Борьба с «тоталитаризмом» обернулась разгромом образования

18:38 4.12.2013 , Виктор Мартынюк
Фото с сайта tv-galaxy.ru
Фото с сайта tv-galaxy.ru

Справка km.ru

Организация экономического сотрудничества и развития (сокр. ОЭСР, англ. Organisation for Economic Cooperation

Подробнее

Исследование ОЭСР, к сожалению, отражает реальную картину, говорят эксперты

Глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов презентовал премьер-министру Дмитрию Медведеву новую игрушку – «уникальный российский смартфон» с двумя экранами и множеством наворотов, в том числе «не имеющих аналогов». Сам гаджет обещают продавать по «смешной цене» – что-то около 20 000 рублей.

Что ж, если смеяться, так от души. Собираться «стопроцентно российское изделие» пока будет... в Сингапуре и полностью из иностранных деталей. Конечно, Чемезов пообещал, что в будущем данное изделие будет производиться в России. Но вот о том, насколько отдаленным будет это самое «будущее», он благоразумно умолчал. Как и о том, наступит ли оно вообще.

Зарубежную сборку понять можно, но почему детали все импортные? И что же тогда в игрушке останется русского? Душа?

Ответ на этот вопрос – и вполне исчерпывающий – дает свежее исследование уровня образования школьников, проведенное экспертами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Школьникам 15-16 лет из 65 стран мира, включая Россию, было предложено пройти тест с заданиями по математике, естествознанию и чтению. Сам тест является элементом Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment), проводимой под эгидой организации. Исследование проводится раз в три года.

Совпадение это или нет, но именно школьники Сингапура, где будет собираться «стопроцентно российский» смартфон, показали один из самых сильных результатов. В лидерах – Китай, запустивший на днях свой луноход. Результаты России выглядят так себе, хотя на фоне других стран (например, Испании) пока очень даже прилично. Российские школьники набрали 482 балла по математике, 486 – по естествознанию и 475 – по чтению. Средний балл по странам, входящим в ОСЭР, составил 494, 501 и 496 баллов соответственно... Ну а китайские подростки собрали рекордный урожай: 613 баллов – математика, 570 – чтение и 580 – естествознание.

Тех, кто уже успел разочароваться в презентованном Чемезовым Медведеву смартфоне, возможно, успокоит то, что культовый американский «айфон» собирается-таки в Китае. Но вряд ли это должно утешить тех товарищей, что ведают в наших краях образованием и наукой. Самое простое – отмахнуться, обвинив ОЭСР в ангажированности и зависти к нашим духовным скрепам, но мы как-то и без зарубежных исследователей немного уже догадываемся, что явно что-то не тем путем идет в отечественном образовании. Достаточно послушать рассказы преподавателей вузов, в красках расписывающих приходящий к ним по результатам ЕГЭ контингент. Рассказы эти, правда, интересны только им самим и еще сотне-другой неравнодушных «алармистов».

В этом свете, быть может, широко обнародованные результаты исследования хоть как-то заинтересуют кого-то в коридорах власти? Хотя бы из соревновательных соображений...

Свежие результаты исследования ОЭСР в беседе с обозревателем KM.RU озвучил директор Московского института развития образовательных систем, советник генерального директора издательства «Просвещение», кандидат педагогических наук, член-корреспондент РАО Александр Абрамов:

– Если бы международное сообщество всерьез задалось целью сравнить показатели естественно-научных знаний среди школьников по странам, то тогда и сама система заданий была бы более разнообразной, которая учитывала бы объективную разницу в образовательных системах разных стран. Пока же сравнивать, в какой стране, например, лучше учат математике, бессмысленно, потому что здесь приходится применять слишком много оценочных параметров, которые в большинстве своем нельзя сделать универсальными.

Но, вместе с тем, если подходить к вопросу о качестве образования в общем, то наблюдение в целом справедливо. В Китае и вообще в Юго-Восточной Азии образованию уделяется повышенное внимание, наша же образовательная система деградирует. Дети мало читают, а ведь чтение хорошей художественной литературы тренирует умение мыслить. Чтобы решить задачу по математике, нужно вникнуть в ее смысл, нужно понять ее условия.

Слабость наша в том, что на протяжении последних двух с лишним десятков лет, после всех экономических и политических потрясений, местной власти оказалось совершенно наплевать на состояние культуры в их стране. Успех кого бы то ни было теперь прочно ассоциируется с его материальным благополучием, а человек знающий не является героем нашего времени.

Знания сегодня не являются в России абсолютной пропагандируемой ценностью. Государство демонстрирует свое наплевательское отношение к культуре тем, что поддерживает те источники массовой информации, прежде всего на ТВ, которые не содействуют развитию просвещения в стране, а пропагандируют антикультуру. А почему российскому государству это выгодно – отдельный вопрос...

Не удивили результаты исследования также и известного публициста, председателя наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрия Крупнова:

– Это говорит о том, что мы успешно преодолели «страшное и тоталитарное» советское прошлое. Мы его успешно преодолели в авиапроме, пересев с отечественных самолетов на «боинги» и «эйрбасы», теперь преодолели еще и в школьном образовании. Можно рапортовать еще об одной победе.

Как известно, критика советской школы как раз крутилась вокруг тезиса, что в ней «гипертрофированно» были представлены математика и естественно-научные предметы, якобы в ущерб гуманитарным наукам. Зато теперь у нас нет ни того, ни другого.

Как бы парадоксально это ни прозвучало, но безусловно антиобразовательной у нас является сама концепция модернизации образования, принятая еще в 2001 году и упрямо реализуемая, несмотря на всю критику со стороны научной и педагогической общественности. Нам упорно навязывается отношение к образованию как к сфере услуг. Но ведь вообще за минувшие после перестройки 25 лет до основания разрушилась вся организация школьного образования, значительно понижен статус учителя. За яркими парадными вывесками мы видим полностью разрушенную инфраструктуру образования, из которой по определению не может получиться что-то более-менее выдающееся. Мы полностью деградировали в сфере образования, потеряли все свои предыдущие мировые завоевания, что и оказалось в итоге отражено в исследовании ОЭСР.

Ситуацию совсем непоправимой не назвать. Исправить ее можно и нужно. Для начала – отказаться от экспериментов по бездумному переносу западных технологий на нашу почву. России остро не хватает ставки на технологический суверенитет в авиапроме, в машиностроении, в образовании – везде.

Конечно, для того, чтобы обслуживать газовую трубу, достаточно, если верить члену-корреспонденту РАН Данилову-Данильяну, и половины имеющегося населения, если не больше. А гастарбайтеры работают лопатами за копейки и горя не знают...

Комментарии читателей
07.12.2013, 23:29
Гость: С заботой о теме

Бывший учитель

В школе на собрании в 10 классе методист нам с большой обеспокоенностью докладывала о том, что дети до сих пор не определились с будущим, и - о, ужас! - сбегают с элективов. А между тем, продолжила она, задача школы - подготовка к ЕГЭ и поступление в вуз. И дальше можно было уже не слушать. То есть, два последних
=====================
Школьное воспитание давно созрело для введения розг..Естественно по медецинским показателям.

07.12.2013, 23:10
Гость: Ага

Фанат образования

Блестящая статья.
Вот теперь всем людям нужно самостоятельно взяться за ум.
========================
Когда ума то енет беруться именно за все остальное. Несомненно что основное тело статьи наполненно исключительно этим содержанием, ну и совершенные риципиенты тож. Поэтому симфония полной оплодотворенности сознанием звучит настолько плюролистично, что становится чище запаха нестепимого гавна, в натуре.

07.12.2013, 00:02
Гость: для образованщины

К сожалению, в Ваших словах есть и доля истины..
Да, тех кто построили тех.Красную Империю, тех кто могли защитить СССР и сов.народ, массово извели локальные конфликты и ВОВ да шкурные интэрэсы "героев" ХХ съезда КПСС с пр.генсеками..
А вот насчет "элиты", т.е. Фурсенковых-Сердюковых.., ну уж Нет -это вашенская болотно-вороватая тусовка прокравшаяся во власть.
Гр.Смута и Войны.., как и всегда, унесли самых-Самых..
И на плаву, как и всегда, в основном осталась людская "пена..", коя как и всегда ни к чему окромя трепа и организации помоек-болот Не обучена и Не способна.
Вот и имеем, что Имеем..

]]>
Загрузка...
]]>
]]>
Загрузка...
]]>
]]>]]>
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.
Организации, запрещенные на территории Российской Федерации