Афера на 40 млн: о связях замминистра Лукашевич и бюджетных контрактах

Сегодня, 6 июля 2020 года, Тверской суд Москвы должен будет избрать меру пресечения для заместителя министра науки и высшего образования России Марины Лукашевич, которая проходит фигурантом по делу о хищении 40 млн рублей. ИА Rregnum выяснило некоторые детали дела, а также проанализировало контракты, фигурировавшие в расследовании.
3 июля 2020 года представитель МВД РФ Ирина Волк сообщила о возбуждении уголовного дела по крупному мошенничеству с бюджетными деньгами, в результате которого было похищено 40 млн рублей.
Следователи считают, что в 2016 году Марина Лукашевич, будучи главой коммерческой компании, получила по контракту с Минобрнауки РФ средства бюджета. Следом были заключены контракты с подконтрольными индивидуальными предпринимателями, которые фигурировали как субподрядчики. В сообщении МВД отмечалось, что последние не имели «намерений выполнять взятые на себя обязательства в полном объёме».
«Затем заказчику были представлены результаты выполненных работ, заведомо несоответствующие условиям договоров. Приёмку осуществлял сообщник подозреваемой, занимавший руководящую должность в ведомстве», - отметила Ирина Волк, уточнив, что в ходе расследования уже проведено свыше 30 обысков, а оба фигуранта задержаны.
Помимо Лукашевич, по делу проходит глава управления реализации программ в сфере науки и образования Россотрудничества Михаил Попов, который несколько лет назад занимал должность директора департамента управления программами и конкурсных процедур Минобрнауки РФ.
На сегодня оба фигуранта задержаны. Ходатайство следователя об избрании меры пресечения в отношении Лукашевич рассмотрят 6 июля в 15:00 мск. Свою вину замминистра не признаёт, заявляя, что «никогда не занималась казнокрадством».
Для справки: Марина Лукашевич родилась в Москве, окончила Институт экономики и права по специальности «юриспруденция». Кандидат экономических наук, кандидат юридических наук. В разные годы работала главой юридического отдела страховой компании «Сибвосток», юрисконсультом МПГУ им. В. И. Ленина, в 1998-2014 годы была сотрудником правовой службы Минобразования России, Минобрнауки России (в разных должностях). С 19 июля 2018 года занимает пост замминистра науки и высшего образования РФ.
О проверке Счётной палаты и претензиях к Лукашевич в 2017 году
История, лёгшая в основу уголовного дела, началась не сегодня, а берёт свои корни в 2017 году. Счётная палата РФ в своём пресс-релизе в июне 2017 года писала, что сразу по пяти контрактам на сумму 49,185 млн рублей, которые Минобрнауки РФ заключил с ООО «Центр развития науки» в 2016 году, выявили «признаки аффилированности и конфликта интересов».
Проверка показала, что глава коммерческой фирмы с 3 июля 2012 года и по 24 января 2014 года занимала пост директора правового департамента Минобрнауки России. В этот период главой департамента была Марина Лукашевич.
Результаты той проверки были переданы в Генпрокуратуру РФ.
О фирме, которой руководила Лукашевич
ООО «Центр развития науки», к которому были вопросы у аудиторов, было создано 8 апреля 2014 года с основным видом деятельности - «прочие виды полиграфической деятельности». Уставный капитал составлял 30 тыс. рублей.
С августа 2014 года и вплоть до ликвидации центра 7 августа 2019 года его единственным владельцем был Сергей Стефанишин. В его активе, помимо вышеуказанной компании, было ООО «Центр образовательных и социальных траекторий», просуществовавшее с 4 апреля 2014 по 30 апреля 2015 года.
Возвращаясь к ООО «Центр развития науки». По открытым данным, Лукашевич в июле 2016 года сменила на посту директора Сергея Березецкого (владелец компании по исследованию конъюнктуры рынка и изучения общественного мнения, а также фирмы, работающей в сфере профобразования). А с июня 2018 года вместо Лукашевич пост руководителя в статусе ликвидатора заняла Ирина Зорина. Последняя в период с октября 2012 года по январь 2013 года работала как индивидуальный предприниматель, сдавая в аренду собственную недвижимость.
Подробнее о контрактах с Минобрнауки
ООО «Центр развития науки», начиная с 2014 года и по октябрь 2016 года было исполнителем девяти контрактов Минобрнауки России на общую сумму более 98,91 млн рублей. Несколько контрактов в 2016 году от имени компании подписывала Марина Лукашевич. Фигурировал от имени министерства в некоторых из них и Михаил Попов.
В 2014 году между ведомством и ООО было заключено два контракта - на 30,616 млн рублей (на создание и сопровождение системы информационно-аналитической и коммуникационной поддержки информационного обмена в научно-технической сфере для повышения результативности проводимых исследований и разработок, в том числе по средствам ведомственного контроля в госзакупках), по которому было фактически оплачено 29,476 млн рублей, и на 16,247 млн рублей - «на межпрограммную координацию с целью повышения эффективности программно-целевых инструментов Минобрнауки России в научной сфере».
Акты и договоры со стороны министерства подписывал Попов, со стороны ООО - Стефанишин.
В 2015 году было подписано ещё два контракта. Каждый на 2 млн рублей и с одной целью - «проведение научно-исследовательских работ по разработке инновационных образовательных программ с использованием компьютерных технологий по обучению безопасному поведению детей на улицах и дорогах».
Со стороны министерства они были подписаны директором департамента госполитики в сфере защиты прав детей Евгенией Сильяновой, со стороны ООО - Сергеем Березецким.
Основной объём поступлений по госконтрактам фирма получила в 2016 году.
Тогда их было заключено пять:
- на 5,1 млн рублей - «разработка и реализация комплекса мер по обеспечению устойчивого функционирования институциональных и технологических изменений проектов, реализованных в рамках федеральных целевых программ развития образования в 2011-2015 гг. и 2016-2020 гг.»,
- на 3,2 млн рублей - «разработка и экспертно-аналитическое сопровождение реализации организационно-правовой модели межотраслевого функционирования дополнительного образования детей»,
- на 18,83 млн рублей - «проведение комплексного анализа правоприменительной практики в системе высшего образования РФ и развитие нормативно-методических основ модернизации высшей школы»,
- на 19,68 млн рублей - «совершенствование программно-целевых инструментов Минобрнауки России в научной сфере за счёт межпрограммной координации»
- на 2,375 млн рублей - «разработка, научное обоснование методики оценки и рекомендаций по обеспечению устойчивого функционирования институциональных и технологических изменений проектов после завершения проектного финансирования на основе анализа результатов комплексного исследования устойчивости проектов, реализованных в рамках федеральных целевых программ развития образования в 2011-2016 годах».
Из пяти контрактов три были подписаны Лукашевич от имени ООО. В ряде из них, а также в актах приёмки работ фигурировал и Михаил Попов.
Автор: Анастасия Степанова
Комментарии читателей Оставить комментарий
А что им там еще делать, если к науке и образованию это министерство не имеет никакого отношения. Когда я Мишустина спросил через твиттер зачем Фрадков, что он знает вообще, что он же не пойдет к гинекологу если у него зуб болит, посыпались угрозы. Протухло там все, увы.
опять условно дадут,как это было уже не раз,это вершинка айсберга,а что там творится на самом деле и представить не возможно
А Вы, простите, из чьего клана?
В принципе, догадываюсь, скорее всего нулевого.
Вы правильно заметили, что следователю трудно доказать, что такая-та конкретная сумма была похищена. Следователь не может оценить, стоила ли поставленная по отчёту какая-нибудь база данных 4 млн рублей.
Вот, если ничего не установили и документов нет, тогда кража. А, если акты с подписями есть, описание есть, база на компе стоит - какие-такие претензии?
Вот так и воруют. Пишут липовые "отчёты", "рекомендации", "планы" и тд. И одно и то же записывают по десятому разу то в базу, то в рекомендации. Всё равно это никому не нужно, никто не читает.
А субподрядчики - как без них, если фирма фактически только на бумаге.
И не замминистра Лукашевич эту схему придумала.
"Глава коммерческой фирмы с 3 июля 2012 года и по 24 января 2014 года" и она же "занимала пост директора правового департамента Минобрнауки России".
Интересно, кто и по какому принципу подбирал кадры в это министерство, которое должно было заниматься поддержкой науки в России?.