]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Сергей Переслегин: «Проблема не в том, что дети перегружены, – проблема, что они перегружены имитацией!»

17:51 24.08.2025
Сергей Переслегин. Фото из личного архива

Спикер Госдумы Вячеслав Володин на прошлой неделе поднял тему чрезмерной нагрузки на школьников из-за домашнего задания. Проблему, по его словам, власти признают 

Тем более что для его выполнения ученики активно начали пользоваться новыми технологиями. Однако пока никаких альтернатив не выработано. Сильно ли перегружены школьники? Нужно ли отменять «домашку» в текущем виде? Стоит ли менять подходы к обучению в эпоху искусственного интеллекта? «БИЗНЕС Online» отвечает российский литературный критик и публицист, историк, футуролог Сергей Переслегин.

На самом деле вопрос о перегрузке школьников достаточно неочевидный. С одной стороны, совершенно точно, что школьники перегружены. С другой — бо́льшая часть этой перегрузки является абсолютно искусственной. В принципе, люди могли бы получить точно такое же образование с такими же, если не лучшими, знаниями за гораздо меньшее время, теряя при этом гораздо меньше сил. Надо сказать с самого начала, что в России, по сути, нет системы образования.

Я говорю это настолько жестко, потому что система образования — это прежде всего образовательный канон. А именно четкие ответы на вопросы «кого учим?», «чему учим?», «за какие сроки учим?», «кто учит?» и «зачем учит?». Ни на один из этих вопросов системы образования ответов нет. В этой ситуации образование становится все более и более формальным. А будучи формальным, оно все больше и больше занимает времени, ибо в любой ситуации тебе нужно продемонстрировать не понимание предмета, не умение пользоваться им в жизни, а некоторый формальный набор знаний. А на это придется потерять массу времени и учителям, и ученикам.

Советская школа в этом отношении имела четкую цель образования — создание сознательных тружеников и подготовку кадров для науки. Но даже в советской системе была проблема, связанная с тем, что каждый из учителей был склонен считать свой предмет единственным и его абсолютно не беспокоил вопрос, сколько времени ученик будет тратить на владение его предметом и сможет ли он это время найти с учетом существования других предметов.

Так вот, сейчас эта проблема стала гораздо более жесткой по той простой причине, что бо́льшая часть образования оказывается имитационным, а имитацию приходится учить наизусть, в отличие от реальных знаний, которые можно вполне получить очень быстро, поняв основные закономерности, как это работает.

Что касается домашних заданий. Гроссмейстер Зигберт Тарраш жил в конце XIX века и окончил гимназию в Германии с отличием. Потом окончил университет и работал врачом, кроме того что был гроссмейстером всю жизнь. В школе у него были неприятности. «Я считал, — говорил он, — что домашнее задание абсолютно не нужно нормально учащемуся человеку, но у учителей по этому поводу было другое мнение». Я к тому, что этому спору, по крайней мере, 150 лет. Обе стороны имеют вполне реальные аргументы за и против. «За» заключается в том, что на домашнее обучение можно отдать довольно много материала и не тратить на него времени в школе. На эту тему, правда, можно сказать, что тогда и вообще все образование можно отдать на дом, а не тратить на него время в школе. Откровенно говоря, если человек должен учиться в школе от 6 до 8 часов и при этом заниматься еще и дома, то это означает, что что-то организовано неправильно.

Подчеркну: проблема не в том, что дети перегружены, а в том, что они в значительной мере перегружены имитационной деятельностью и имитационной учебой. В отношении домашнего задания это выглядит еще более ясно. Когда учились в школе мои дети (им сейчас в районе 35), мне самому приходилось ходить в школу и объяснять ситуацию, что я запрещаю им дома писать от руки то, что компьютер может распечатать. Ибо человек для этого изобрел компьютер!

Когда говорят, что школьники не должны при подготовке домашних заданий использовать искусственный интеллект, мне хочется задать вопрос: а зачем тогда его человечество вообще изобрело? Кому он тогда нужен, если его даже в школе использовать нельзя? Да, я понимаю, оценивать тексты, сделанные искусственным интеллектом, нужно совершенно по-другому. Надо выяснить, смог ли школьник, работая с ИИ, внести в текст смысл и содержание. А это проверить гораздо тяжелее, нежели проверить формальное соответствие теме, как это было раньше. С такой точки зрения искусственный интеллект позволяет быстро делать домашние задания. Если искусственный интеллект работает в симбиозе тесного взаимодействия с интеллектом ребенка, то он даст ему очень много — гораздо больше, чем его самостоятельная подготовка. Но тогда проверять это нужно по-другому. И сами задачи для домашнего задания, цели надо ставить совершенно по-другому. И кстати, проверять их тоже должны учитель вместе с искусственным интеллектом. В этом случае система будет работать вполне адекватно и нагрузка на школьников резко упадет.

Нужно ли вообще исключить домашние задания? В принципе, я бы сказал, что скорее да, чем нет. В современной имитационной школе точно да. В идеальной школе, существующей в нашем воображении, можно думать о том, в какой ситуации и какие домашние задания могут оказаться нелишними и невредными, но это совершенно другой разговор и отдельная тема.

И кстати, даже в этом случае я перевел бы домашнее задание из официальной школьной программы в программу нешкольную, кружковую, клубную. Кружок может вам дать домашнее задание, поскольку вы идете в кружок добровольно и добровольно выбираете это направление для своего развития. В такой ситуации это будет работать вполне адекватно.

Темы: Школьное образование в России
Источник: БИЗНЕС Online
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 25.08.2025, 17:25
    Гость: Свой Мéлос (нац.особ-сть вести мелодию)...—>0009⁰

    ...есть часть своей народной идентичности.
    А значит содержание занятий имеет значение.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 25.08.2025, 17:16
    Гость: Ландау учился в 1920-е

    в Ленинграде у старорежимного Иоффе, а главным образом -- в Копенгагене у Бора и других великих физиков Европы. В раннем же возрасте он самообразовывался. Брал книги по математике у отца-нефтяника и сам их штудировал и решал задачи без всякого отношения к школьной программе. В 12 лет умел дифференцировать, в 13 брал самые сложные интегралы, в 14 решал дифуры математической физики. А в 18 уже опубликовал статью, в которой ввёл понятие матрицы плотности в квантовой механике.

    Ландау отличный пример. Его гений -- результат бессистемности в образовании: подросток сам определяет чему и как ему учиться. Ну ладно, в школе это ещё может перебор, но в вузе -- самое оно. Талантливый студент найдет свой путь, а не талантливому нужно заниматься чем-то другим. Это и есть европейский/американский подход. Он развивает критичность и независимость мышления, а открытия позволяют делать только они. Однако... среда довлеет, и оказавшись в СССР, Дау своих учеников уже воспитывал по совсем иной методе! Командно-административной: ТеорКурс это прежде всего Ситема. Отступи от неё хоть на шаг, поставь под сомнение хоть один из её постулатов и всё, привет: Дау не только изгонял тебя из свого круга, но и прекращал отношения. Диктатура не хуже сталинской. Результат? Да, он воспитал плеяду отличных теоретиков СРЕДНЕГО уровня с отличной математической техникой, но подлинные прорывы они могли делать только в соавторстве с Дау -- как Гинзбург и Абрикосов. Дау ушёл -- открытия закончились.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 25.08.2025, 17:16
    Гость: Они тоже делали большую ракету.

    Потому F-1 начали еще в 50х. Фон Брауна позвали только для общего руководства.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 25.08.2025, 17:09
    Гость: Жюль Верна почитайте - ник поправите.

    РД-107 - четырехкамерный. Каждая камера и сопло- тягой как 1 ФАУ. ТНА общий, как у ФАУ, перекисный.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 25.08.2025, 16:58
    Гость: Все еще веселее.

    С 1938 года как врагов народа постреляли - линкорную программу запустили. 4 штуки строить начали из 20 по плану Большого флота. Валюты угрохали...как раз за сырье Гитлеру купили чертежи "Бисмарка" и тяжелый крейсер плюс прочее морское. Их ну очень не хватало в степях и болотах.А новые сырые танки-самолеты доделывали до конца войны.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (76)
]]>
]]>
Выбор читателей
Дональд Трамп и Владимир Зеленский
Трамп сломал Зеленского, но до «безоговорочной капитуляции» не дожал
Дональд Трамп
Трамп не будет участвовать во встрече Путина и Зеленского
© KM.RU, Александра Воздвиженская
Россияне работают все больше, а получают все меньше
Школа © KM.RU, Илья Шабардин
Минпросвещения предложило сократить изучение иностранного языка в школах
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Евгений Маргулис сыграл в самом рок-н-ролльном месте Москвы
We Butter The Bread With Butter «Das Album»
Объединение Германии: как Горбачев предал не только русских, но и немцев
«Танцы минус» познакомили поклонников с прообразом всего
25/17 попрощались с 90-ми
«Германия может недолюбливать французского соседа, но она обречена спасать экономику Франции»
«Мегаполис» сыграл для тех, кому снятся эротические сны
Выбор Армении: распыление нации, потеря государства
Перспективы отношений с «не братьями»: у России два варианта – плохой и очень плохой
Невероятная Ольга Кабо
Оркестр Заводчане «Пароль — любовь» (интернет-релиз)
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.