]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

С гимном и флагом: в школах будут воспитывать «формальный патриотизм»?

18:35 22.04.2022
© KM.RU, Наталья Ступникова
© KM.RU, Наталья Ступникова

Евгений Спицын: «Патриотизм воспитывается не этим, не какими-то формальными вещами. Уж тем более такого свойства. Поэтому я считаю, что это чисто конъюнктурный подход к воспитанию патриотизма, который у большинства детей в школе будет вызывать просто неприятие или смех»

Спецоперация на Украине выявила множество проблемных мест внутри страны. В отсутствие молодежной политики в Минпросвещения не придумали ничего лучше, как начинать школьную неделю с поднятия флага и включения гимна. Такая традиция, по мнению министра Сергея Кравцова, станет важным элементом формирования патриотизма.

Другим шагом в этом направлении могут стать уроки "исторического просвещения" с начальной школы — они должны быть направлены на изучение своего края, малой родины. И вроде бы, неплохая идея, но кто этим будет заниматься? И почему это становится очередной обязаловкой? Не говоря уже об уроках для школьников про цели спецоперации России на Украине и отдельные уроки по борьбе с фейками — такую инициативу даже одобрил президент Владимир Путин.

Так ли формируется патриотизм? Об этом Накануне.RU побеседовало с российским педагогом и историком Евгением Спицыным.

— Еженедельное поднятие флага и включение гимна в школах, на ваш взгляд, может воспитать патриотизм в детях?

— Я считаю, что это совершенно ненужная затея — не надо обезьянничать. Что мы все у американцев как под копирку берем? Это у них в традиции в учебных заведениях проводить подобные мероприятия, у нас никогда этого не было — ни в советской школе, ни в российской. Да, в пионерских лагерях было торжественное построение линейки, был дежурный отряд, представители которого ежедневно поднимали флаг лагеря — но это был именно флаг лагеря. Зачем это в школах вводить? Я вас уверяю, что никакого отношения к патриотизму это не имеет. Это станет только лишней обузой для учителей и для детей. Придется как минимум на полчаса раньше приходить в школу.

Патриотизм воспитывается не этим, не какими-то формальными вещами. Уж тем более такого свойства. Поэтому я считаю, что это чисто конъюнктурный подход к воспитанию патриотизма, который у большинства детей в школе будет вызывать просто неприятие или смех. Самое страшное — если дети начнут смеяться над подобными мероприятиями. Надо же знать психологию ребенка. А для учителей, которые и так "замордованы", это будет лишней тратой времени. К тому же имейте в виду, что в крупных городах, в Москве, например, это организовать не так сложно, а если речь идет о каких-то сельских местностях, где в большинстве случаев школы ликвидированы, и дети добираются до этих школ километрами? Мне кажется, что это абсолютно дутая инициатива.

— А что касается уроков "исторического просвещения" — они будут полезны?

— Это из того же ряда — какой-то псевдопатриотизм. Ну хорошо, детей в Москве можно сводить в исторический музей, музей Пушкина, еще куда-то. А куда вы отведете детей в сельской местности или районном центре? Допустим, они раз съездят в краеведческий музей, два, три, десять раз — сколько раз их туда водить?

— Сначала вообще говорили про уроки истории с первого класса…

— Это бред, потому что в первый класс сейчас идут 6-летние. Есть возрастная психология и физиология, надо понимать, что такое ребенок 6-7 лет — ему хочется играть, он очень подвижен, ему и так тяжело сидеть 40-45 минут за партой и чем-то целенаправленно заниматься. Предназначение начальной школы, прежде всего 1-2 классов, в том, чтобы научить детей читать, считать и писать, чтобы у них потом, в последующем не возникали проблемы с обучением, с элементарным чтением текстов, выполнением домашних заданий по русскому языку, литературе, математике, по той же истории.

Если ребенок не научился в начальной школе бегло читать и писать, то в каждый новый класс будет создавать как снежный ком проблемы в обучении ребенка. Для него эта учеба станет мукой, он ее возненавидит, именно потому что в начальной школе его не научили. И в начальной школе детям обязательно надо давать прописи, потому что эта мелкая моторика, работа пальцами формирует мозговую деятельность. Зачем городить огород там, где все уже апробировано десятилетиями? И в целом достали уже детей, родителей и учителей своими бесконечными реформами и нововведениями. Они уже не знают, куда от них прятаться, от этих реформаторов!

— Уроки про фейки и цели спецоперации на Украине — тоже из той же серии?

— Не надо это детям давать, зачем их втягивать в политику таким образом? То у нас говорят, что школа вне политики, что тут запрещены все общественные организации, деятельность политических партий, то вот такие инициативы… В советских школах была политинформация каждую неделю. Как это работало? За полчаса до урока обычно в пятницу приходил класс и кто-то из учеников проводил политинформацию — брал либо какую-то одну тему, например, ситуацию на Ближнем Востоке, либо делал беглый обзор основных международных событий. Мне эти занятия нравились, кому-то не нравились, но, по крайней мере, это была система, был целый график, кто когда готовит политинформацию. Все к этому привыкли, все было в разумных рамках.

А что сейчас? Кто будет рассказывать о военной спецоперации, скажите, пожалуйста? Ученик пятого класса? А что он там понимает? Или кого будут приглашать, начальника оперштаба? Вот он будет ездить с утра до вечера по школам и рассказывать об операции на Украине… Или учитель об этом будет рассказывать? А что он может рассказать? Такое впечатление, что все, кто выступает с подобного рода инициативами, они в своем ура-патриотическом угаре просто потеряли голову.

— А когда ученик будет видеть постоянно уставшего учителя, который постоянно заполняет какие-то бумажки и получает копейки — разве тут помогут флаги и гимны для воспитания патриотизма?

— Конечно, нет, об этом уже много раз говорили. У нас просто формализовано от А до Я все, что можно и нельзя. Когда я начинал свою работу в школе, я был действительно свободным человеком. Я был свободен в своем понимании, что я представляю собой как учитель, свободен в выборе тем, в выборе формы преподавания и так далее. С меня требовали минимальное количество бумаг, я почти ничего не писал. Единственная моя обязанность была — грамотно вовремя заполнять журнал, выставлять оценки. И только раз в месяц-полтора, может быть, завуч могла вызвать к себе, если я допустил какие-то промахи, неточности, и объясняла, как дописать, что исправить. Никаких объяснительных записок, никаких заявлений — просто ставил в известность, например, что я с тем или иным классом отправляюсь на экскурсию. А сейчас просто какой-то мрак, каждый учитель просто себе, извините, задницу прикрывает, не дай бог, что не так.

— Складывается впечатление, что патриотизм воспитывают не к исторической России с тысячелетней историей, а именно к Российской Федерации, у которой было "ужасное прошлое", но вот теперь-то все наладилось?

— Тут я по себе сужу, как воспитывали во мне любовь в Родине, к своей стране, к тому общественному строю, в котором я жил — это все было ненавязчиво, это было естественно. Во-первых, общением с моими родными и близкими, с дедом, который воевал. С родителями, которые были детьми в годы войны, но они всегда рассказывали какие-то интересные истории из своей жизни того периода. Тут же играли свою роль художественные фильмы, которые смотрели с удовольствием, книги, постоянные встречи с ветеранами. Мы обязательно с родителями на выходных ходили по музеям — и художественным, и боевой славы, и историческим. Все шло от родителей.

Во-вторых, в школе были мероприятия, которые были связаны с памятными датами, но это все было в разумных пределах, не для галочки. Проводились какие-то конкурсы, например, военной песни, но это было раз в год, к 9 мая, это не было чуть ли не каждый месяц или каждую неделю. Мы знали, что есть день 23 февраля, День Рабоче-крестьянской Красной армии – он именно так тогда и назывался, у нас проводили в этот день мероприятия, посвященные нашей армии. Этот день, кстати, был рабочим. Все было разумно устроено и как бы исподволь, незаметно формировало это патриотическое сознание детей.

В-третьих, в самом курсе школьной истории, литературы был четкий перечень учебных материалов, программ, произведений. Например, читали роман Фадеева "Молодая гвардия" или Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке". Книжные издательства выпускали специально для детей серию "Партизаны-герои", "Пионеры-герои". Была детская литература того же Сергея Алексеева, замечательного детского писателя и так далее. Издательства тоже сами работали на воспитание детей, а материал подавался красочно.

А что у нас сейчас дети читают в таком юном возрасте? "Гарри Поттера"? Вы много воспитаете героев-патриотов на "Гарри Поттере"? Я что-то в этом сильно сомневаюсь.

Автор: Евгений Иванов

Темы: Министерство просвещения РФ, Патриотическое воспитание в России, Российские школьники, Школьное образование в России
Источник: Накануне.RU
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 27.04.2022, 10:32
    Гость: ?

    И при этом показывать детям Дом-2, скандалы типа как с Малаховым и т.д.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 26.04.2022, 22:11
    Гость: Topwar 8

    Давно пора было это сделать. Забыли, с чего начинается Родина.
    Гимн России должен знать каждый русский ребенок и взрослый.
    Хорошо бы ввести и классы Звкона Божьего, чтобы все дети знали не только основы православия, но и Отче наш и молитвы и литургическое богослужение и многое другое.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 26.04.2022, 20:54
    Гость: дык,

    и хулиганов, цинично слушающих или не желающих петь гимн, тоже нет )

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 26.04.2022, 20:50
    Гость: по ощущениям

    дети будут где то между американцами и китайцами

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 26.04.2022, 20:45
    Гость: и тут же

    зарядку делать: прививать спортивные навыки

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (139)
]]>
]]>
Выбор читателей
Коллаж © KM.RU
Медведев назвал последствия удара США по Ирану
Путин: в старых учебниках по истории нет правды о Великой Отечественной
© KM.RU
Ситуация критическая. Через неделю платежи за газ и ЖКХ для многих будут неподъемны
Путин подписал закон о защите русского языка
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Бабаджанян пожертвовал своим днем рождения ради Ленина и разозлил Хрущева
«Мы должны сделать все возможное, чтобы вытащить его оттуда» - певица Алена Апина призывает освободить Максима Шугалея
Myristica Fragrans «Портативный дегенерат»
Пилот «Война» (переиздание на подарочном CD)
Леонид Максимов – биография основателя ГК «Пионер»
«Все российские предложения с Европой можно обсуждать – но не решать. Просто потому, что европейские лидеры не суверенны»
Скворцы Степанова feat. Гудтаймс «Фрисби» (интернет-релиз)
Есть над чем задуматься: Минск поднимает вопрос о признании геноцида белорусов в годы Великой Отечественной войны
Рок-оратория «Чёрный январь. Прощёное воскресенье», 28 и 29 января, КЗ «Москва»
Врут и не краснеют: Россия уличила Украину, Францию и Германию во лжи
«Президентские выборы в Белоруссии продемонстрировали нечто запредельное – голосование при введенных в столицу армейских частях»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.