]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

«Тушки» уходят, «сушки» приходят

13:36 22.05.2019
, Александр Плеханов

Ту-134  навсегда вошел в историю отечественной и мировой авиации, честно отработав свою трудовую смену и перевезя сотни миллионов пассажиров

20 мая совершил свой последний полет авиалайнер Ту-134, и на этом полувековую историю эксплуатации этого лайнера можно считать законченной. Впрочем, на балансе Минобороны ещё находится несколько самолетов Ту-134, но к гражданской авиации они отношения не имеют.


Ту-134. Фото Ralf Manteufel с сайта abpic.co.uk

Рейс 20 мая из Иркутска в Мирный принадлежащего авиакомпании «Алроса» Ту-134 действительно стал последним коммерческим рейсом самолетов этого типа в России. После этого рейса последний из эксплуатировавшихся гражданских бортов с российской регистрацией станет экспонатом Новосибирского музея авиации и космонавтики.

История Ту-134 началась в начале шестидесятых годов, когда КБ Туполева решило провести глубокую модернизацию лайнера Ту-124, но в результате всех доработок получился фактически новый самолет. Весьма прогрессивный для своего времени, с расположенными на пилонах в задней части фюзеляжа двигателями, что снижало уровень шума в салоне.

Поговаривали, что тогдашний генсек Н. Хрущев был так впечатлен комфортностью французского лайнера Caravelle, что потребовал от туполевцев сделать такой же самолет. Они и сделали, правда, «Каравелла» проиграла туполевской машине практически во всем.

Ту-134 с 1966 по 1984 годы было выпущено 854 штуки, а Caravelle всего 282 экземпляра. Да и пассажиров советский лайнер перевез в разы больше – на момент распада СССР более 500 миллионов.

Несмотря на то, что на территории РСФСР было немало авиационных заводов, где можно было наладить выпуск Ту-134, его производство было организовано в Харькове, где 21 июля 1966 года был собран первый серийный самолет. Это к вопросу о том, как в СССР всячески «третировалась и угнеталась» Украина.

«Угнетение», в частности, выразилось в том, что Украина производила Ту-134 – третий по массовости из всех выпущенных в СССР пассажирских реактивных лайнеров. Благодаря чему «угнетенные» рабочие Харьковского авиазавода десятилетиями получали стабильную зарплату, а сам завод мог поддерживать многочисленные социальные программы. Как и любое другое крупное предприятие в СССР.

К советским самолетам, впрочем, как и ко всей другой советской технике, в последние тридцать лет принято относиться с презрением. Дескать, в Совке просто по определению ничего не умели делать, сопоставимого с великолепной продукцией западных стран. Включая самолеты, которые иначе как «летающими гробами» не обзывали.

Статистика аварийности советских и западных самолетов при этом особо никого не интересует. Дескать, и так все ясно.

Стоит отметить, что если в СССР случалась авиакатастрофа, это становилось ЧП государственного масштаба. И нередко со своих постов слетали весьма высокопоставленные люди, невзирая на чины и звания.

Конструкторские бюро оперативно вносили изменения в конструкцию самолета, если выяснялось, что катастрофа произошла по техническим причинам.

Все величайшие советские конструкторы несли персональную ответственность за свои самолеты, которые постоянно дорабатывались, и каждая новая модификация становилась все совершеннее.

Так было и в случае с Ту-134: уже через четыре года после начала производства появилась модификация Ту-134А с удлиненным фюзеляжем, возросшей до 76 мест пассажировместимостью, а установленные на нем двигатели Д-30 получили режим реверса.

В 1980 году началось серийное производство ещё более совершенной версии Ту-134Б, в которой экипаж сократили до трех человек – два пилота и бортмеханик, еще на четыре места увеличилась пассажировместимость, кроме того, в кабине устанавливалось более современное пилотажно-навигационное оборудование.

Получается, что некоторые отечественные автомобили не модернизировались так часто, как самолеты, которые были вполне конкурентоспособными на мировых рынках и экспортировались в множество стран.

Разумеется, в годы Холодной войны советские самолеты не могли продаваться в западных странах, как и западные в странах соцлагеря - это банально не позволяла политика. Но вот в «нейтральные» страны третьего мира советские самолеты поставлялись в весьма значительных количествах.

Из 854 выпущенных Ту-134 экспортировано было около полутора сотен лайнеров. Большая часть в страны соцлагеря, а также в некоторые ближневосточные и африканские страны.

Несмотря на возраст, характеристики Ту-134 позволяли ему оставаться относительно конкурентоспособным даже в нулевые годы, например, «Аэрофлот» отказался от эксплуатации самолета только в 2008 году. «Тушку» все чаще и чаще называли старьем, хотя она ровесник Boeing-737, который выпускается до сих пор и будет выпускаться и через десять лет.

Другое дело, что нынешний Boeing-737 был столько раз модернизирован, что имеет мало чего общего с одноименным самолетом образца 1968 года. А вот Ту-134 решено было не модернизировать, а снять с производства и заменить новым лайнером – Ту-334. Ему предстояло стать такой же рабочей лошадкой, как и предшественнику, но в серийное производство в силу ряда причин он так и не пошел, уступив лайнеру «Сухой Суперджет-100».

Именно «суперджет» должен был занять ту нишу региональных самолетов, которую ранее занимал Ту-134. Однако уже сейчас ясно, что ему вряд ли удастся перевезти сопоставимое с Ту-134 количество пассажиров, да и тираж его вред ли достигнет 854 экземпляров.

Экспортные успехи Ту-134 ему также не грозят, особенно в свете недавней резонансной катастрофы в Шереметьево. Которая, вне зависимости от результатов расследования, вряд ли прибавит самолету привлекательности в глазах потенциальных зарубежных покупателей.

Что касается Ту-134 – этот лайнер навсегда вошел в историю отечественной и мировой авиации, честно отработав свою трудовую смену и перевезя сотни миллионов пассажиров.

Темы: Авиастроение
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 26.05.2019, 03:55
    Гость: Ты дурак?

    Ту-22 и Ту-22М - это совсем разные самолеты. В чем вы тут разбираетесь?

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 26.05.2019, 03:52
    Гость: Смешно

    Посмотри уровень жизни рабочего в ФРГ тех времен и уровень жизни рабочего на Украине. Небо и земля. Про уровень жизни рабочего в Рязани или Саратове я даже не говорю- по сравнению с немецким рабочим три метра ниже уровня грунта.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 25.05.2019, 20:11
    Гость: Мастер

    Сам Дурак! Тот кто знает что такое ТУ-22М знает точно всё про Тушки, Яшки и Илы. Тебе же понятно написали. Нужны свои лайнеры и свои движки. А то будет как боингом-737 мах, когда прогу ставят за бугром. И куда полетит лайнер решает не пилот.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 25.05.2019, 18:38
    Гость: Далана!

    Вообще-то, даже Украина в 90м (с ее авиационной, космической, атомной, оборонной и судостроительной промышленностями) была более развитой, чем Германия (специализирующаяся на товарах народного потребления). Что уж говорить об СССР!
    ***
    А сейчас весь ЕС - полный ноль в геополитическом смысле, а в смысле товарного производства легко заменима Штатами и Китаем. В отличие от России.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 25.05.2019, 15:42
    Гость: Да уж

    Немцы в ФРГ смеялись:"Мы покупаем новенькую "Ладу" по цене ржавого нашего седана" Но СССР позарез нужны были инвалютные марки, франки, фунты.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (153)
]]>
]]>
Выбор читателей
В Баку решили пощекотать нервы дагестанскому Дербенту, выступив в «защиту соотечественников»
Владимир Путин встретился с главой Сбербанка Германом Грефом
Трамп призвал Медведева следить за словами
Российские военные взяли под контроль город Часов Яр в ДНР
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
«Последние по времени мирные инициативы были оглашены Кремлём в июне. Ответ на них – вторжение в Курскую область»
«России пора очнуться, пора сменить одежды - сменить костюмы от Гуччи и Ив Сен-Лорана на одежду фабрики "Большевик", а если нужно, то и на бронежилеты»
Fort Royal «Без имени»
Evilgod «Gods, Beasts, Death»
«Тридцать лет спячки закончились. МИД, наконец, начал "запрягать кобылу"»
Гудтаймс feat. ILWT «Поясница» (интернет-сингл)
«Безналичный рай». Зачем власти усилили контроль за оборотом налички?
Госсовет: Путин готовит себе «запасной аэродром», вопреки Конституции?
«Прекращение поставок импортных комплектующих — лишь одна из причин фактической остановки производства легковых автомобилей»
«Отброшенная в проклятом 1991-м со своих исторических рубежей Россия, превращённая в ничто, в ноль, в пустоту, сегодня контратакует»
Скелет кита «Мне нужен друг» (интернет-сингл)
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.