Новый год: нас снова ждет радость советского кино

Каждый год Женя Лукашин ходит в баню, вечно молодая Гурченко поёт про «пять минут», а НИИшные чародеи пытаются сварганить волшебную палочку для нужд системы обслуживания. Так было и так, вероятно, будет очень долго — пока существует новогодняя телепрограмма. В этих фильмах зашифрованы культурные коды советского мировоззрения — не только официального, но и народного. Если хотите — обывательского, ибо Новый Год считался «неформальным» праздником.
Во всех новогодних кинолентах мы прослеживаем отношение социума к дилемме «общественного» и «личного». Неслучайно оттепельные герои справляют Новый Год в своём рабочем коллективе, интеллигенция времён Застоя — в уютных, но при этом стандартных квартирах, а предперестроечный коллектив опять стремится в банкетный зал, на грандиозную дискотеку…
Итак, наша «Карнавальная ночь» (1956) случается в разгар Оттепели — то была эра коллективизма, когда всё персональное и частное задвигалось, считалось малоценным. Точнее — мещанским, тухлым. Фестивальные танцы на площадях. Чтение стихов в громадных аудиториях. Пение авторских песен в походах и загородных электричках. Встречи друзей в молодёжных кафе — чтобы к любой компании мог присоединиться всякий посторонний гость. Просто так. До хрипоты спорить о кибернетике, а на выходе затянуть про «солнышко лесное». Весёлая суета и бесконечность дружбы. Энергичная потребность быть вместе, танцевать в большом зале, устраивать курьёзы и розыгрыши. Не просто так — с особым «оттепельным» смыслом.
Современные киноведы склонны видеть в Огурцове характерного сталинского чиновника, боящегося сделать или хотя бы сболтнуть лишнее, полагающего, что праздник — дело нешуточное. Даже его секретарша выглядит как стандартная блондинка с «тоталитарных» плакатов предыдущего царствования. Её тонко противопоставляют диоровской лёгкости Крыловой-Гурченко. Смех без причины стал чем-то вроде знаковой детали времени. Одно дело — развенчать Большой Стиль с трибуны и совсем другое — в новогодней кинокомедии. Доходчивее, живее… вкуснее. В мелодраме «Карьера Димы Горина» (1961) восприятие смещено в сторону лирики и романтики. Тайга, строительство ЛЭП, бывший клерк Дима Горин и — фантастическая девушка из грёз, у которой даже имя сказочное — Галя Берёзка. Они — наедине. Однако же — наедине со всеми. Принудительная коллективность новогодней ночи. Тосты, посвящённые свершениям. Но становится ясно: люди вместе не только потому, что им некуда деться. Им хорошо в тёплой компании. Радиоприёмник «Турист» выдаёт задушевное: «…А снег идёт, а снег идёт / И всё вокруг чего-то ждёт…».
Новогодний фильм «Зигзаг удачи» (1968) каждый раз хочется назвать «зигзагом неудачи», причём не режиссёрской — Рязанов талантлив, не актёрской — в кадре мы видим филигранную игру, а… всеобщей неудачи. Какое-то унылое безнадёжье, помноженное на зависть всех ко всем. Не получилось Прекрасное Далёко, вильнули в сторонку, но кипучий коллективизм всё ещё бьёт по нервам и требует расправы. В том фильме кошмарно всё: от феерического предновогоднего соцсоревнования — до метаморфоз, происходящих с людьми при виде купюр. Логичный финал 60-х. Модерновая стекляшка фотолаборатории с не менее зовущим названием — «Современник». Провинция, где откровенно скучно. Тоска буквально разлита в атмосфере. В круге первом. И ничего — никогда. Склочно-утомляющий мирок «Зигзага…» уже не может бытовать по правилам «Карнавальной ночи», но пока ещё не смеет жрать салаты, как в «Иронии судьбы».
Громыхать и трубить о доблестях — требуемо, но не нужно. Затоваривать квартиру и хвастаться импортными трофеями ещё не вполне комильфо. Поэтому приходится уличать и подличать. И друг друга фотографировать для выполнения плана. Если человек не знает, чем заняться и куда плыть, — он всегда пребывает в унынии. Фильм про зигзаг удачи — талантливое отражение социальной кручины. И снег валит из серых туч, и ни одного солнечного блика. Куда грести?
Огневую радость коллективизма попытались воссоздать и в претенциозной комедии «Эта весёлая планета» (1973), когда приём давным-давно не работал. Натужное веселье молодых интеллектуалов, песни-пляски, цирк и маскарадность. Прибытие инопланетян — они вливаются в кутерьму празднования. Примечательно, что их, в общем-то, никто не замечает, и это тоже — маркер времени. Ощущается усталость — друг от друга, от общения. И от всей этой шестидесятнической суматохи, которая хороша только в юности, когда у тебя нет квартиры, машины и детей.
Разгар 70-х — это вовсе иное. Материальная суть вещей оказалась интереснее космических идеалов. Бородатые физики-лирики закрылись на шестиметровых кухнях, чтобы спорить о Булгакове и Кафке, а их заскучавшие жёны (бывшие скалолазочки) выстроились в очередь за импортными батниками, блейзерами и шузами. Новогодняя сумятица «Иронии…» вся пронизана культом быта. Насмешка над тезисом «чтоб всё как у людей» превращается в гротеск: одинаковость квартир, мебели… судеб, желаний, интересов. Бесконечное смакование французских духов и домашних выпечек, салатиков, заливных рыб (которые, конечно, гадость, но без них уже никак не возможно).
Компания — это для пацанов и студенточек. Лукашин не хочет ни к каким Катанянам, а Галя бездарно врёт про ресторан «Седьмое небо». Зачем друзья, когда можно жевать вдвоём? Остаётся только баня как некий жест старинной традиционности — вы можете себе представить положительного героя Оттепели, который бухал бы с друзьями в бане?! Здесь же всё на своих местах: банька, водочка, а дома — телевизор и наряженная ёлка. Даже попадая в передрягу, наш Лукашин оказывается… в точно такой же квартире, но уже в Ленинграде. То бишь выбора-то и нет — всё та же мебель фасона «стенка» и модная электробритва страдающего Ипполита… Налицо социальный конфликт, хотя он и подаётся в формате борьбы за красивую женщину.
Ипполит — из породы негнущихся, правильных, всё запрещающих людей, которые испытывают сложности при столкновении с любой иррациональностью. Его главный враг — тот самый «смех без причины». Он для него, как в русской пословице, — признак дурачины. Забавная деталь: фоном прокручивается «Соломенная шляпка», где повзрослевшая, но всё ещё искромётная Людмила Гурченко выплясывает в пышном кринолине. Печальный монолог Ипполита: старое уничтожить просто, а вот новое создать — очень и очень трудно. Лукашин — этот нечаянно-негаданный, но закономерный разрушитель — выпрыгивает, как чёрт из табакерки.
Типичный кухонный интеллигент с бардовским настроем и гонором образованщины, воспетой как раз в те годы Александром Солженицыным. Когда из всех щелей прокричат: «Перемен! Требуют наши сердца!» — Лукашин пойдёт и растопчет, а пока он всего лишь увёл блондинку…
В 80-х снова затеялась эра тусовок, больших компаний, дискотек и сборищ. Люди хотели выйти на улицу, а молодёжь начала собираться в стаи. Это произошло не в момент Перестройки, а задолго до. В 1981-83 годах организовывались юношеские объединения «по интересам», стали активно создаваться молодёжные кафе — как и в 60-х, а комсомольские лидеры делали себе имя на организации диско-клубов. В программу тщательно вписывались «беседы о высокой культуре и опасностях современной поп-индустрии», а под шумок устраивались танцплощадки с маленькими барами. Но даже не в этом суть: в 80-х люди испытывали острую потребность в коллективности, которая не была бы связана с типичной советской риторикой.
Дискотека VS демонстрация. Диспут о рок-музыке VS сбор металлолома. Клуб любителей фантастики при районной библиотеке VS вечер политпросвещения при ЖЭКе. Именно это общественное бурление мы наблюдаем в «Чародеях» (1982): всем кажется, что быть вместе, отмечать новые рубежи в шикарном зале, — это остро и волнующе. «Этот мир ослепительно молод — столько лет ему, сколько и нам!» — поют герои в финальной песенке, и кажется, что всё-всё будет хорошо!.. «Чародеи» — творение братьев Стругацких. Вещь написана как продолжение знаменитого «Понедельника…». Вроде бы всё на месте: сказочный НИИ, волшебные палочки, говорящие коты. Но смысл катастрофически поменялся. В 60-х культ любимой работы постулировался и не обсуждался. Вкалывать оказывалось интереснее, чем отдыхать. Понедельник из «дня тяжёлого» становился днём праздничным, а работники фантастического института даже в новогоднюю ночь срывались из дома, чтобы сегодня, сейчас ещё немножко поработать.
В «Чародеях» всё иначе: «поумневшие» доктора околовсяческих наук с ленцой фланируют по коридорам монструозного здания и увлечённо готовятся к новогоднему балу. Модно одетые, динамичные, амбициозные. Воюют друг с другом за начальственные кресла, делают карьеру, подсиживают. Реально работают во всём этом нарядном гадючнике только двое — Брыль и Ковров — этакие последние «могикане» 60-х. Ещё одна занятная деталь — волшебная палочка. Она материализует объекты и услуги, которые, по идее, должны выпускаться лёгкой промышленностью и предоставляться сферой обслуживания. Безо всякого чародейства!
Палочка не бесплатно раздаёт конфеты — там всегда прилагается товарный ценник. Однако вызвать такси без помощи волшебства становится затруднительно, как, впрочем, и получить сдачу у таксиста. В «Понедельнике…» учёные занимались, по их же словам, «счастьем человеческим», а нынче — колдуют с целью получения обыденной вещи. Целый НИИ работает над проблемой! Потому что… не работает система?! В этой милой новогодней сказочке зарыто больше, чем явлено. Белый костюм с чёрной рубашкой а-ля Джон Траволта можно только наколдовать. Букет цветов? Не вопрос — один взмах. Даже скатерть-самобранка — и та кормит всякой гадостью, пока на неё не прикрикнешь. Озабоченность «дефицитом» превратилась в навязчивую мысль и перестала монтироваться с реальностью…
Но главное, что все эти фильмы (за исключением «Зигзага удачи») давали стойкое ощущение радости, причём радости — перманентной, явной, необсуждаемой. Они транслировали: «Мы живём хорошо, а завтра будет ещё лучше!». Всё идёт по плану. Поэтому мы до сих пор так любим старое новогоднее кино.
Автор: Галина Иванкина
Комментарии читателей Оставить комментарий
И без куска хлеба с маслом герои фильмов явно не страдают, что бы нам сейчас ни рассказывали про ужасы дефицита в "аццком Совке". В обществе, где царит недостаток продуктов питания, едва ли появятся и станут популярны фразы типа одной из крылатых фраз фильма: "Какая же гадость эта ваша заливная рыба!".
И вот на этом фоне безмятежного благополучия, завоёванного, между прочим, десятилетиями тяжёлого труда и борьбы, герои фильма могут напрочь забыть обо всех мировых проблемах и вообще об истории, и целиком погрузиться только в свои личные, частные, любовные дела. Мир "Иронии судьбы" — это мир остановленной Истории, и остановленной явно не в худший свой момент... вот только одна беда — вечно такая остановка длиться никак не может. И тем, кто об этом забывает, рано или поздно приходится за это расплачиваться.
И спустя полтора десятка лет советским людям пришлось-таки очнуться от этого уютного мира, стрелка часов истории всё-таки дёрнулась и пошла... и пошла она, увы, в обратную сторону. Из мира "уверенности в завтрашнем дне" мы все, граждане бывшего СССР, провалились в прошлое, с его кризисами, возможностью потери работы, зарплаты, жилья, куска хлеба, а кое-где — взрывами, бомбёжками и обстрелами. Благополучный мир "Иронии судьбы" ушёл под воду, как Атлантида, от него остались только отдельные островки-оазисы, да и те быстро тают. И чтобы вернуться в этот мир "уверенности в завтрашнем дне", который назывался, между прочим, социализмом, теперь придётся приложить немало усилий.
Конечно, хуже. Хотя бы потому , что её просто не существует в природе.
Утопия чистейшей воды. И не надо её путать с охлократией.
Неслучайно ещё Сократ говорил ,что любая демократия рано или поздно неизбежно
перерождается в тиранию.
Судя по фото,автор застала поздний СССР в раннем детстве.Судит о том времени по фильмам.Тщательнее надо,тщательнее."Карнавальная ночь"-1956г,три года как умер Сталин,11 лет после окончания ВОВ-это еще не период оттепели.Это время восстановления хозяйства после страшной войны.Больших строек ("Высота"),освоения целины ("Иван Бровкин на целине"),восстановление села ("Дело было в Пенькове"),об интеллигенции 50-х снял фильм "шестидесятник"М.Козаков по пьесе Л.Зорина "Покровские ворота" (1982).Оттепель началась в 60-е,Ахмадулина,Окуджава,Евтушенко.Этот период ярко показан в фильме "Еще раз про любовь","Дайте жалобную книгу" и конечно заклейменный "Зигзаг" с его явной рекламой лотерейных билетов.А "Ирония" -это фильм о любви,любим за прекрасную музыку и стихи,искренность чувств. "В одно окно смотрели двое,один увидел дождь и грязь,другой листвы зеленой вязь....."Автор во всем советской видит "грязь",по себе судит?
В Советы тоже избирали граждане- при этом, в этих выборах участвовали почти все граждане страны, достигшие по возрасту права выбирать. Ныне же даже четверть граждан страны вряд ли ходит на выборы.
В КПСС не вступали- в КПСС выбирали члены КПСС-закрытым голосованием- в основном передовиков производства- с уголовным прошлым туда даже не пробовали соваться.Тогда было просто немыслимо, чтобы человек, на которого было заведено уголовное дело, мог баллотироваться на высший государственный пост страны)
Но главное даже не в тех выборах-главное в том что обещали Советы=КПСС!
А они обещали постоянный рост благосостояния граждан страны- и это благосостояние граждан, год от года неуклонно росло.
Они обещали незыблемость пакета социальных прав граждан-и на этот пакет социальных прав граждан даже никто и не мечтал покушаться.
Нынешние же- по вашему не обманывающие- даже ничего не обещают-они лишь отнимают молча те социальные права, которые даровали народу Советская Власть=КПСС.
Так у кого был обман?
У системы-советская власть=КПСС- или у нынешнего Ворья, расстрелявшего Советскую власть вместе с КПСС, укравшего у народа почти все его социальные завоевания?