]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

В Россию пришел праздник «умозрения в красках»

09:00 4.03.2012
, Иван Гладилин
В Россию пришел праздник «умозрения в красках»
В Россию пришел праздник «умозрения в красках»

В первое воскресенье Великого поста отмечается праздник Торжества Православия

У непосвященного, неверующего человека, пытающегося постигнуть смысл этого праздника из его названия (согласитесь, к очень многому обязывающего), сразу возникает вопрос: что бы это значило? Что Православие окончательно и бесповоротно победило? Но достаточно посмотреть вокруг, чтобы убедиться: это далеко не так. Что же тогда празднует православный люд?

А празднует он все-таки великую победу своих предков. Только, так сказать, не тотальную победу, а внутреннюю, глубинную. Ту, которая позволила сохранить чистоту православной веры.

Исторически это празднование установлено в память о восстановлении почитания святых икон после периода иконоборчества в VIII-IX вв. в Византии, рассказывает журнал Саратовской епархии «Православие и современность». Смысл праздника – торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами.

Современному верующему человеку это, как правило, не совсем понятно. Ересь иконоборчества не была первой из числа ересей, преодоленных Церковью; она явно не была и самой последней в истории Православия. Не касаясь подробной хронологии двух волн иконоборчества, не утихших споров о количестве Вселенских соборов, подробностей взаимоотношений Византии и Рима, которые именно в этот период дали глубокую трещину, попробуем вспомнить некоторые события эпохи иконоборчества. Не являются ли они внешними проявлениями, «симптомами» болезней, знать о которых нужно и важно нам, сегодняшним православным?

Можно сказать, что ересь иконоборчества «вызревала» в течение нескольких столетий – одновременно с установлением традиции иконописания и ростом почитания святых икон. В VI в. христианство переживало, казалось бы, благополучнейший период своего существования, имея уже долгое время статус государственной религии. Массы людей становились христианами «по факту рождения» и не проявляли никакого интереса к изучению богословских истин. Как тогда, так и сейчас «обыденная вера» легко наполняется суевериями. К рубежу VI-VII вв. множество таких суеверных, полуязыческих обычаев оказались связанными с иконопочитанием. Преподобный Анастасий Синаит писал: «Многие думают, что крещение достаточно чтится тем, кто, войдя в церковь, перецелует все иконы, не обращая внимания на Литургию и богослужение». В 730 году император Лев III, претендовавший на первенство не только в системе светской, но и духовной власти («Я – император и священник»), запретил почитание икон как идолопоклонство. Вот первый симптом – ересь иконоборчества возникает, когда светская, императорская власть навязывает Церкви свое понимание веры и принуждает ее к подчинению.

Хотя среди пострадавших в иконоборческий период было множество мучеников и мучениц-мирян, гонения были направлены прежде всего против монашествующих. Все императоры-иконоборцы были, как правило, успешными военачальниками. Расцвет монашества казался им бессмысленной потерей людских ресурсов, а сами монахи – дезертирами и изменниками (спустя почти тысячелетие так же, с недоверием и презрением, будет относиться к монашеству Петр I). Хронист Феофан сообщает, что один наместник в Малой Азии собрал монахов и монахинь своей провинции в Эфесе и сказал им: «Пусть каждый из вас наденет белое платье и немедленно возьмет жену; тот же, кто так не сделает, будет ослеплен и выслан на Кипр». Монахи, держа женщин за руки, должны были ходить по ипподрому под насмешки и оскорбления собравшегося народа. Тех, кто не соглашался нанести прилюдно поругание священным образам, казнили, пытали, ссылали. Около 50 000 монашествующих бежали из Византии и разошлись по миру в поисках пристанища, а сколько их было казнено и изувечено – Бог весть... Ненависть к монашеству – вторая отличительная черта ереси иконоборчества, как и многих других.

Третья – отрицание почитания Пресвятой Богородицы. Император Константин V Копроним, талантливый правитель-полководец, страдавший в то же время серьезными физическими и духовными недугами (об этом свидетельствует прозвище, с которым он вошел в историю: Гноеименный – самый мягкий перевод из встречающихся), по примеру своего отца Льва III, навязывал Церкви собственное «богословие». Однажды, держа в руке кошелек, набитый золотом, он спросил, имеет ли он цену. Ему ответили, что немалую. Тогда он вытряхнул золото из кошелька и повторил свой вопрос. Ему ответили, что теперь он не стоит ничего. «Вот так и Мария, – сказал Константин, – пока носила в себе Христа, была достойна чести. А родив Его, уже ничем не стала отличаться от других женщин». Воин, чтивший своего полководца, уже не сомневался в том, что ударить копьем в лик Божией Матери на иконе – некая доблесть...

Почему же Церковь придала такое значение преодолению именно этой ереси? Византийское иконоборчество было бессильной попыткой разрушить весь строй православной Христовой Церкви, говорят нам в своих поучениях многие святые отцы и подвижники. «Православие есть поклонение Богу Духом и Истиною, – разъясняет святитель Игнатий (Брянчанинов). – Нет Православия в учениях и умствованиях человеческих: в них господствует лжеименный разум – плод падения».

Этот лжеименный разум еще не раз проявлял и проявляет себя в истории. «Симптомы» чуть видоизменяются на разных витках истории, и поэтому очень важно знать их суть. Разве не похожие вещи происходили в России, например, в эпоху царствования Петра I или в советское время? Что привело к тому, что перед храмами горели костры из икон? Напоминает ли нам о чем-либо ситуация, когда миллионы людей стоят в очереди, чтобы прикоснуться к святыне, связанной с Пресвятой Богородицей, а вслед им, со страниц СМИ и из Интернета, несется: «Темные язычники, идолопоклонники, мракобесы!»? Дорожим ли мы драгоценным сокровищем – учением Святаго Духа, которое хранит Православная Церковь? Пока дорожим – в наших храмах будет совершаться Торжество Православия.

Очень глубокий смысл, кстати, заключен в том, что Торжеством Православия наши предки назвали победу над ересью именно иконоборчества. Икона ведь играла огромный смысл во всем мировосприятии истинного христианина.

«Символическое предназначение иконы совершенно функциональное: чтобы человеку не приходилось представлять того, кому он молится, и икона – это возможность фиксировать свое внимание. А если мы будем воображать, то можем далеко уйти от первообраза, потому что наше сознание постоянно подвергается проникновению демонических сил», – отмечал на страницах «Русской народной линии» настоятель храма св. Николая Мирликийского в Паниковичах (Печерский район) иеромонах Иннокентий.

«Изначальная функция иконы – фиксировать сознание молящегося и молитва, поэтому в иконе должны быть «глаза, смотрящие на тебя», – продолжал иеромонах Иннокентий. – И сейчас еще есть отзвук о верности иконопочитания, но он не внутри Церкви, а среди тех, кто не знает и не понимает сути. Или в храме подходят к иконе магически, надеясь, что от нее получат выполнение тех или иных просьб. Это печально. Мы просим и молимся тому, кто изображен на иконе, но не той или иной иконе. Как говорит св. Иоанн Дамаскин, «мы икону почитаем, а поклоняемся тому, кто на ней изображен». Мы молимся Божией Матери, независимо от того, как названа икона Божией Матери. Но если мы молимся от зубной боли такой-то иконе, от головной – такой-то, то это есть язычество». И в какой-то мере иконоборчество оправдывало себя именно таким отношением «верующих» к иконе.

В русской же традиции икона занимает вообще особое место – как по своим высочайшим художественным образцам (достаточно вспомнить одного Андрея Рублева), так и, безусловно, по той роли, которую она играла в миросозерцании, миропонимании русских. «Умозрением в красках» назвал русскую иконопись выдающийся наш философ Евгений Николаевич Трубецкой.

«Чтобы понять эпоху расцвета русской иконописи, – писал он, – нужно продумать и в особенности прочувствовать те душевные и духовные переживания, на которые она давала ответ. О них всего яснее и красноречивее говорят тогдашние жития святых. Что видел, что чувствовал святой Сергий, молившийся за Русь в своей лесной пустыне? Вблизи вой зверей да «стражи бесовские», а издали, из мест, населенных людьми, доносится стон и плач земли, подневольной татарам. Люди, звери и бесы – все тут сливается в хаотическое впечатление ада кромешного. Звери бродят стадами и иногда ходят по два, по три, окружая святого и обнюхивая его. Люди беснуются; а бесы, описываемые в житии, до ужаса похожи на людей. Они являются к святому в виде беспорядочного сборища, как «стадо бесчислено», и разом кричат на разные голоса: «Уйди, уйди из места сего! Чего ищешь в этой пустыне? Ужели ты не боишься умереть с голода либо от зверей или от разбойников и душегубцев!» Но молитва, отгоняя бесов, укрощает хаос и, побеждая ад, восстановляет на земле тот мир человека и твари, который предшествовал грехопадению. Из тех зверей один, медведь, взял в обычай приходить к преподобному. Увидел преподобный, что не злобы ради приходит к нему зверь, но чтобы получить что-либо из его пищи, и выносил ему кусок из своего хлеба, полагая его на пень или на колоду. А когда не хватало хлеба, голодали оба – и святой, и зверь; иногда же святой отдавал свой последний кусок и голодал, «чтобы не оскорбить зверя». Говоря об этом послушном отношении зверей к святому, ученик его Епифаний замечает: «И пусть никто этому не удивляется, зная наверное, что когда в каком человеке живет Бог и почивает Дух Святой, то все ему покорно, как и сначала первозданному Адаму, до преступления заповеди Божией, когда он также один жил в пустыне, все было покорно».

«Эта страница жития св. Сергия, – продолжает Евгений Николаевич Трубецкой, – как и многие другие подобные в других житиях русских святых, представляет собою ключ к пониманию самых вдохновенных художественных замыслов иконописи XV века. Вселенная как мир всей твари, человечество, собранное вокруг Христа и Богоматери, тварь, собранная вокруг человека в надежде на восстановление нарушенного строя и лада, – вот та общая заветная мысль русского пустынножительства и русской иконописи, которая противополагается и вою зверей, и стражам бесовским, и зверообразному человечеству. Мысль, унаследованная от прошлого, входящая в многовековое церковное предание. В России мы находим ее уже в памятниках XIII века; но никогда русская религиозная мысль не выражала ее в образах столь прекрасных и глубоких, как русская иконопись XV века.

Тождество той религиозной мысли, которая одинаково одушевляла и русских подвижников, и русских иконописцев того времени, обнаруживается в особенности в одном ярком примере. Это престольная икона Троицкого собора Троицко-Сергиевской лавры – образ живоначальной Троицы, написанный около 1408 года знаменитым Андреем Рублевым «в похвалу» преподобному Сергию, всего через 17 лет после его кончины, по приказанию ученика его – преподобного Никона. В иконе выражена основная мысль всего иноческого служения преподобного. О чем говорят эти грациозно склоненные книзу головы трех ангелов и руки, посылающие благословение на землю? И отчего их как бы снисходящие к чему-то низлежащему любвеобильные взоры полны глубокой, возвышенной печали? Глядя на них, становится очевидным, что они выражают слова первосвященнической молитвы Христовой, где мысль о святой Троице сочетается с печалью о томящихся внизу людях. «Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (Иоанн, XVII, 11). Это – та самая мысль, которая руководила св. Сергием, когда он поставил собор св. Троицы в лесной пустыне, где выли волки. Он молился, чтобы этот зверообразный, разделенный ненавистью мир преисполнился той любовью, которая царствует в Предвечном Совете живоначальной Троицы. А Андрей Рублев явил в красках эту молитву, выразившую и печаль, и надежду св. Сергия о России».

Темы: Православная церковь в России, Праздничные дни и памятные даты в России
Источник: KMnews
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 07.03.2012, 10:45
    Гость: Понимайка-Савелию и всем

    Может быть. Значит он по глупости выложил здесь эту грязь. Он похож на наркомана, предлагающего приятелям ширнуться. Типа: "классная, братэллы, дурь, берите, не жалко, угощаю".
    Если бы он хотел разобраться в истине, то поставил бы кавычки, дал ссылку на автора и спросил совета, как к этому относиться.
    Я пытаюсь всем сказать(и точке тоже), чтобы вы не брали это лжеучение, и не носили его у себя в сердце. Пусть вы не верите в Бога, (потому, что не знаете Его), так хотя бы относитесь к Нему пока нейтрально, не враждебно, а лучше ищите. Если точка искренне ищет Истину, то непременно найдёт, впрочем у меня первое впечатление, что ему уже всё "понятно". Хочу ошибаться. Он сам тут заявляет, что не враг- это слегка обнадёживает.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 07.03.2012, 08:46
    Гость: Савелий.

    а может быть он хотел познать здесь, через обсуждение, истину. Сдается что он человек ищущий и много читающий, хорошо знающий святое писание. Вы не правы, утверждает не он, а те кто написал сей труд, мы не читали его коментариев. Торопимся мы причислять людей к еретикам и врагам. Бог все равно выведет человека на путь истиный. Каждый человек приходит к Богу своим путем.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 06.03.2012, 23:37
    Гость: Понимайка-Савелию

    Очевидно с кем водит дружбу, и на чьей стороне точка. Это свободный выбор человека. Я этот выбор уважаю, и Бог его уважает. Он может делать с собой что ему угодно (так нас устроил Бог), и, кстати, ему не поздно ещё передумать.
    И с чего вы взяли, что я беснуюсь. Точка с чужой подачи, но САМ!(никто же его под дулом пистолета не заставлял), утверждает, что на первом Никейском соборе "Иерархи церкви большинством голосов назначили Иисуса Христа богом (прям партийная ячейка), обманом заставив ему поклоняться огромное количество человек по всей планете" Итак, точка сказал, что православная церковь лжёт- Иисус не есть Бог. А я говорю, что точка лжец. Вот и поговорили! На то и форум, чтобы делиться мнениями, не так ли?!
    Забавное у вас понятие о бесновании, вы , уважаемый всё с ног на голову перевернули.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 06.03.2012, 23:05
    Гость: .

    Уважаемые форумчане смею Вас успокоить. Я ни экстремист, ни террорист, ни враг церквы и тем более ни враг нашего всевышнего творца - господа Бога. Я с уважением отношусь ко всем религиям и верующим людям.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 06.03.2012, 21:23
    Гость: Савелий

    "Точка" привел выдержки выложеные на сайте ХА-ТХА.Культ. Так что не по адресу ваши беснования в отношении точки. Он не дал ни одного своего комментария по этому поводу. Нужно уметь убеждать и иметь терпение. У Бога может быть только один противоборец (по вашему враг) - это сатана. Все люди верующие. Одни верят что Бог есть. Другие верят в то что Бога нет. Третьи, типа точки, вообще в поиске истины.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (24)
]]>
]]>
Выбор читателей
© KM.RU
Ситуация критическая. Через неделю платежи за газ и ЖКХ для многих будут неподъемны
Мятеж Пригожина или «Марш справедливости»?
Разгром Ирана: три аспекта ирано-израильской войны
Фельдшеры и акушеры смогут заменять участковых врачей
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Аборт мозга «Паралич»
Взбунтовавшийся Рим: акции протестов против введения ковид-сертификатов состоялись более чем в 80 городах Италии
Янка Дягилева «Крестовый ноль»
Кро-маньон «У ворот на восток» (компакт-кассета)
Последнее китайское предупреждение: врачи Ишимбая готовятся бастовать, а их за это уже увольняют
Жаропонижающие препараты. Чем сбить температуру?
Конец Фильма «Ретроградный Меркурий»
«Наведение порядка» по американским рецептам: удар по больнице Аль-Ахли
Лечебные и косметические свойства хмеля
Brainstorm «Wall of Skulls»
Александр Пушной, 13 июля, Base
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.