]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Сергей Черняховский. Внутренняя агрессия и протоиерей Смирнов

13:31 19.02.2020
, Сергей Черняховский

«Уже не одно десятилетие церковь и ее представители шаг за шагом наращивали свое юридически оформленное присутствие в обществе»

Протоиерей Димитрий Смирнов

В этом году 76% граждан поздравили близких с праздником Крещения (собирались это сделать 80%); 32% отметили праздник с близкими за праздничным столом (собирались это сделать 41%); 29% ходили в церковь за святой водой (до этого заявляли, что собираются это сделать 51%); 14 % посетили церковные службы (заявляли, что собираются это сделать 28%) ; 6% окунались в прорубь (заявляли, что собираются это сделать 16%).

Эти цифры можно анализировать сами по себе, а можно в динамике по годам. Это очень интересно и увлекательно, но сейчас дело не в этом. Дело в том, что это – показатель реальной степени религиозности в России. Особенно на уровне официально провозглашаемых «75% православных в России». Правда, по данным последнего времени, не 75 (это было лет десять назад), а не то 63, не то 65% (https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9847). Если в с стране 65% православных, но поздравить близких с Крещением собираются 80%, значит, собирались это делать не только православные. Но если в стране 65% православных, а церковные службы на Крещение посетили 14% - значит, мягко говоря, не все православные – собственно православные верующие.

То есть в России сегодня слово «православные» - сколько бы называющих себя так не было – вовсе не означает верящих в Бога. Более того, когда в предыдущие годы (когда православными себя действительно называли 75%) социологи задавали еще и вопрос собственно о вере в Бога, в загробную жизнь и о бессмертии души, то от всех опрошенных верящих в эти начала оказывалось от силы порядка 30-40%. То есть половины всех назвавших себя православными.

То есть о чем идет речь. О том, что те, кто называет себя при опросах православными, могут быть подразделены на несколько категорий. Собственно реальных православных верующих, которых подчас называют «воцерковленными», тех, кто действительно «несет в себе Веру», более-менее регулярно ходит в церковь и причащается, существует от силы порядка 10-15% жителей страны.

Вторая заметная, рассчитывать численность которой можно по-разному, это так называемые «православные атеисты», то есть те, кто в Бога не верит, но ощущает свою связь с исторической русской культурой, и реально их минимум до половины всех назвавшихся православными - 35-40%.

Третья – это своего рода «православные по моде» и «православные карьеры», то есть те, кто в причислении себя к православным и в демонстративном посещении церквей по праздникам видит знак «хорошего тона» и обеспечение успеха в карьере. Таких, как остается, еще 10-20% (иногда группы накладываются одна на другую).

И есть некоторая весьма небольшая группа «элитных православных», для которых, скажем, совместное посещение воскресной службы носит характер посещения клуба или масонской ложи, т.е. места, где собираются некие избранные, в регулярных встречах подчеркивающие свою клановую особость/избранность и решающие определенные кадровые и политические вопросы. После чего может оказаться, что тот или иной орган государственной власти оказывается в большинстве состоящим из прихожан одного прихода.

То есть относящие себя к «православным» состоят как минимум из собственно верующих – «невоцерквленных» разного рода. Что очень точно подчеркнул Владимир Соловьев: «Если вы атеисты или люди невоцерковленные, то какое вам дело до мнения старого священника?» (https://vz.ru/news/2020/2/16/1024084.html), то есть вполне обоснованно объединив атеистов и «невоцерквленных» в одну группу – по сути неверующих.

И с учетом этого резонансное и вызвавшее скандал выступление протоирея Смирнова, одного из вполне искренних и честных представителей церкви (сравнившего гражданский брак с бесплатной проституцией), несет в себе двойное измерение.

Одно – это обращение против лицемерия значительной части общества, провозглашающих себя православными из соображений успеха карьеры и следования официальной моде. То есть он сказал, по сути, хотя и иными словами, простую вещь: «Если вы имеете амбициозность причислять себя к православным, живите по нормам православия. Если вы хотите жить по иным, светским нормам, живите по ним, но не причисляйте себя к православным. Не наглейте. Нельзя от той или иной веры брать ее авторитет и ничем ей не жертвовать».

То есть в обращении к православному полю – это искреннее, честное и абсолютно обоснованное обращение. И для общества лучше было бы иметь 10% реально верящих в Бога и живущих по канонам своей Веры собственно православных, чем хоть 90% объявляющих себя «православными», но захаживающих по особым датам в церковь, держа там свечку в правой руке и переговаривающихся по мобильному телефону.

Либо венчайся, либо крестик сними.

Но есть и вторая сторона того же обращения. То, что сказал протоирей Смирнов в обращении к обществу в целом, – это, конечно, акт церковной агрессии. Попытка церкви навязать свои нормы всему обществу. И в этом отношении тем, кто избрал иной жизненный путь не по церковным канонам, безусловно, есть дело до того, что говорит пусть и честный представитель церкви, когда он свое представление о правильном и неправильном предлагает как абсолютную меру оценки жизни нецерковной части общества.

И дело не в том, что он лично это сказал: имеет право. Дело в том, что, как и церковное требование включения категории бога в Конституцию страны, это шаг за шагом нарастающие требования церкви на роль доминирующего политико-идеологического субъекта жизни страны.

Конечно, право на свободу вероисповедания – неоспоримо. Конечно, как и записано в 27-й статье Конституции РФ: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию». Но там еще далее следуют слова «или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять … и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Только уже не одно десятилетие церковь и ее представители шаг за шагом наращивали свое юридически оформленное присутствие в обществе. Сначала они выговорили себе особое льготное положение, как «традиционным религиям». Затем выговорили себе известные экономические и беспошлинные привилегии. Потом провозгласили, что конституционное отделение церкви от государства «не означает отделения церкви от общества», обеспечив себе участие в публичной политической жизни. После этого перешагнули через принцип отделения школы от церкви, навязав стране изучение в школе «основ православной культуры», провозгласив, что «православная культура» - это основа классической русской культуры.

Вслед за этим и в параллель с этим один за другим стали отбирать у государства памятники культуры, когда-то давно имевшие отношение к религиозной тематике. Добились введения постов армейских священников и права водить солдат строем на церковные службы.

Теперь потребовали закрепить категорию бога как конституционное положение. И вслед за этим предъявили претензию на регулирование личной и семейной жизни граждан.

РПЦ отреклась от выступления протоирея Смирнова, но протоирей Смирнов не сказал ничего необычного: он просто поспешил и озвучил в своих словах то, что латентно существует у церкви как таковой на уме: стремление к господству в обществе и агрессия в отношении тех, кто не разделяет ее взгляды.

Да, конечно, в последнее десятилетие политическая деятельность церкви и политический курс церкви в целом был направлен на достойные и патриотические общеполитические цели. Но в это же время эта деятельность была направлена на достаточно сомнительные политико-философские и мировоззренческие цели.

Все сказанное не подвергает сомнению право граждан верить в того или иного, тем более – привычного России православного Бога. Проблема в том, что как раз эти действия церкви, по сути, подвергают сомнению право тех же граждан верить не в какого-либо бога, а в свой разум, совесть и силы. Дело не в том, чтобы лишить верующих политического равноправия – дело в том, что за всеми этими действиями церкви и «православных активистов». Еще недавно требовалось мужество, чтобы в Бога верить и тем более открыто об этом говорить. Сегодня требуется мужество, чтобы в Бога не верить – и тем более говорить об этом открыто.

И во многом в этом некая имманентная сущность церкви как таковой: она апеллирует абсолютностью своей веры - и не может остановиться на признании этой веры тем или иным ограниченным кругом своих прихожан: если ее вера абсолютна, она естественно в своей претензии на абсолютность требует ее подтверждения абсолютным доминированием в сознании всех граждан. И не может преодолеть искушения к абсолютности, не умея остановиться.

И тогда стремится к агрессии и расширению своего влияния в обществе, тем самым убивая себя, делая себя юридически закрепленным институтом, то есть обязательным. И отрицающим то, на чем она основана – свободу воли и выбора.

Но в результате может добиться только одного: превращения атеистов в антитеистов. И убедить в общем-то мирно настроенное по отношению к ней общество, что мир с религией невозможен и что она всегда будет стремиться к социальной агрессии и порабощению этого общества.

И, как ни странно, это акт в чем-то по-своему схожий с иным, хотя совсем не церковным и по совсем иному поводу, озвученным резонансным выступлением последних дней – особым мнением судьи Арановского, ставшего актом антисоветской и антироссийской смысловой агрессии.

Противоположным, казалось бы, по направленности, но также носящем характер «пробной агрессии» против базовых смысловых и ценностных постулатов современного российского общества. О чем, впрочем, имеет смысл говорить отдельно.

Темы: Взаимоотношения церкви и государства в России, Православная церковь в России
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 25.02.2020, 12:58
    Гость: Дело может быть в ЕВЕ

    Когда в СССР в 1980 году впервые за Железным занавесом прошла международная Олимпиада, то спустя полгода, к большому удивлению советских врачей, коммунистической партии, КГБ и правительства, в роддомах вдруг начали появляться на свет черные дети.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 24.02.2020, 04:12
    Гость: Ейбогус - иту,

    Фасольного полка прибыло)))
    Сегодня тут парад идиотов.
    "Иди,жено,и больше не греши"

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 24.02.2020, 01:48
    Гость: И тЫ,

    не зная даже основ структуры строения Христианства пытаешься о Нем еще что-то там мямлить в Инете..?!
    Хоть заради приличия полистай какую умную книжонку о религиях, допрежь чем кидаться бацать по клаве..
    Ну и алаверды, ты похоже ежли и знаток чего-то, то токо шутовства с прибабахами, потому как о прочем: слышал звон да не знаешь где он..

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 23.02.2020, 19:32
    Гость: Mr Bean

    Позвольте с вами не согласиться, вы очень предвзято описываете ситуацию, явно поддерживая сторону РПЦ и ангажированного суда, обвиняя СИ в экстремизме и прочих грехах. Но начну издалека. При ЕБНе проблем никаких не было, Управленческий центр "Свидетелей Иеговы" был зарегистрирован Минюстом в 1991 году и спокойно действовал ни кому не мешая. Однако по мере того, как РПЦ приобретала все большее влияние на руководство России у СИ начались проблемы. Организацию многократно пытались запретить, однако суд постоянно принимал сторону Свидетелей, оправдывал их и подтвержал законность их существования и деятельности в стране. Руководство РПЦ довольно терпимо относилось к соседству с конкурирующей организацией. Но все больше людей покидало православие и переходило к Свидетелям. Местные власти также пытались много раз "разобраться" на каком основании существовала организация и имела недвижимость в Ленинграде и Москве. Но опять же все потуги были безрезультатны. Никаких нарушений со стороны Свидетелей не было и взять их было не за что. Однако с приходом к власти ВВП и его тесные связи с патриархом Кириллов резко все изменило. А когда в 2001 году руководство Управленческого центра официально на библейских осноыаниях отказалось участвовать в Совете по взаимодействию с религиозными организациями при Президенте Российской Федерации, ВВП дал отмашку и началась настоящаа война РПЦ и властей против Свидетелей Иеговы. Был придуман закон Яровой о противодействии экстремизму. Были заменены судьи.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 23.02.2020, 13:58
    Гость: Mr Bean

    Православие защищает Россию не от проникновения "тоталитарных сект (не употребляйте слов, которые вы не понимете)", а свои деньги, которые, ушедшие из православия верующие, жертвуют другим организациям, от которых православие якобы защищает. Притом делает это православие самым агрессивным и подлым методом. А если религиозная организация, за которой стоит государство, уже не религиозная, а политическая. Реальная религиозная организация реально отделена от государства, чего не скажешь о РПЦ.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (271)
]]>
]]>
Выбор читателей
В Газе от голода умерли 180 человек
Три причины отказа Москвы от моратория по РСМД
© KM.RU, Александра Воздвиженская
Нефтегаз в минусе, оборонные траты пухнут. Хватит ли денег и на людей, и на СВО?
© KM.RU, Михаил Попов
Российский суд признал оскорбительным слово «хохлы»
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Serious Black «Vengeance is Mine»
Максим Леонидов «Седьмое небо»
Слугопредатели: Кремлевские власти отдают своих силовиков на растерзание этническим диаспорам?
Виктор Алкснис: «Россия для Абхазии нужна сегодня исключительно в качестве дойной коровы для выкачивания денег»
Последний парад. Американцы анонсируют большую войну на Украине?
«Пикник» приблизил светлое будущее в Оренбурге
Романтика провинциальных городов «Старый мальчишка» (интернет-сингл)
«Дебилизация нации должна перестать быть приоритетом. Образование – самая большая катастрофа сегодняшней России»
Украинский конфликт – предтеча заката Европы
Клалафудафест (Памяти Егора Летова), 22 февраля, «Музпаб Неформат»
E.S.T. «Проба пера» (CD + две открытки + наклейка + медиатор)
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.