]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

«Карательная оценка»: в России призывают убрать единицу из школы

13:15 1.09.2020
Коллаж © KM.RU

В Совфеде высказались за отмену 5-балльной системы оценивания из-за того, что преподаватели перестали ставить единицу. Заслуженные учителя уверены: педагоги избегают этой отметки, чтобы не навредить рейтингу школы

В современной системе школьных оценок есть одна, которая не используется, - это единица. Нужна ли она? В Совфеде уверены, что нет - об этом заявил в разговоре с «Газетой.ru» зампредседателя комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Кресс.

Как пояснил сенатор, сейчас роль самой низкой оценки играет двойка - и учителя, и дети забыли о единице.

«Правильно было бы убрать единицу, оставить четырехбалльную систему, так как двойка - это уже плохо. Единицу действительно в последние годы практически не используют. Когда я учился, преподаватели ставили единицу, когда разозлятся на ученика, когда он мало того, что не знает, так еще и пакостит», - рассказал чиновник.

За что можно получить единицу


Сами педагоги утверждают, что единица не используется ими намеренно. Так, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2013», учитель физкультуры московской школы №1191 Юрий Шендановин считает, что низкие оценки у школьника, в том числе кол, свидетельствуют о некомпетентности преподавателя.

«За всю свою педагогическую деятельность ни разу единицу не использовал в оценке знаний учеников. Считаю, что любая отметка - единичка или двойка - это роспись в том, что педагог не смог научить ребенка. Эти отметки я стараюсь в своей практике не применять.

Единица - большое психологическое воздействие на подсознание ребенка. Хуже двойки нет ничего, но единица - крайняя степень возмущения, негодования учителя. Так что не практикую», - рассказал собеседник «Газеты.ru».

Он отметил, что не склонен ставить единицу даже в том случае, если ученикам не удастся подтянуться или отжаться, согласно принятым нормативам. «Нужен индивидуальный подход к ребенку - может быть ученик весом 100 кг и 50 кг в одном классе. Надо подходить индивидуально к каждому ученику - все мы разные, поэтому нормативы далеко позади», - пояснил учитель.

Заслуженный учитель России, член правления Объединения преподавателей истории Тамара Эйдельман призналась «Газете.ru», что ставит единицы, однако не в электронный дневник, а к себе в тетрадь, чтобы ученики могли исправить оценку, если того захотят.

«Единица ставится за несданную работу, а не за очень плохую. Если мне не сдают вовремя, то я ее ставлю. Некоторое время назад один молодой человек с большим возмущением требовал, чтобы я поставила не единицу, а двойку. Но я в электронный дневник не заношу, только к себе в тетрадочку. Теоретически в электронном дневнике можно исправить отметку, но это не разрешается, его постоянно мониторят», - рассказала педагог.

Заслуженные учителя РФ Евгений Ямбург и Александр Снегуров выступают за то, чтобы учителя использовали все отметки из системы оценивания.

«Я ставил единицу всегда - за халтуру, за неподготовленный материал. Но кол был очень удобной отметкой, он легко переправлялся на четыре. Вопрос не в том, чтобы наказать отметкой, а в том, чтобы человек выучил, пришел, пересдал, и я благополучно переправил на четверку. Таким образом, ничего не надо было подтирать в журнале», - сказал Ямбург «Газете.ru».

По той же схеме действовал и Снегуров. «Ставил единицу в журнал нередко, и она принималась администрацией. Иногда я исправлял ее на четверочку - этим была хороша моя единица. Я же не карал ею, а немножко подстегивал. Здесь никакой мстительности или желания ущемить ребенка нет. Полагал, что надо дать возможность человеку подняться от единицы до четверки - этот пройденный путь на некоторых влиял благотворно», - отметил педагог.

Почему школы стремятся завышать оценки


По словам заслуженного учителя РФ, сейчас самая низкая отметка не используется из-за необъективности преподавателей - многие из них при оценке знаний руководствуются рейтингом школы, который состоит из успеваемости каждого ученика.

«Появилась тенденция на маскировку проблем. Их выявление отнимает у школы баллы, считается, что это как-то дискредитирует школу, а на самом деле дискредитируют ее фальшивые четверки и пятерки. И потом это вскрывается на ЕГЭ. К сожалению, порой, такие директивы поступают и от администрации: не ставьте или старайтесь не ставить», - рассказал Снегуров.

Ямбург также уверен, что дело вовсе не в забытой единице, а в учителях, которые боятся ставить низкие отметки: «Был такой момент, после которого осталась только двухбалльная система - преподаватели стали считать, что нет плохих учеников, есть только плохие учителя».

Александр Снегуров отметил, что в нулевых боролся за полноценное применение пятибалльной системы оценивания, однако убедить педагогов ему не удалось.

«Я предлагал вернуть весь спектр оценок еще в 2004 году, когда участвовал в конкурсе «Учитель года». Говорил об этом с руководителем Департамента образования. Я боролся за баллы, за эти оценки. Можно сказать, что они не имеют значение, но тогда не имеет значение многое в образовании. Пока ученики ориентируются на результаты, на баллы, они не должны быть фальшивыми», - подчеркнул эксперт в разговоре с «Газетой.ru».

Тем не менее одной из причин, почему единица уже не в ходу, считается потеря возможности исправить данную отметку на четверку, о которой говорили преподаватели.

«Раньше, когда были бумажные журналы, ее можно было легко исправить на четверку, а двойку не исправишь. Из-за электронного журнала единица, конечно, отомрет», - сказала «Газете.ru» член правления Объединения преподавателей истории Тамара Эйдельман.

История единицы с участием Пушкина


В разные периоды российской истории все оценки - от единицы до пятерки - имели неодинаковое значение.

До 1837 года, когда каждое учебное заведение было вправе устанавливать свою систему оценивания, пятибалльная шкала существовала в Царскосельском лицее. Во время экзаменов ученикам давали словесные оценки: «хорошо», «очень хорошо», «слабо», «имеет сведения», «не имеет».

Отметки указывались «в табеле об успехах, прилежании и дарованиях лицеистов».

Вот, как это выглядело в табеле русского писателя Александра Пушкина: «В российском и латинском языках: успехи в латинском хороши; в русском не столь тверды, сколь блистательны. Слабого прилежания. Одарен понятливостью и вкусом. Во французском языке: считается между первыми. Весьма прилежен. Одарен понятливостью, проницателен. В логике: хорошие успехи. Неприлежен. Весьма ленив».

В 1837 году Министерство народного просвещения обязало использовать пятибалльную систему оценивания все школы. С того момент цифра «1» обозначала слабые успехи; «2» - посредственные; «3» - удовлетворительные; «4» - хорошие; «5» - отличные.

Шкала просуществовала вплоть до мая 1918 года - тогда Наркомпросом РСФСР принял решение об отмене балльных отметок. Преподаватели ставили своего рода зачеты всей группе или бригаде, выполнявшей задание.

В сентябре 1935 года СНК СССР восстановил словесную пятибалльную систему отметок: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо» и «очень плохо». И в 1944 году, на основании приказа Наркомпроса, шкала приняла окончательный вид: «5» – отлично, «4» – хорошо, «3» – посредственно, «2» – плохо, «1» – очень плохо.

В течение XX века оценка «единица» постепенно перестала использоваться преподавателями - историки называют современную систему четырехбалльной.

В августе 2018 года Рособрнадзор уже обсуждал тему отказа от пятибалльной системы оценивания в школах.

«Многие годы идем к тому, чтобы выстроить всероссийскую систему оценки качества. Корень зла в том, что учитель не владеет современными методиками внутришкольного оценивания», - говорил замглавы ведомства Анзор Музаев «Известиям».

Тогда к разработке новых критериев внутришкольного оценивания уже приступила ассоциация школ, рассказывал руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ и один из авторов ЕГЭ. «В школе на самом деле сейчас четырехбалльная система - кол никому не ставят. При этом учитель ставит три с плюсом, четыре с минусом. Надо легализовать эти плюсы и минусы», - отмечал он.

Тем не менее дальше обсуждений инициатива не прошла. Как отметил в разговоре с «Газетой.ru» заведующий кафедры методики преподавания истории МПГУ, доктор педагогических наук Евгений Вяземский, менять пятибалльную систему оценивания в ближайшее время никто не будет из-за того, что она наименее «раздражающая».

«Унифицированная государственная система оценок - это средний образец, который наиболее устойчив. Пятибалльная шкала - формальность. Конечно, крайняя оценка (единица) ушла, так как она всегда являлась фактором педагогического стресса», - пояснил эксперт.

Он добавил, что единица перестала использоваться учителями, так как в педагогическом процессе появилось такое понятие, как психология отношений учителя и ребенка.

«Одна из главных функций школы - это не только знание, но и психологическая коммуникация. Если маленький человек скажет дома, что получил кол - это будет скандал, истерика, вопли, слезы. Кол - карательная оценка, она совершенно не нужна. Это психология отношений между учителем и ребенком, ребенком и родителями», - заявил Вяземский.

«Газета.ru» направила запрос в Минпросвещения РФ с просьбой дать толкование отметке «единица», а также рассказать, в каких случаях преподавателям разрешено ее использовать при оценивании. Тем не менее в ведомстве не смогли дать ответы на эти вопросы.

Автор: Мария Локтионова

Темы: Реформа образования в России, Школьное образование в России
Источник: «Газета.ru»
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 03.09.2020, 05:30
    Гость: Радуга

    Для:ССТ "Родиться глупым не стыдно,стыдно только умирать глупцом"
    Эрих Мария Ремарк
    Удачи Вам в Вашей глупости!

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 02.09.2020, 21:26
    Гость: Не,

    ну если предлОгаешь, тогда - да.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 02.09.2020, 21:25
    Гость: А можно

    ставить "ноль".
    Это когда просто "ноль" знаний.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 02.09.2020, 14:54
    Гость: ССТ

    Я предлогаю переучить, всех кто учился при старой, сталинской, карательной системе КОЛОВ!!!!
    У них, полученная КОЛОФОБИЯ И ПСИХИКА НАРУШЕНА!!! Переучивать за счет бюджета.
    При новой сисьтеме оценок, мы все будем добрые и толлерантные!!!

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 02.09.2020, 13:01
    Гость: Епископ Пшиш.

    Первое и главное, чему должна научить школа – это то, что ученье – это не игра и не развлечение, а труд, работа. Тот, кто не умеет работать – не добьется в жизни ничего.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (35)
]]>
]]>
Выбор читателей
Мединский: Путин разбирается в истории лучше многих специалистов
© KM.RU, Алексей Белкин
Кабмин утвердил перечень лиц, которым можно передать телефон без штрафа
Капитализм ХХI век. Эффективность для меньшинства, катастрофа для большинства.
© МЧС Республики Казахстан
Азербайджан подаст в суд на Россию из-за крушения самолета AZAL
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
LASCALA: «Делать музыку под копирку, хоть и безопасно, но скучно и тривиально»
Все мультфильмы Pixar — это одна Вселенная по Хронологии Негрони
«Работать больше — оплата ниже»: к чему ведет передача скорой помощи в частные руки
Больные темы «Ты целый космос» (интернет-сингл)
АвтоВАЗ выпустил 30-миллионную «Ладу»
«Как можно столь нагло искажать ситуацию насчет мигрантов?! Почему прячется статистика по явно повышающейся этнопреступности в стране?»
Красные Звезды «Преодоление пределов»
Ковидная прибыль для олигархов: Россия - полигон для китайских вакцин?
«Именно в Донбассе стало понятно, что Запад поддержит любого, кто выступает против России, вне зависимости от его идеологических воззрений»
Лидер F.P.G. отстаивал чистоту русского языка в свой день рождения
Кинопремьера «Адам и Ева»: последние люди на Земле
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.