Установление подлинности останков царской семьи - принципиальный для Церкви вопрос

Говоря современным языком, это «разрыв шаблона»: следствие руководствуется исключительно верой, в то время как Церковь требует доказательств.
Во всяком случае, если верить официальному спикеру СКР генералу Владимиру Маркину, у его ведомства сомнений, что захороненные в Петропавловской крепости останки принадлежат семье последнего российского императора, в принципе нет.
А вот у Русской православной церкви они имеются. Виной чему стало весьма небрежное, чисто бюрократическое «ведомственное» отношение к просьбе тогда еще Патриарха московского и всея Руси Алексия II о допуске Церкви к процессу исследования найденных под Екатеринбургом останков.
Возглавляемая Борисом Немцовым комиссия не стала усложнять себе увлекательный процесс и настоятельно предложила клиру всецело положиться на компетенцию специалистов.
Принцип пошел против принципа, но ведь речь идет не просто об убиенном государственном деятеле и его семье, а о тех, кто был признан святыми. Могла ли в этом случае Патриархия молча «положиться на компетенцию» и смиренно признать останки мощами лишь по чьему-то внешнему определению?
Каждая сторона в итоге осталась при своем: государство определило обнаруженные останки как принадлежащие семье Императора, Церковь оставило за собой право этот факт не признавать.
По факту же, в самой той напряженной работе оказалась поставлена не точка, а запятая. Какой вообще был смысл во всей этой истории, не получившей своего логичного завершения? Да, кто-то не бесплатно удовлетворил свой исследовательский интерес, кто-то получил громкую строчку в политической биографии...
Но не может Церковь почитать захороненные останки канонизированного императора и членов его семьи до того момента, пока не будет абсолютно уверена в их аутентичности. Для нее это, простим себе неловкий каламбур, как раз-таки вовсе не вопрос веры, категорически.
«Комиссию Немцова» эта нехитрая позиция тогда не убедила. Нынешний Следственный комитет, как раз таки не сомневаясь с выводами коллег, отнесся к ней уже с большим пониманием. Проблема оказалась на такой уж и нерешаемой: гласность, та самая, на которую молился в свое время сам Немцов - это ведь на самом деле так просто.
В беседе с обозревателем KM.RU известный общественный и православный деятель, главный редактор радиостанции «Радонеж» Евгений Никифоров приветствовал возобновление следственных действий по идентификации найденных останков, предположительно принадлежащих Николаю II и его семье:
- Это совершенно правильное и своевременное решение. Дело в том, что те предварительные исследования, которые были проведены в свое время комиссией Немцова по перезахоронению останков, нас категорически не устраивали по одной простой причине - мнение Церкви не учитывалось никаким образом.
Эта претензия звучала в том числе в стенах Государственной Думы, где ваш покорный слуга совместно с Рогозиным проводили общественные слушания по этой действительно острой теме. Мы прямо и откровенно говорили, что главная претензия к государственной комиссии в том, что не оказалось в ее действиях столь нужной для Церкви прозрачности и ясности, а соответственно и о доверии к выводам этой комиссии не могло идти речи. Как, впрочем, не могло в те времена идти речи о доверии к правительству Ельцина в целом.
И по сей день мы так и не смогли добиться прояснения всех спорных моментов той экспертизы. Более того, если власть будет опять пытаться закрыть процесс исследования, ссылаясь на то, что «специалисты без вас разберутся», то и к новым выводам будет со стороны Православной церкви ровно такое же отношение.
И тут важно понимать, что это никакая не прихоть, речь ведь идет о зоне чрезвычайной духовной ответсвенности. Установленные останки царской семьи будут почитаться как мощи святых прославленных угодников Божьих.
А потому для Церкви полноценный доступ к процессу исследования останков - это не вопрос праздного любопытства или тщеславия, как это пытаются представить некоторые антицерковные спикеры. Это действительно крайне принципиальный момент, которым всем нам нельзя поступиться, прогибаясь под конъюнктуру.
Церковь еще тогда, в процессе предыдущего следствия, заняла позицию абсолютной непредрешенности принадлежности найденных останков. Прошлое их исследование, увы, не смогло убедить Патриархию в том, что они пинадлежать именно убиенной семье государя-императора Николая II.
Сейчас же, насколько я могу судить, следствие вроде бы настроено более доброжелательно к церковной позиции. Более того, в комиссию включены и ее представители.
Будем надеяться, что эта атмосфера доверия сохранится и далее, что важно в том числе и самим следователям, ведь в противном случае можно будет говорить о том, что результаты из труда напрасны.
Комментарии читателей Оставить комментарий
мы все родом из ссср. во вторую мировую у нас в ленинграде у бабушки умерло двое детей. и два родственника пропали без вести и кому есть дело до патриотов. героев пропавших. убитых во время второй мировой ведь у них даже могил нет. а нам все про царскую семью.
БРАВО
правильно
как то спокойные в россии живут по шаманским законам. святой дух и не мог или не хотел.А вот во вторую мировую наши предки все смогли и страну и детей остоять. а вот потомки царской семьи где были? тоже дух ушел в пятки. хватит из себя дураков строить на дворе 21 век.
останки ксении блаженной не эксгумировали. но ксению блаженную причислили к лику святых и попам на смоленском кладбище не чего не мешает грести деньги лопатойа второй момент сами же священники говорят. что могила не чего не значит . что душа на небе.а теперь таскаються с мощами царской семьи. когда в россии нищета. кризис за кризисом. россия сырьевой придаток а нам русь провославная. какие двойные стандарты