Спикер Путина «разморозил» тарифы ЖКХ

Как и следовало ожидать, широко анонсированный властями предвыборный «аттракцион неслыханной щедрости» не будет иметь продолжения за пределами узких временных рамок, связанных с избирательной кампанией Владимира Путина. Речь идет о ранее объявленном моратории на повышение тарифов на услуги одного из общепризнанных локомотивов российской инфляции в лице коммунальных компаний.
Как недвусмысленно дал понять пресс-секретарь премьер-министра РФ Дмитрий Песков, законопроект о «заморозке» тарифов ЖКХ, который по предложению премьера якобы вызревает и доводится до нужных кондиций в стенах Госдумы, по большому счету, является плодом богатого воображения отдельных представителей общественности. «Эта информация звучит достаточно странно. Вряд ли можно говорить о том, что можно «морозить» на три года тарифы», – выразил в эфире радиостанции «Эхо Москвы» Дмитрий Песков свое недоумение по поводу столь нелепого, на его взгляд, предположения. И напомнил, что его шеф, напротив, неоднократно заявлял, что компании по услугам ЖКХ должны зарабатывать деньги, дабы иметь возможность развиваться.
Причем пресс-секретарь Владимира Путина умудрился облечь эту, в общем-то, тривиальную идею (видимо, бережно извлеченную из коробочки, в которой коммунальщики и афилированные с ними чиновники хранят «пудру для мозгов» досужих обывателей) в столь неконвенциональную форму, что она вполне может «проходить по статье» «логика абсурда» и заслуживает дословного цитирования. Итак, по словам Дмитрия Пескова, «председатель правительства неоднократно говорил, что, конечно, мы в первую очередь работаем с тем, чтобы не допустить необоснованного роста тарифов для населения. Но в то же время нельзя забывать об инвестпрограммах тех компаний, которые оказывают услуги ЖКХ, чтобы они могли планово развиваться, модернизироваться, сокращать издержки производства и тем самым дальше снижать тарифы». Таким образом, как следует из этого пассажа, власти продолжат и дальше повышать тарифы на услуги ЖКХ, чтобы «тем самым дальше снижать тарифы».
Правда, следует признать, вряд ли было бы справедливо упрекать действующего премьера и без пяти минут «нового-старого» «гаранта Конституции» в стремлении дезавуировать данные им обещания. В данном случае речь скорее идет о банальном стремлении выдать желаемое за действительное по принципу «меня обманывать нетрудно, я сам обманываться рад». Дело в том, что в течение последних месяцев Владимир Путин неоднократно выступал за внедрение нового принципа в сфере коммунального ценообразования, а именно за то, чтобы стоимость коммунальных услуг устанавливалась как минимум на три года вперед, а тарифы на этот срок рассчитывались по простой формуле, понятной как потребителю, так и инвестору. К тому же этот посыл в общественном сознании мог наложиться на громкую публичную выволочку, недавно устроенную премьером губернатору Кировской области Никите Белых. Последний, напомним, допустил тарифный «фальстарт», по сути нарушив объявленный предвыборный мораторий на повышение тарифов, когда жителям одного из районов возглавляемого им региона, по меткому определению Владимира Путина, местные власти в один не очень прекрасный день «вдули» жировки с 40%-м повышением платы за горячую воду.
Отказ властей ограничить непомерные финансовые аппетиты компаний, работающих в сфере ЖКХ, в интервью KM.RU прокомментировал ведущий научный сотрудник Института экономики РАН Владимир Филатов:
– Если экстраполировать опыт последних лет, то вопрос, будут ли в будущем расти тарифы на услуги ЖКХ, становится риторическим. Этот рост имеет как объективные, так и субъективные причины. Первые связаны с ростом издержек в контексте общей инфляции. Так, например, уже объявлено, что со второй половины текущего года произойдет повышение тарифов на электроэнергию. Понятно, что это автоматически становится издержками для всех производств. Соответственно, это неизбежно вызовет волну повышения цен на услуги ЖКХ.
Собственно говоря, как мне представляется, главная проблема и заключается в стабильном росте издержек. Это связано с тем, что правительство не проводит активной ценовой политики, хотя по Конституции на федеральное правительство возложена эта функция. Должна существовать понятная формула, почему и насколько должны вырасти тарифы. В свою очередь, для этого необходима прозрачная формула определения экономически обоснованных затрат. Причем она должна распространяться не только на тарифы ЖКХ, потому что они во многом являются производными от разного рода издержек данного вида производства. Т. е. чтобы определить экономически обоснованный уровень тарифов, нужно для начала определить экономически обоснованный уровень издержек.
У нас государство все время «бьет по хвостам». То оно в рамках политизированных кампаний хватается за бензин, то за гречку, то за тарифы на услуги ЖКХ, а общей системной ценовой политики как не было, так и нет. Ценообразование на все виды товаров и услуг должно быть прозрачным, и начинается все с энергоресурсов. Мы должны знать, сколько стоит нефть с точки зрения экономически обоснованных затрат, сколько газ и т. д. В соответствии с либеральной идеологией динамику цен определяет рынок. Но это не отменяет того, что госорганы должны иметь представление об экономически обоснованных затратах, и не извлекают ли участники рынка сверхприбыль. Это требует серьезной аналитической работы. При этом речь не идет о советском ценообразовании, когда цена на киевский торт, изготовленный в столице Украинской ССР, определялась в Москве.
Потом: давайте посмотрим, что такое рыночный способ ценообразования в ЖКХ. Возможна ли здесь конкуренция, о которой все в последнее время говорят? И вообще, какой уровень конкуренции должен быть в этом секторе? Например, я как потребитель имею право выбрать фирму, оказывающую услуги в данной сфере? Нет. Так о каком рынке и рыночном ценообразовании тогда можно вести речь? Давайте тогда строить рядом несколько котельных, чтобы потребители могли выбирать, чьи услуги им обходятся дешевле. Но это уже – полный нонсенс. Предприятия ЖКХ функционируют в режиме естественных монополий, а значит, их деятельность должна быть прозрачной с точки зрения затрат и прибыли. Причем установка приборов индивидуального учета объема потребляемых услуг – это не выход из ситуации, поскольку счетчики отслеживают объем потребляемых услуг, в то время как их стоимость по-прежнему определяется на непрозрачных основаниях. Накрутки и завышения тарифов в основном идут на уровне региональных комиссий, т. е. на уровне региональной и местной власти.
Безусловно, инфляционные издержки компаний, работающих в сфере ЖКХ, должны возмещаться в рамках инфляции. Но возникает странная картина, когда государство с помощью роста тарифов на услуги ЖКХ индексирует издержки коммунальщикам, а педагогам и прочим бюджетникам рост стоимости потребительской корзины не компенсирует. Получается, что эта отрасль задает инфляцию. Так, например, власти уже объявили о повышении тарифов на электроэнергию на 13% при общей инфляции в 7%. Получается, что по названию наше государство является социальным, а по своей идеологии – либеральным. В результате власти полагают, что всерьез заниматься этим не должны.
Комментарии читателей Оставить комментарий
насчет жадности нашего бизнеса понятно, а вот что он двигает????? и куда не понятно.
Как сказал Раджа Золотой антилопе-Глупое животное-золота не может быть слишком много!Жадность не имеет предела- она основа и двигатель бизнеса.
Почему цены на ресурсы обязательно должны расти? Численность населения России уменьшается, больше есть не стали, быт не улучшается, а цены растут!
ЖКХ питается кровью народа,вот уж где давно пора митинговать!!!!!!!
В результате власти полагают, что всерьез заниматься этим не должны....
А зачем же тогда власть, собственными делишками заниматься, воровать? Потому-то она и занимается воровством. В таком виде она нахлебник, никому не нужная надстройка. Видимо, по этой причине народом не воспринимается фигура Путина, он ничего хорошего не делает для России.