«Путь к коммунизму» завёл Клячина не туда

Есть такая старинная игра – «в ассоциации».
Что навевают вам слова: коллективное сельскохозяйственное предприятие? Колосящиеся поля ржи? Масштабные посевы капусты и редиски? Доярки, спешащие на восходе солнца к буренкам? Неравный бой с колорадским жуком на бескрайних картофельных плантациях?
Все это наверняка было бы верным применительно к советскому колхозу «Путь к коммунизму» Химкинского района. В 1980 гг. он даже стал агроторговым объединением «Химки» и отвечал за поставки молочной и мясной продукции в столицу. Впрочем, как мы помним по прилавкам советских магазинов, задача эта для аграриев оказалась непосильной.
И неудивительно, что колхоз этот стал одним из первых сельхозобъектов, чьи земли были переориентированы в новых рыночных условиях не под прием трудовых десантов из работников советских НИИ, а под реальное спасение трещавших по швам бюджетов Московской области и Химкинского района.
Так, в далёком августе 1993 года состоялось совместное заседание руководящих органов сельхозпредприятия, которые решили пойти навстречу администрации Химкинского района и передали ей земельный участок в размере 20,88 га (для справки: это примерно седьмая часть всех когда-то относившихся к колхозу угодий).
Та в свою очередь приняла постановление о предоставлении этого земельного участка в аренду на 49 лет всемирно известному концерну «ИКЕА». Примечательно, что тогда так и не нашлось тех, кто хотя бы попытался оспорить правомочность передачи угодий району и их дальнейшую сдачу под застройку. Так же не было слышно голосов «против» и на всём протяжении возведения офисного гиганта – комплекса «Химки Бизнес Парк».
В общем, шведы возвели на выделенной им земле объект, ныне востребованный не только ими, но и десятками арендаторов – среди них представительства корпораций Iveco, Renault, Jaguar Land Rover, Hasbro и многих других, а затем и вовсе выкупили гектары под ними за 105,5 млн. рублей.
С тех пор ситуация вроде развивалась к всеобщему и взаимному удовольствию. Укоренившаяся в России «ИКЕА» стремительно завоёвывала сердца потребителей, бюджеты пополнились реальными деньгами от прилежно отчисляемых компанией налогов, Москва же прочно преодолела продовольственный дефицит, сделав это без помощи неэффективного «Пути к коммунизму».
Но вскоре нашлись люди, пожелавшие конкретно попортить благостную картину. В 2011 году ОАО «Коллективное сельскохозяйственное предприятие «Химки» подало в областной арбитраж иск к «дочке» международной компании ООО «ИКЕА Ханим Лтд», развивающей территорию.
Фирма, которая позиционирует себя как преемница канувшего в Лету колхоза, требовала признать отсутствие у «ИКЕА» прав собственности на выкупленную ей землю и заявляла о своих претензиях на более чем 164 га земли бывшего «Пути к коммунизму». Суд удивительно быстро прислушался к желаниям «КСХП «Химки» и удовлетворил иск. Хотя с момента передачи земли прошло уже 18 лет, и срок давности, очевидно, был пропущен.
Из решения арбитража следовало, что «ИКЕА» придётся либо сносить свои здания, либо снова покупать когда-то приобретённую землю. На сей раз не у района, а… у удачливого сутяжника.
Интересно, что упомянутое ОАО традиционно называется СМИ не иначе как «одним из крупнейших землевладельцев в районе Химкинского леса». Заметьте – землевладельцем, но вовсе не землепашцем. Что неудивительно, ведь среди основных видов деятельности общества отдельно выделяется «Передача в аренду собственного недвижимого имущества, посреднические услуги». Очевидно, это занятие более выгодное, чем неблагодарное выращивание капусты и редиски.
Данный профиль предприятия легко объясняется тем, что контролирует его одиозный Александр Клячин, входящий в число самых заметных лендлордов Подмосковья, сравнительно недавно ставший владельцем гостиничной сети Azimut Hotels.
Это тот самый Клячин, который, по независимым оценкам, когда-то входил в пятёрку наиболее часто упоминаемых персон в российской индустрии слияний и поглощений. Проще говоря – один из лидеров рейтинга рейдеров. Его компания «Нерль» специализировалась на захвате НИИ, строительных компаний и, что характерно, подмосковных колхозов.
Последнее направление как-то привело Клячина к столкновению с другим профессионалом индустрии Василием Бойко. Последний, кстати, сейчас обвиняется «в незаконном завладении правом собственности на земельные доли бывших и работников реорганизованных совхозов Рузского района».
Бойко и 10 его подельникам уже предъявлены обвинения по ст. 210 УК РФ (организация и участие в преступном сообществе), ч.4 ст. 159 УК РФ (мошенничество — 6 эпизодов), ч. 3 ст. 174.1 УК РФ (легализация имущества — 4 эпизода), ч. 3 ст. 303 УК РФ (фальсификация доказательств — 14 эпизодов).
Клячин пока счастливо избегает подобной участи. Хотя в его «творческой» биографии значатся такие истории, как поглощения – удачные или не совсем не суть – ЗАО «Моспромстрой», НПО «Мосспецавтоматика», разрабатывающего комплексные системы управления пожарной и охранной безопасностью (в намерения рейдеров входило сворачивание производства), ткацкой фабрики «Красная Роза», здания Государственной публичной научно-технической библиотеки на Кузнецком мосту и так далее.
Но отвлечёмся от текущих проблем Клячина и вернёмся к недавним проблемам «ИКЕА». Когда компания была поставлена арбитражом перед нелёгким выбором: снос своего имущества или расставание как минимум с $25-30 млн. – такова примерно нынешняя стоимость земли под объектами, - ей пришлось идти за справедливостью в следующие инстанции.
Почти два года ушло у «ИКЕА» на доказательство своих прав на когда-то приобретённую землю – дважды суд первой инстанции поддерживал требования рейдеров и столько же раз Десятая арбитражная апелляция принимала противоположные решения. Наконец, в декабре 2013 года Федеральный арбитраж Московского округа, казалось бы, окончательно отверг претензии «КСХП «Химки» на территорию «ИКЕА».
Но нет. Года не прошло, как «крупнейший землевладелец» пошёл в новую атаку. На сей раз, он обратился в суд с требованием к «ИКЕА» снести ею же и возведённый бизнес-парк. Вплоть до ливневой канализации и мачт наружного освещения. А уже затем – передать «освобождённые» гектары фирме Клячина. То есть логика опять такая: колхоз знать не знал, что его земли сначала отошли району, а затем – добросовестному приобретателю.
Первая инстанция такому обоснованию претензий удивилась и иск отвергла. Но контролирующие КСХП лица не успокоились и подали жалобу на это решение. И в следующей инстанции произошло удивительное: Десятый арбитражный суд определением от 2 декабря 2014 года… применил недвижимости обеспечительные меры. Попросту – арестовал имущество, запретив Управлению Росреестра по Московской области проводить с ним любые действия.
Следующий раунд столкновения «бизнеса» из девяностых и «ИКЕА» состоится уже 17 июня, когда пройдёт заседание суда по существу.
Интересно, спрашивал ли кто-нибудь у «колхозника» Клячина, какие у него планы на «отжимаемые» гектары? Что-то подсказывает: в землепашцы он идти не собирается. Слиянии и поглощения – это вам не редиску выращивать.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Покажите мне политика, в любой стране, и чтобы не было возможности его купить...хотя бы потому, что за очень большие деньги могут и просто убить,не покупая..а если всех, то что - все народы одинаковы?
----------
Народ и власть. Ну, не совсем словоблудие. Люди очень меняются в зависимости от места работы.
Народ всё же можно выделить. Хотя власть, пусть она во многом народная, но недовольным народом оказываются, тем не менее, именно массы..
Поэтому задача власти, среди прочего, не допускать видимых поводов для этого, раз стабильность в большинстве случаях очень важна, поскольку причин-то для недовольства всегда хватит...
И толку, если он, допустим, уже не первый такой олигарх? :)
Умнее олигарх, поскольку он просчитывает варианты до конца, а киллер только до момента получения денег за заказ.
Ещё чуть. Умный - это, конечно, комплексное понятие. И - РАЗНОЕ ДЛЯ РАЗНЫХ ЛЮДЕЙ.
Вот многие "успешные" - вообще-то не очень умные, а скорее хитрые. Если при этом ещё и подлые, то наверняка обеспеченные. Более того, я встречал даже несколько хитрых дураков. То есть тупой, но хитрый.
А ещё я вспомнил - есть ведь и просто порядочные люди. Не хотят никакой "грязи".
Так что умный - это скорее, кто головой работать умеет, и ни с чем это связать нельзя.
Может быть, если очень хочется, и богатым, но это скорее для выходцев из низов характерно, которые мечтают любой ценой вырваться наверх. Те, кто с детства жил неплохо и продолжают так жить, обычно не очень рвутся ради миллиардных сумм получить пулю от киллера...это сегодня обсуждали - кто умнее, олигарх или его киллер.. :)
Народ, власть, власть не должна, власть обязана, народ не надо доводить. Словоблудие сие есть. Разделения на власть и народ в реальности не существует, власть и народ переплетены, власть рекрутируется из народа, больше ей взяться просто неоткуда. С Марса она, что ли? Сегодня студент института, завтра мелкий служащий мэрии, послезавтра глава администрации, так и пошел. Покажите хоть одного во власти, которого бы нам из США прислали. Если власть продажна- значит, и народ потенциально продажен, только продаваться некому, покупателей нет. Если власть ворует- значит, и народ вороват, только воровать нечего, руки коротки, потому и голосит о коррупции других и о честном "Я". Легко быть честным, когда ты ничего украсть не можешь и тебе взяток не дают. А как попал к кормушке- и куда принципы делись, тут же под себя погрёб. Сколько мы видели советских генералов, ставших губернаторами, и обещавших быть и честными, и достойными? А куда всё делось? Евдокимов, актер, став губернатором, по встречке летел на "мерседесе" шестисотом- он же теперь не абы кто, а народ, ставший властью. Вот вам и народ, и власть. Если человек без власти едет в электричке без билета, то став министром, он будет воровать миллионами и миллиардами, не надо иллюзий. Я видел, как пройдохи повыше завод за копейки приватизировали, и как работяги с этого завода уже до этого весь цветмет через забор в приемку перетаскали. Эти люди одного порядка, и Сердюков такой же, и дворник, метлу укравший, такой же. Все такие.