]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Спецпроекты
Главная → Спецпроекты → Без купюр
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
    • Без купюр
    • Совет всея Земли
    • Стратегии развития России
    • Инфовойны
    • Публицистика
    • Великая Победа
    • Дурдом
    • Баба Клава сказала
  • Книги
  • Telegram-канал

«Я бы сравнил императорскую школу с садом, а советскую — с машиной»

20:50 6.10.2017
, Алексей Любжин
© KM.RU, Instagram © katrinshi
© KM.RU, Instagram © katrinshi

А. С. Пушкин в знаменитой записке советовал подавить домашнее воспитание

Среди широкой общественности сейчас в моде представление, будто СССР был продолжением Российской Империи под другим названием. И школу советскую многие, — полагаю, чаще по наивности, нежели по недобросовестности, — считают продолжением дореволюционной школы или даже вариантом прусской гимназии.

Отношение СССР к наследию Империи мародерское. Однако в данной области даже и утилизация оставшегося от прежнего строя произошла самым бестолковым образом: отчасти над просвещением юношества трудились те же самые люди (автор этих строк учился у ученицы Сергея Ивановича Соболевского, получившего чин действительного статского советника и должность ординарного профессора еще при царе), но принципы, на которых была построена советская образовательная система, были прямо противоположны принципам императорской школы.

К силовым линиям их противостояния мы сейчас и приступим.

Я бы сравнил императорскую школу с садом, а советскую — с машиной, поскольку первая — результат естественного роста, а вторая — продукт отвлеченно-теоретических соображений. Об их генезисе следует сказать несколько слов.

Русская школа (за рамками обычных школ грамотности с их Псалтырью и Часословом) формировалась, начиная с конца XVII века. При Федоре Алексеевиче и Петре Великом сформировалось пять ее укладов, очень разных как по учебным программам, так и по законодательству, которое их регулировало, и социальным группам, которым они были адресованы.

Три уклада сформировали три типа государственных школ; оставшиеся два — домашнее и заграничное образование — опирались на иные педагогические ресурсы.

Перечислим их в хронологическом порядке. Первым следует назвать духовное образование. Оно началось с завоеванного Киево-Могилянского коллегиума (стал Академией уже при Петре) и с Типографского училища, а затем Славяно-Греко-Латинской академии при Федоре Алексеевиче и опять-таки Петре.

Это были — говоря современным языком — «пилотные проекты», не всегда сразу удачные: к числу очевидных провалов следует отнести «цифирные школы» Петра I, показавшие, что страна не готова принять, а духовенство — поддержать общеобразовательный проект. Система же духовного образования складывается в двадцатых-тридцатых годах в виде сети семинарий, которыми должны были обладать все епархии.

Вторым по времени шло военно-дворянское образование: начавшись  с Навигацкой школы в Москве (впоследствии Морской кадетский корпус), оно, естественным образом продвигаясь от «специальных», интеллигентных родов оружия к кавалерии и пехоте, развивалось медленнее других (никогда не достигнув такого же охвата юношества, как духовные семинарии, которые были в каждой епархии), теряло свои важные части (гарнизонные школы играли большую роль в просвещении XVIII в. и имели примерно столько же учеников в конце этого столетия, сколько было в общеобразовательных школах и в школах духовного ведомства — около 20 000 вместе с кадетскими корпусами, но в XIX в. они утратили прежнее значение и, пройдя через этап школ кантонистов, были упразднены), но и для армии, и для культуры Империи оно играло огромную роль.

При этом именно скромные гарнизонные школы, разновидность начального образования для детей военных, созданные в тридцатые годы XVIII столетия, играют роль «массового варианта» военного училища — далеко не только для дворян.

И лишь на третьем месте мы можем поставить в этой области общеобразовательную школу: первый заведомо удачный «пилотный проект» относится к 1755 году (Академические гимназии при Императорском Московском университете), первая общеобразовательная система — только к восьмидесятым годам, когда Екатерина II озаботилась наконец созданием народных училищ.

Все эти школы были созданы, исходя из образовательных потребностей конкретных сословий, с одной стороны, и представления государства о том, какое образование нужно в каждом конкретном случае, — с другой. Этот зазор чрезвычайно важен. В массовом сознании населения, во многом сформированном советским способом преподавания, образовательная история Империи предстает как постоянное стремление правительства держать народ в темноте и невежестве.

Между тем это стремление (по-видимому, бессознательное) свойственно как раз советской школьной политике, которая недрогнувшей рукой ликвидировала среднюю школу и оставила только формы начального образования. Царское правительство создавало возможности и пыталось кнутом, а больше пряником, привлечь население в новооткрываемые школы. Но лишь на последнем этапе существования Империи оно поставило (не успев разрешить) вопрос о всеобщем обязательном начальном образовании.

Важно отметить еще одну вещь. Императорское правительство сталкивалось в ходе создания образовательной системы с двумя специфическими трудностями. Первая из них заключается в том, что не было в истории ни одного периода, когда уже образованные слои численно превосходили бы слои, только вовлекаемые в образовательную деятельность. А новички на образовательном поприще обладают одним общим свойством — утилитаризмом. Они ищут от образования практической применимости.

Почему такой подход разрушителен для образования как такового — я рассмотрю отдельно; пока прошу поверить мне на слово. Вторая — в одной особенности русской цивилизации, сформировавшейся задолго до создания образовательной системы выше начального уровня, — в «проседании» среднего, культурного звена, за счет низшего — материального и высшего — религиозного.

Не имеющий якоря в виде гуманистической культуры человек склонен — если уже такая высшая ценность. как святость, ему недоступна — склоняться к бытовым интересам и не заводить интеллектуальных. Эта особенность взаимодействует с первой, санкционируя утилитарный подход. Но вернемся к русским образовательным укладам.

Два других уклада — домашнее и заграничное воспитание — опирались преимущественно на негосударственные ресурсы. При Петре заграничное воспитание играло весьма значительную роль. Потом оно естественным образом сместилось в сторону высших форм — в XIX в. казна оплачивала заграничные стажировки готовящихся к профессорскому званию.

На домашнее (имевшее и переходные формы вроде частного пансиона) смотрели скорее с недоверием (которое распространялось и на заграничное воспитание тоже — вспомним знаменитые комедии Д. И. Фонвизина).

Наиболее либеральной по отношению к домашнему воспитанию была политика правительства Анны Иоанновны, указавшего, что нужно знать дворянину и предоставившего на усмотрение родителей, каким способом тот будет всему этому обучаться; наиболее деспотичной — правительства Екатерины II, претендовавшего на то, чтобы полностью определять программы домашней подготовки, которые не должны были расходиться с программами казенных школ. Общественное мнение в лице видных писателей ополчилось на домашних наставников.

А. С. Пушкин в знаменитой записке советовал подавить домашнее воспитание; но эта модель пользовалась большой популярностью, поскольку хорошее знание языков (легче достигаемое общением с гувернерами, нежели занятиями в училище) было востребовано всегда.

Как массовое явление домашнее воспитание теряет свое значение при Николае I (до конца не исчезая никогда): этому царю удалось создать конкурентоспособную модель школы, привлекательную для основного заказчика гувернерских услуг — для дворянства.

На среднем уровне общеобразовательная модель раздваивается: если при Николае I существует единый гимназический тип с некоторыми частными вариантами (так, 3-ю Московскую гимназию с «реальным» отделением можно считать пилотным проектом реального образования), то уже при Александре II речь идет сначала (1864 г.) о классических и реальных гимназиях, а затем (1871–1872 гг.) — о классических гимназиях и реальных училищах.

Первый проект реальных училищ — с сильным техническим уклоном; но создание шестого уклада возвращает им общеобразовательную задачу. Одновременно во второй половине XIX в. бурно растет и развивается — не такое пестрое, как мужское, — женское среднее образование.

Наконец, шестой уклад русской школы создается уже при Александре III — ремесленное и профессионально-техническое образование. Оно изначально пользуется сочувствием как правительства, так и общества, развивается быстро.

Таким образом, мы можем увидеть корни русской образовательной системы — она вырастает из общественных потребностей в сочетании с государственными представлениями о том, чем должно быть образование. Иногда государство торопится и делает ложные шаги — в десятых годах XVIII в. было рано ставить вопрос об общеобразовательной системе, и петровские усилия пошли прахом.

Но в большинстве случаев потребности определялись верно, и общество в их удовлетворении получало разумное руководство со стороны государства. Потому Российская Империя располагала мощной, разнообразной и гибкой образовательной системой, в которой каждый мог найти что-то для себя.

Причем период самого динамичного ее развития как раз и приходится на последние годы Империи; если экстраполировать тогдашние темпы (даже учитывая их неизбежное снижение после выполнения задач всеобщего охвата), мы должны нарисовать в уме чрезвычайно оптимистичную картину того, что могло бы быть без 1917 года.

Автор: Алексей Любжин, доктор филологических наук, автор четырехтомного исследования «История русской школы»

Темы: Образование в России, История Российской империи, История СССР
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 19.10.2017, 16:44
    Гость: Владимир

    Факты передёрнуты. Дальнейшие логические построения - лживы. Жертва ЕГЭ наверное.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 18.10.2017, 08:25
    Гость: Буч

    Мне 58 лет и учился я в прекрасной советской школе у великолепных преподавателей. Эти преподаватели были отличными специалистами и воспитателями. Они учили нас предметам и воспитывали нормальными людьми. Именно поэтому в советские времена не было открытого мата в обществе, пожилым людям и мамочкам с детьми всегда уступали место в общественном транспорте, дети безбоязненно одни ходили в лес и на речку, а ключи от квартир хранили под ковриками у дверей. Что же касается профессионализма обучения, то даже нечего сравнивать советское среднее, профессиональное или высшее образование с нынешним, в основном для галочки и получения работы. Всё построенное в СССР говорит о великолепной научной школе. А уж как "грамотно" сейчас пишут нынешние школьники - это вообще отдельный разговор. На же не только учили грамоте, мы начинали с перьевых ручек и письма с правильным нажимом, практически каллиграфии.И у многих почерк был очень красивый.
    Так что не слушайте тех, кто клевещет на всё советское. Советское -это прекрасное.Прекрасная страна , где нет бомжей и забытых людей, страна всеобщей трудовой занятости, страна людей с равными возможностями от рождения, страна великолепного образования и бесплатных кружков и секций, страна ГОСТов, согласно которым в колбасе было мясо, а асфальт после укладки стоял по 50 лет.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 11.10.2017, 07:39
    Гость: Роман

    "Сплюснутый сфероид — вот так ее надо называть по науке."
    ????
    По науке она называется "землеподобный геоид", к сплюснотому сфероиду она не имеет никакого отношения - она имеет форму, больше похожую на грушу, т.к. сплюснутость у полюсов несимметричная и у одного полюса она несколько "неправильно" сплюснута.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 10.10.2017, 19:29
    Гость: Петров

    Если императорская школа - сад, то почему в нем гуляли неграмотные люди?

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 10.10.2017, 18:47
    Гость: Вон оно чё, Михалыч!

    Тут прочитал в инте-
    Разоблачение лжи, которую нам внушали в школе
    Знания, полученные в школе, остаются с нами на всю жизнь. Мы даже не допускаем мысли о том, что эти знания могут оказаться ложью. А ведь так и есть со многими вещами, о которых говорили учителя. Узнайте о пяти распространенных фактах, внушенных нам в школе, но на поверку оказавшихся неправдой.
    В школе нам рассказывали, что при опасности страус прячет голову в песок. Но он этого не делает! Он просто убегает, так как скорость его бега — 65 км в час. Если опасность велика, страус может ударом ноги сразить нападающего. Кстати, удар его ноги так силен, что может сломать кость человеку. Миф о том, что страус прячет голову в песок, появился из-за того, что страус может зарываться в песок головой, поглощая камни, что помогает его пищеварению.
    В школе говорили нам, что египетские пирамиды строили рабы. Но на самом деле это не так. Исторические данные подтверждают, что труд строителей оплачивали. Строители жили в деревнях рядом с гробницами. Они хорошо питались, о чем свидетельствуют захоронения костей крупного рогатого скота. Кроме того, некоторых строителей хоронили рядом с гробницей, чего никогда не сделали бы с рабами.
    Земля круглая — так учили нас в школе. Но на деле она не кругла, а похожа на баскетбольный мяч — сдавленный по полюсам и выпуклый по экватору. Сплюснутый сфероид — вот так ее надо называть по науке.
    Вспомнил анекдот рассказаный в школе-Вовочка прибегат домой и кричит: Вы тут чай пьёте, а писька наз

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (94)
]]>
]]>
Выбор читателей
© KM.RU
Ситуация критическая. Через неделю платежи за газ и ЖКХ для многих будут неподъемны
Война на Ближнем Востоке сменилась то ли миром, то ли паузой
Медведев: зона может быть «буферной, а завтра уже не буферной»
Фельдшеры и акушеры смогут заменять участковых врачей
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
10 симптомов лейкемии
Спрос бизнеса на формат Light Industrial удовлетворит петербургский проект «Горская»
«Поборники многонациональности очень не любят рассматривать демографические процессы в национальном ключе»
Флип «Твой ангел» (EP)
Володин объявил крестовый поход против пальмового масла
Кто тут в иноагенты крайний? ФСБ опубликовала очень интересный документ, после прочтения которого возникают вопросы о свободе слова
С банковской тайной в России покончено
Кинопремьера Вуди Аллена «Фестиваль Рифкина»: ты так любишь эти фильмы — мы вряд ли сможем быть вместе
Сборник «Панк-революция 29»
«Уже 12 лет вся система находится не просто в системном кризисе, она находится на пороге разрушения!»
«Аргументация о необходимости вооружения судебных приставов звучит весьма странно»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.