Кремль не готов рисковать стабильностью на Северном Кавказе

Региональная структура России – достаточно скучная, «техническая» тема для политологов и обывателей. Как-то так сложилось, что уровень жизни в том или ином регионе не особо зависит от его качеств: решает за всех все равно Москва. Между тем и из области регионального устройства приходят порой очень интересные, даже будоражащие воображение новости. Нет-нет, а выступит какой-нибудь политик федерального масштаба с инициативой, как структурно обустроить Россию – так, чтобы все эффективнее работало.
Среди этих предложений есть давние и действительно солидные, озвучиваемые на самом высоком уровне. Например, идея укрупнения регионов – слияние и поглощение в федеральном масштабе. В минувшую среду пришел черед озвучивать и обосновывать данную идею спикеру Совета Федерации Валентине Матвиенко во время визита в Татарстан. В ходе встречи с депутатами Госсовета г-жа Матвиенко посетовала, что 83 региона – это много даже для такой большой страны, как Россия. К тому же само деление очень неровное: бок о бок существуют области и края, порой разительно отличающиеся друг от друга по экономическому и социальному развитию.
С такой вот «страной контрастов», судя по всему, в Кремле твердо решили кончать. Надо просто понять, чем Валентина Ивановна Матвиенко отличается, например, от Владимира Вольфовича Жириновского, который, как известно, тоже не дурак порассуждать на тему регионального обустройства. Вес Матвиенко во властной номенклатуре заметен, ей уже и ранее не раз отводилась честь оглашать в качестве инициатив уже фактически принятые выше решения. Так сказать, пускать пробный шар. Так, например, уже наверняка и не осталось простачков, считающих, что реформа того же Совета Федерации в части его формирования – это гениальная идея самой Валентины Ивановны. В таком случае серьезные шансы были бы у предложенной «Справедливой Россией» альтернативной модели.
Вот и в данном случае в произнесенных словах г-жи Матвиенко «Я думаю, процесс укрупнения все-таки пойдет рано или поздно, жизнь заставит к этому вернуться» видятся и лукавство, и кокетство. Прав был, в конце концов, старик Ежи Лец, однажды заметивший, что «некрасиво сомневаться, когда вполне уверен». В нашем же случае стоит говорить даже не просто о декларации некоторых планов, которым суждено претвориться в жизнь, но и о том самом пуске «пробного шара». Матвиенко заявила о необходимости укрупнить субъекты, все разумные головы поняли, что «это «ж-ж-ж» неспроста», и теперь Кремлю остается лишь мониторить ситуацию, оценивая риски и прикидывая варианты реализации данного непростого мероприятия. «Инициатива» Матвиенко, конечно же, найдет широкий отклик в экспертном сообществе и у публицистов; свое слово скажут и регионы, в том числе северокавказские.
Объединять ли последние и, главное, с какой целью – тема для отдельной дискуссии, но то, что данный процесс не будет простым вообще, а объединение, скажем, Чечни с Ингушетией и Дагестаном безболезненным в частности, ясно даже не сильно врубающемуся в тонкости внутренней политики обывателю. К слову, в ходе так называемой «большой пресс-конференции», прошедшей 20 декабря 2012 года, президент Владимир Путин особо остановился на данном нюансе, отметив, что процесс объединения регионов не должен затрагивать национальный вопрос, ибо «нам меньше всего нужно напряжение в этой сфере».
Впрочем, решение по объединению регионов, как отметила сама спикер верхней палаты, должно приниматься исключительно гражданами, проживающими в субъектах РФ, путем референдума. Как же все будет обстоять на деле – пока что можно лишь гадать. Во всяком случае, присобачивание к «старой Москве» куска Подмосковья под маркой «новая Москва» прошло без каких-либо референдумов, да и без толкового анализа перспектив развития той же транспортной ситуации. Впрочем, возможно, с остальной Россией Кремль не будет так груб?
Выступление спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко о необходимости укрупнения регионов в беседе с обозревателем KM.RU прокомментировал известный политолог Павел Салин:
– Это заявление Валентины Матвиенко на самом деле вполне ожидаемое. Оно отражает выбранный федеральным центром стратегический курс регионального развития, согласно которому федеральный центр все больше и больше финансовых обязательств перекидывает на регионы. Поскольку далеко не все регионы являются финансово самодостаточными, возникает ситуация, когда на многие из них просто нет смысла перекладывать финансовую ответственность: они ее заведомо просто не потянут. Так что идея Кремля заключается в том, чтобы были «регионы-хедлайнеры», которые бы брали, если можно так сказать, шефство над своими более бедными соседями. Под весь этот соус и проталкивается идея объединения регионов. В этом ее основной смысл.
В то же время я думаю, что в первую очередь речь идет, конечно, об объединении неэтнических регионов, проще говоря, русских. Если же говорить о национальных республиках, то тут, конечно же, власти придется принимать взвешенные решения. Скажем, если определить Татарстан доминирующим регионом в Поволжье, то татарские элиты, вероятно, не будут возражать против этого. Сложнее ситуация на Северном Кавказе: там очень и очень непростая этническая ситуация. Взять, к примеру, тот же Дагестан, который является вроде бы единым регионом, но внутри него уже долгое время идет междоусобная борьба различных этносов за сферы влияния. И думаю, что вряд ли Кремль решится рискнуть стабильностью на юге России и сольет республики волевым решением.
Комментарии читателей Оставить комментарий
У татар всё-таки было своё государство до 1552года под названием Казаньское ханство куда входила не только нынешняя территория татарстана но и вся территория самарской области ульяновской а также части оренбургской саратовской кировской уральской области и запад башкирии можеш посмотреть карту средних веков и сам увидеш а вот государство у башкир действительно не было.
В Советском Союзе все союзные республики имели прямой выход к гос.границе СССР. Татарстан и Башкортостан такого выхода не имеют.
Великобритания - унитарное государство со сложным внутренним государственным устройством. Достаточно заглянуть в энциклопедические справочники,а более подробно в учебники "Конституционное право зарубежных государств".
Действительно, "унитарное административно-территориальное деление страны -это еще не панацея от сепаратизма".
Этому способствуют и некоторые положения международного права. В частности, противоречащие друг другу:
право нации на самоопределение,
и территориальная целость государств.
А националистически (этно-патриотически), сепаратистски настроенная элита того или иного этноса опирается на то из этих международных прав, которое отвечает их политическим интересам.
о какой стабильности на Кавказе речь, когда каждый день взрывы и убийства? Или речь о том чтобы не было полномасштабных военных действий?
Главное объединить всех с москвой и тогда заживём отлично, будем жить за счёт богатенькой москвы и она будет нам сирым помогать.