]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Кино
Главная → Кино → Крупный план
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
    • Крупный план
    • Сплетник
    • Конкурсы
    • Премьеры
    • Фестивали
    • Трейлеры
    • Энциклопедия
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Новый год: нас снова ждет радость советского кино

04:09 31.12.2016
Фрагмент плаката. Фото с сайта plakaty.ru

Советское кино мы любим за атмосферу радости

Каждый год Женя Лукашин ходит в баню, вечно молодая Гурченко поёт про «пять минут», а НИИшные чародеи пытаются сварганить волшебную палочку для нужд системы обслуживания. Так было и так, вероятно, будет очень долго — пока существует новогодняя телепрограмма. В этих фильмах зашифрованы культурные коды советского мировоззрения — не только официального, но и народного. Если хотите — обывательского, ибо Новый Год считался «неформальным» праздником.

Во всех новогодних кинолентах мы прослеживаем отношение социума к дилемме «общественного» и «личного». Неслучайно оттепельные герои справляют Новый Год в своём рабочем коллективе, интеллигенция времён Застоя — в уютных, но при этом стандартных квартирах, а предперестроечный коллектив опять стремится в банкетный зал, на грандиозную дискотеку…

Итак, наша «Карнавальная ночь» (1956) случается в разгар Оттепели — то была эра коллективизма, когда всё персональное и частное задвигалось, считалось малоценным. Точнее — мещанским, тухлым. Фестивальные танцы на площадях. Чтение стихов в громадных аудиториях. Пение авторских песен в походах и загородных электричках. Встречи друзей в молодёжных кафе — чтобы к любой компании мог присоединиться всякий посторонний гость. Просто так. До хрипоты спорить о кибернетике, а на выходе затянуть про «солнышко лесное». Весёлая суета и бесконечность дружбы. Энергичная потребность быть вместе, танцевать в большом зале, устраивать курьёзы и розыгрыши. Не просто так — с особым «оттепельным» смыслом.

Современные киноведы склонны видеть в Огурцове характерного сталинского чиновника, боящегося сделать или хотя бы сболтнуть лишнее, полагающего, что праздник — дело нешуточное. Даже его секретарша выглядит как стандартная блондинка с «тоталитарных» плакатов предыдущего царствования. Её тонко противопоставляют диоровской лёгкости Крыловой-Гурченко. Смех без причины стал чем-то вроде знаковой детали времени. Одно дело — развенчать Большой Стиль с трибуны и совсем другое — в новогодней кинокомедии. Доходчивее, живее… вкуснее. В мелодраме «Карьера Димы Горина» (1961) восприятие смещено в сторону лирики и романтики. Тайга, строительство ЛЭП, бывший клерк Дима Горин и — фантастическая девушка из грёз, у которой даже имя сказочное — Галя Берёзка. Они — наедине. Однако же — наедине со всеми. Принудительная коллективность новогодней ночи. Тосты, посвящённые свершениям. Но становится ясно: люди вместе не только потому, что им некуда деться. Им хорошо в тёплой компании. Радиоприёмник «Турист» выдаёт задушевное: «…А снег идёт, а снег идёт / И всё вокруг чего-то ждёт…».

Новогодний фильм «Зигзаг удачи» (1968) каждый раз хочется назвать «зигзагом неудачи», причём не режиссёрской — Рязанов талантлив, не актёрской — в кадре мы видим филигранную игру, а… всеобщей неудачи. Какое-то унылое безнадёжье, помноженное на зависть всех ко всем. Не получилось Прекрасное Далёко, вильнули в сторонку, но кипучий коллективизм всё ещё бьёт по нервам и требует расправы. В том фильме кошмарно всё: от феерического предновогоднего соцсоревнования — до метаморфоз, происходящих с людьми при виде купюр. Логичный финал 60-х. Модерновая стекляшка фотолаборатории с не менее зовущим названием — «Современник». Провинция, где откровенно скучно. Тоска буквально разлита в атмосфере. В круге первом. И ничего — никогда. Склочно-утомляющий мирок «Зигзага…» уже не может бытовать по правилам «Карнавальной ночи», но пока ещё не смеет жрать салаты, как в «Иронии судьбы».

Громыхать и трубить о доблестях — требуемо, но не нужно. Затоваривать квартиру и хвастаться импортными трофеями ещё не вполне комильфо. Поэтому приходится уличать и подличать. И друг друга фотографировать для выполнения плана. Если человек не знает, чем заняться и куда плыть, — он всегда пребывает в унынии. Фильм про зигзаг удачи — талантливое отражение социальной кручины. И снег валит из серых туч, и ни одного солнечного блика. Куда грести?

Огневую радость коллективизма попытались воссоздать и в претенциозной комедии «Эта весёлая планета» (1973), когда приём давным-давно не работал. Натужное веселье молодых интеллектуалов, песни-пляски, цирк и маскарадность. Прибытие инопланетян — они вливаются в кутерьму празднования. Примечательно, что их, в общем-то, никто не замечает, и это тоже — маркер времени. Ощущается усталость — друг от друга, от общения. И от всей этой шестидесятнической суматохи, которая хороша только в юности, когда у тебя нет квартиры, машины и детей.

Разгар 70-х — это вовсе иное. Материальная суть вещей оказалась интереснее космических идеалов. Бородатые физики-лирики закрылись на шестиметровых кухнях, чтобы спорить о Булгакове и Кафке, а их заскучавшие жёны (бывшие скалолазочки) выстроились в очередь за импортными батниками, блейзерами и шузами. Новогодняя сумятица «Иронии…» вся пронизана культом быта. Насмешка над тезисом «чтоб всё как у людей» превращается в гротеск: одинаковость квартир, мебели… судеб, желаний, интересов. Бесконечное смакование французских духов и домашних выпечек, салатиков, заливных рыб (которые, конечно, гадость, но без них уже никак не возможно).

Компания — это для пацанов и студенточек. Лукашин не хочет ни к каким Катанянам, а Галя бездарно врёт про ресторан «Седьмое небо». Зачем друзья, когда можно жевать вдвоём? Остаётся только баня как некий жест старинной традиционности — вы можете себе представить положительного героя Оттепели, который бухал бы с друзьями в бане?! Здесь же всё на своих местах: банька, водочка, а дома — телевизор и наряженная ёлка. Даже попадая в передрягу, наш Лукашин оказывается… в точно такой же квартире, но уже в Ленинграде. То бишь выбора-то и нет — всё та же мебель фасона «стенка» и модная электробритва страдающего Ипполита… Налицо социальный конфликт, хотя он и подаётся в формате борьбы за красивую женщину.

Ипполит — из породы негнущихся, правильных, всё запрещающих людей, которые испытывают сложности при столкновении с любой иррациональностью. Его главный враг — тот самый «смех без причины». Он для него, как в русской пословице, — признак дурачины. Забавная деталь: фоном прокручивается «Соломенная шляпка», где повзрослевшая, но всё ещё искромётная Людмила Гурченко выплясывает в пышном кринолине. Печальный монолог Ипполита: старое уничтожить просто, а вот новое создать — очень и очень трудно. Лукашин — этот нечаянно-негаданный, но закономерный разрушитель — выпрыгивает, как чёрт из табакерки.

Типичный кухонный интеллигент с бардовским настроем и гонором образованщины, воспетой как раз в те годы Александром Солженицыным. Когда из всех щелей прокричат: «Перемен! Требуют наши сердца!» — Лукашин пойдёт и растопчет, а пока он всего лишь увёл блондинку…

В 80-х снова затеялась эра тусовок, больших компаний, дискотек и сборищ. Люди хотели выйти на улицу, а молодёжь начала собираться в стаи. Это произошло не в момент Перестройки, а задолго до. В 1981-83 годах организовывались юношеские объединения «по интересам», стали активно создаваться молодёжные кафе — как и в 60-х, а комсомольские лидеры делали себе имя на организации диско-клубов. В программу тщательно вписывались «беседы о высокой культуре и опасностях современной поп-индустрии», а под шумок устраивались танцплощадки с маленькими барами. Но даже не в этом суть: в 80-х люди испытывали острую потребность в коллективности, которая не была бы связана с типичной советской риторикой.

Дискотека VS демонстрация. Диспут о рок-музыке VS сбор металлолома. Клуб любителей фантастики при районной библиотеке VS вечер политпросвещения при ЖЭКе. Именно это общественное бурление мы наблюдаем в «Чародеях» (1982): всем кажется, что быть вместе, отмечать новые рубежи в шикарном зале, — это остро и волнующе. «Этот мир ослепительно молод — столько лет ему, сколько и нам!» — поют герои в финальной песенке, и кажется, что всё-всё будет хорошо!.. «Чародеи» — творение братьев Стругацких. Вещь написана как продолжение знаменитого «Понедельника…». Вроде бы всё на месте: сказочный НИИ, волшебные палочки, говорящие коты. Но смысл катастрофически поменялся. В 60-х культ любимой работы постулировался и не обсуждался. Вкалывать оказывалось интереснее, чем отдыхать. Понедельник из «дня тяжёлого» становился днём праздничным, а работники фантастического института даже в новогоднюю ночь срывались из дома, чтобы сегодня, сейчас ещё немножко поработать.

В «Чародеях» всё иначе: «поумневшие» доктора околовсяческих наук с ленцой фланируют по коридорам монструозного здания и увлечённо готовятся к новогоднему балу. Модно одетые, динамичные, амбициозные. Воюют друг с другом за начальственные кресла, делают карьеру, подсиживают. Реально работают во всём этом нарядном гадючнике только двое — Брыль и Ковров — этакие последние «могикане» 60-х. Ещё одна занятная деталь — волшебная палочка. Она материализует объекты и услуги, которые, по идее, должны выпускаться лёгкой промышленностью и предоставляться сферой обслуживания. Безо всякого чародейства!

Палочка не бесплатно раздаёт конфеты — там всегда прилагается товарный ценник. Однако вызвать такси без помощи волшебства становится затруднительно, как, впрочем, и получить сдачу у таксиста. В «Понедельнике…» учёные занимались, по их же словам, «счастьем человеческим», а нынче — колдуют с целью получения обыденной вещи. Целый НИИ работает над проблемой! Потому что… не работает система?! В этой милой новогодней сказочке зарыто больше, чем явлено. Белый костюм с чёрной рубашкой а-ля Джон Траволта можно только наколдовать. Букет цветов? Не вопрос — один взмах. Даже скатерть-самобранка — и та кормит всякой гадостью, пока на неё не прикрикнешь. Озабоченность «дефицитом» превратилась в навязчивую мысль и перестала монтироваться с реальностью…

Но главное, что все эти фильмы (за исключением «Зигзага удачи») давали стойкое ощущение радости, причём радости — перманентной, явной, необсуждаемой. Они транслировали: «Мы живём хорошо, а завтра будет ещё лучше!». Всё идёт по плану. Поэтому мы до сих пор так любим старое новогоднее кино.

Автор: Галина Иванкина

Темы: Кино, Телевидение и его влияние на общество в России
Источник: «Завтра»
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 03.01.2017, 11:32
    Гость: Мебельщик

    И без куска хлеба с маслом герои фильмов явно не страдают, что бы нам сейчас ни рассказывали про ужасы дефицита в "аццком Совке". В обществе, где царит недостаток продуктов питания, едва ли появятся и станут популярны фразы типа одной из крылатых фраз фильма: "Какая же гадость эта ваша заливная рыба!".
    И вот на этом фоне безмятежного благополучия, завоёванного, между прочим, десятилетиями тяжёлого труда и борьбы, герои фильма могут напрочь забыть обо всех мировых проблемах и вообще об истории, и целиком погрузиться только в свои личные, частные, любовные дела. Мир "Иронии судьбы" — это мир остановленной Истории, и остановленной явно не в худший свой момент... вот только одна беда — вечно такая остановка длиться никак не может. И тем, кто об этом забывает, рано или поздно приходится за это расплачиваться.
    И спустя полтора десятка лет советским людям пришлось-таки очнуться от этого уютного мира, стрелка часов истории всё-таки дёрнулась и пошла... и пошла она, увы, в обратную сторону. Из мира "уверенности в завтрашнем дне" мы все, граждане бывшего СССР, провалились в прошлое, с его кризисами, возможностью потери работы, зарплаты, жилья, куска хлеба, а кое-где — взрывами, бомбёжками и обстрелами. Благополучный мир "Иронии судьбы" ушёл под воду, как Атлантида, от него остались только отдельные островки-оазисы, да и те быстро тают. И чтобы вернуться в этот мир "уверенности в завтрашнем дне", который назывался, между прочим, социализмом, теперь придётся приложить немало усилий.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 03.01.2017, 00:43
    Гость: Марина Нецветаева

    Конечно, хуже. Хотя бы потому , что её просто не существует в природе.
    Утопия чистейшей воды. И не надо её путать с охлократией.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 03.01.2017, 00:36
    Гость: Марина Нецветаева

    Неслучайно ещё Сократ говорил ,что любая демократия рано или поздно неизбежно
    перерождается в тиранию.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 02.01.2017, 19:54
    Гость: пенсионерка

    Судя по фото,автор застала поздний СССР в раннем детстве.Судит о том времени по фильмам.Тщательнее надо,тщательнее."Карнавальная ночь"-1956г,три года как умер Сталин,11 лет после окончания ВОВ-это еще не период оттепели.Это время восстановления хозяйства после страшной войны.Больших строек ("Высота"),освоения целины ("Иван Бровкин на целине"),восстановление села ("Дело было в Пенькове"),об интеллигенции 50-х снял фильм "шестидесятник"М.Козаков по пьесе Л.Зорина "Покровские ворота" (1982).Оттепель началась в 60-е,Ахмадулина,Окуджава,Евтушенко.Этот период ярко показан в фильме "Еще раз про любовь","Дайте жалобную книгу" и конечно заклейменный "Зигзаг" с его явной рекламой лотерейных билетов.А "Ирония" -это фильм о любви,любим за прекрасную музыку и стихи,искренность чувств. "В одно окно смотрели двое,один увидел дождь и грязь,другой листвы зеленой вязь....."Автор во всем советской видит "грязь",по себе судит?

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 02.01.2017, 19:46
    Гость: Отец-Ибрагиму

    В Советы тоже избирали граждане- при этом, в этих выборах участвовали почти все граждане страны, достигшие по возрасту права выбирать. Ныне же даже четверть граждан страны вряд ли ходит на выборы.
    В КПСС не вступали- в КПСС выбирали члены КПСС-закрытым голосованием- в основном передовиков производства- с уголовным прошлым туда даже не пробовали соваться.Тогда было просто немыслимо, чтобы человек, на которого было заведено уголовное дело, мог баллотироваться на высший государственный пост страны)
    Но главное даже не в тех выборах-главное в том что обещали Советы=КПСС!
    А они обещали постоянный рост благосостояния граждан страны- и это благосостояние граждан, год от года неуклонно росло.
    Они обещали незыблемость пакета социальных прав граждан-и на этот пакет социальных прав граждан даже никто и не мечтал покушаться.
    Нынешние же- по вашему не обманывающие- даже ничего не обещают-они лишь отнимают молча те социальные права, которые даровали народу Советская Власть=КПСС.
    Так у кого был обман?
    У системы-советская власть=КПСС- или у нынешнего Ворья, расстрелявшего Советскую власть вместе с КПСС, укравшего у народа почти все его социальные завоевания?

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (132)
]]>



]]>
Выбор читателей
Штрафы за VPN и поиск экстремистских материалов: разбор закона и мнения экспертов
Мединский: Путин разбирается в истории лучше многих специалистов
Капитализм ХХI век. Эффективность для меньшинства, катастрофа для большинства.
© МЧС Республики Казахстан
Азербайджан подаст в суд на Россию из-за крушения самолета AZAL
]]>




Агрегатор 24СМИ


]]>
Избранное
Тролль Гнет Ель «Йоль седой» (интернет-сингл)
«К сожалению, одна из бед России – это плата жизнями своих лучших сынов за очередного "братушку"»
«Лея и Волшебная карта»: китайский анимационный хит выходит в российский прокат
Вадим Степанцов и Masta Dont «Квартирники у Перца. Том 15» (2CD)
Егор Летов «Музыка весны» (2 CD)
«Новая реальность»: состояние олигархов превысило размер бюджета России, а народ доедает последнее
Ундервуд «За горизонтом»
Валерий Сюткин ответил эстонцам на обвинение русских в неумении петь
Рознь, рабство, нищета: что могут принести Молдове выборы президента?
Бауманка ждет студентов из Вьетнама и Северной Кореи?
Сергей Черняховский. Переговоры на фоне смертей
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.