городах с населением свыше 1 млн чел. И — о чудо! — уже на следующий после принятия проекта бюджета день президент Дмитрий Медведев отметил, что правительство будет само и без подсказок со стороны финансировать метрополитен с 2013 года. Но это, скорее, сойдет за некоторое относительное моральное утешение. Потому что, как несложно догадаться, инициатива Оксаны Дмитриевой и Ивана Грачева не нашла отклика в бюрократическом существе их коллег из партии власти. При этом хотя бы и попытка внести серьезные корректирующие поправки в документ, которые повлияли бы на стратегическую конструкцию, примечательна сама по себе.
Впрочем, «Справедливой России» к подходу «на широкую ногу» вообще не привыкать. На их официальном сайте красуется альтернативный бюджет — для тех, кто, надо понимать, не разочаровался в альтернативном имеющемуся ныне пути России.
В беседе с обозревателем KM.RU ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов прокомментировал ситуацию с вносимыми в проект федерального бюджета на 2012-2014 гг. поправками:
- Прежде всего следует отметить, что на существующем фоне политические партии по понятным причинам используют тему принятия бюджета в предвыборном русле, силясь внести в этот документ от своего имени всего побольше и поразнообразнее. Цель понятна — предстать накануне выборов перед своим электоратом в наиболее выгодном свете, показав, что они готовы раздать ему буквально все.
Но при всех этих вполне понятных популистских порывах вопрос о как таковой сбалансированности бюджета остается открытым, и очевидно, что правительство силится максимально удержаться от непродуманного популистского распределения денежных средств. И в этом свете я вижу вполне логичным факт, что большинство поправок было внесено именно правительством, а поправки даже от единороссов откланялись. Другое дело, что необходимо тщательно прорабатывать более серьезные и совершенные механизмы взаимодействия правительства РФ с парламентариями, в том числе и в той части, что касается разработки федерального бюджета.
В целом же, при всех огрехах принимаемого бюджета, надо признать, что если бы в течение данной парламентской сессии были бы красивого словца ради розданы все денежные средства, то, с учетом бюджетного профицита, мы бы оказались в весьма непростой ситуации уже в следующем году. То есть властью явно делается ставка на то, чтобы стране более-менее спокойно можно было бы пережить грядущую в следующем году турбулентность.
- Принимаемый бюджет тем не менее часто критикуют за его однозначную милитаристскую направленность в ущерб социальной...
- В принципе, увеличенные средства, отпускаемые на тот же гособоронзаказ, тоже можно частично рассматривать как инструмент социальной поддержки, потому что значительная часть из них пойдет на предприятия ВПК, которые, в свою очередь, содержат обширную социнфраструктуру. Если взять в пример США, то там также очень значительная часть бюджета размещается в обороне вообще и оборонзаказе в частности.
При нормальной внутриполитической конъюнктуре именно ВПК становится основным проводником крупного финансирования как в социальную область — то же открытие новых рабочих мест, - так и в область инноваций. Но разумеется, все это выполнимо при одном небольшом, но важном условии: если ассигнования по дороге до адресата элементарно не будут разворованы и дойдут в целости.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Бюджет страны — уже не повод для дискуссий?- это точно, торг здесь не уместен!!
Увы! Безналичка-с. И когда адресат по строке слишком широк.
Например "оборудование для образовательных учреждений".
Простор.
Безналичка-с.
Точно, и скоро Бендер рванёт к румынам.
"-Пилите, Шура, пилите!.."...