]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Спецпроекты
Главная → Спецпроекты → В поисках смысла
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
    • Без купюр
    • Совет всея Земли
    • Стратегии развития России
    • Инфовойны
    • Публицистика
    • Великая Победа
    • Дурдом
    • Баба Клава сказала
  • Книги
  • Telegram-канал

«Мы попали в ситуацию порочного круга. Что знает выпускник школы?»

16:54 24.06.2017
, Алексей Любжин
Памятник Ломоносову на фоне МГУ © KM.RU, Илья Шабардин
Памятник Ломоносову на фоне МГУ © KM.RU, Илья Шабардин

Доктор наук о состоянии школьной программы в современной России

В свое время общественность громогласно требовала ввести в школьную программу естественные науки. Она мотивировала свои пожелания необходимостью знакомства с реальной жизнью. Увы, к реальной жизни школьные физика, химия и биология не имеют почти никакого отношения: они останавливаются задолго до уровня, который для этого нужен.

Школьник может запомнить, что витамины полезны для организма, а нитраты вредны, но не может объяснить, почему. Школьник может представлять, как тормозит автомобиль, но со своими физическими познаниями описать процесс торможения не в состоянии, хотя и слышал о массе, силе, трении, скорости, ускорении и т.д. Этому горю можно помочь и довести преподавание любой из этих наук до уровня, который свяжет проходимые в школе истины с реальной жизнью ― но при одном условии: данный предмет должен стать в центре школьного образования. Иначе просто не хватит времени. Если же этого не сделать, преподавание будет догматическим и оторванным от опыта, то есть антинаучным.

Лабораторные работы с подгоняемыми под заранее известный результат цифрами положения не исправляют. Таким образом, в школе естественнонаучные предметы сообщают добытые соответствующими науками результаты, но ― за оговоренным исключением ― научной деятельности учащихся не предполагают и не дают связанного с ней развивающего эффекта.

А уж текстология, по-видимому, может обсуждаться со школьниками лишь в исключительных случаях (я знаю только одну гимназию в России, где это происходит). Вопросы, что такое рукопись, чем рукописное чтение отличается от конъектуры. Какова разница между рукописями древних авторов и писателей новейшего времени, как осуществляется выбор того или иного варианта в случае разночтений, а также тесно связанные с ними вопросы атрибуции (установление авторства прежде «бесхозного» текста и атетезы (установления, что то или иное произведение приписано тому или иному автору неосновательно) и близкие к ним для школьников, как правило, не существуют.

Несмотря на то, что эти проблемы порой весьма остро стоят для программных произведений (есть серьезные основания сомневаться в лермонтовском авторстве знаменитого «Прощай, немытая Россия…», а если «Тихий Дон» действительно был написан Михаилом Шолоховым, это можно воспринимать не иначе, как чудо). Вместо этого программа (путая литературу с жизнью) предлагает оценивать и описывать слова поступки героев классических и не очень классических произведений ― к филологии это имеет весьма косвенное отношение. Не будем пока оценивать этот факт; ограничимся его констатацией.

Комментарий ― второй основной жанр филологического творчества ― стоит гораздо ближе к школе, нежели текстология, поскольку является совершенно необходимым читательским инструментом. Но вряд ли я ошибусь, если предположу, что учителя в школе очень редко или почти никогда не разговаривают с учениками о сравнительных достоинствах того или иного комментария. Разговаривать некому (профессиональная подготовка большинства педагогов не позволит) и не о чем ― данный жанр в нашем отечестве развит не слишком, и редкое издание заслуживало бы умеренную похвалу.

Читатель вправе спросить: собственно, как это все относится к школе? Нужно ли обсуждать с молодежью эту проблематику? Не знаю. Можно сказать только одно ― у нас всех перед глазами следствия того прискорбного обстоятельства, что эта проблематика оказывается в поле зрения лишь узкого профессионального сообщества.

Мы попали в ситуацию порочного круга. Низкий культурный уровень публики, отсутствие с ее стороны спроса на добротные издания приводят к тому, что и предложение подстраивается под ее потребности ― книги, попадающие на прилавок, как правило, весьма невысокого качества с филологической точки зрения.

В свою очередь этот уровень способствует консервации общественного невежества; конечно, располагай публика хорошо изданными книгами, это не приведет автоматически к культурному росту; но тогда он будет хотя бы возможен.
 

Доктор филологических наук А.И. Любжин, автор четырехтомного исследования «История русской школы»

Темы: Школьное образование в России
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 05.07.2017, 07:27
    Гость: Роман

    А в что не так?
    до XIX века скопище гусей называли стадом, в XIX-XX - стаей, сейчас к первоисточникам возвращаемся...
    Да и современные гуси действительно летают плохо - даже если крылья не подрезаны домашние гуси далеко не улетят...
    А что мальчик никогда не видел диких гусей - дык, это ваша недоработка. Сходите с ним на браконьерскую охоту, постреляйте гусей во время перелета - и вам и ему будет интересно.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 03.07.2017, 00:33
    Гость: приехали...

    как-то вычитал в учебнике своего внука:"...по небу летит стадо гусей..." Спрашиваю краснодипломника:"Что здесь не так?" Отвечает: " Гуси летать не могут,они домашние!" А,Вы рассуждаете о великом. Полная,полнейшая деградация!

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 10.06.2017, 19:13
    Гость: Европеец

    Чудесно !
    Большие заводы у вас есть.
    Теперь ещё надо лет 100 стараться что нибудь качественное в них сварганить.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 10.06.2017, 08:16
    Гость: Ты что то знаешь про крупные фирмы???

    Объем закупок который ты обозначал - это средняя российская металлобаза. Ну может чуть крупнее...
    Полно торговых фирм для которых такой закуп мелок. А уж для серьезных производственных.
    Даже немецкая Шкода, такое себе, средненькое предприятие.
    Вот ты постоянно Шкоду сравниваешь с АвтоВАЗом, а сравнил бы еще по параметру, сколько производится комплектухи на Шкоде и сколько на АвтоВАЗе.
    Свою брехню про 60% засунь себе поглубже и не смеши людей. Ты тут врешь как с 10 и 26-ю или как про сгоревшую космонавтку.
    \
    А это просто ты такой анл-итик. Через ж. Тут уже бывали такие.
    Один помню, тоже кстати анал-итик банковский, раз вещал такое.
    - Ну что вы врете что стали жить хуже? В СССР средняя зарплата была 140 рублей, сейчас 14 тысяч. Хлеб стоил 20 копеек, сейчас 20 рублей. Все в 100 раз изменилось!
    \
    А анал-итика и спрашивают! А что ты, милый, забыл вес булки? Раньше она была 1 кг, а сейчас 400-500 грамм? Отчего анал-изируя ты этот фактор, ВЕСОМЕЙШИЙ фактор, опускаешь?
    И таких примеров, подобных тебе, гонористых недоумков было множество. Иногда даже удавалось вычислить откуда муть в башке образовалась!
    \
    В СССР было полно заводов на территории которых несколько Шкод бы уместилось! И их только СПРОЕКТИРОВАТЬ было задачей неподъемной для недочехий.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 10.06.2017, 07:34
    Гость: Неаааа

    У твоего сменщика совесть прорезалась.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (161)
]]>
]]>
Выбор читателей
Мятеж Пригожина или «Марш справедливости»?
Путин подписал закон о защите русского языка
Разгром Ирана: три аспекта ирано-израильской войны
Почти половина мигрантов в России ставит шариат выше светских законов
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
Animal ДжаZ «Шаг. Вдох» (переиздание)
Последний парад. Американцы анонсируют большую войну на Украине?
«Победа в войне с Украиной – не вопрос геополитического престижа и даже не вопрос передела геополитических сфер»
Мemra «Memra» (винил)
Вековая история рязанского десанта: за 104 года в гвардейском училище подготовили более 50 тысяч командиров
Примите поздравления за чаем с пирогами
«Русь идёт по своей вечной программе, и никто и ничто не может её свернуть с этого пути»
Читинская слобода «Песни русских людей 2. Казачьи песни, романсы»
«Громыка», 1 мая, «Мумий Тролль Music Bar»
Премьера «Балалайкин и Ко», 13 ноября, Основная сцена театра «Прогресс сцена Армена Джигарханяна»
Советская нация и право на воссоединение
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.