Россия пошла на контакт с непримиримой сирийской оппозицией
Министр иностранных дел России Сергей Лавров вчера впервые встретился с главой Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил (НКОРС) Сирии Ахмедом Муазом аль-Хатыбом. Эта коалиция, напомним, была создана в начале ноября в Дохе (Катар) из представителей разрозненных групп «внешней» сирийской оппозиции – тех, что ведут непримиримую борьбу с режимом Асада преимущественно из-за пределов Сирии. Естественно, создание такой коалиции стало возможным лишь благодаря поддержке арабских и западных спонсоров, которые затем признали НКОРС в качестве законного (а многие – в качестве единственно законного) представителя всего сирийского народа. И, разумеется, НКОРС была создана ими как противовес той схеме сирийского урегулирования, которая была начерчена летом прошлого года на созванной с одобрения ООН Женевской конференции Группы действий по Сирии. Вот с каким персонажем имел вчера первый контакт шеф российской дипломатии.
Встреча Лаврова с аль-Хатыбом состоялась в кулуарах проходившей в эти дни Мюнхенской конференции по вопросам безопасности. То, что сирийский вопрос оказался, наряду с ситуацией в Мали, в центре внимания «внешнеполитического Давоса» (так еще иногда именуют ежегодные конференции в Мюнхене), никого, конечно, не удивило. Вопросы вызвали формат участия в конференции аль-Хатыба – почему именно НКОРС было предоставлено право представлять в Мюнхене Сирию, а также формат встречи аль-Хатыба с Лавровым.
Что касается «представительских полномочий» главы НКОРС, то аль-Хатыбу была предоставлена возможность, хотя его имя вроде бы и не фигурировало в списке официально приглашенных, донести до участников встречи свой план урегулирования сирийского конфликта, главным, изначальным пунктом которого является уход с политической сцены Башара Асада. Представляя свой план, аль-Хатыб повторил и свое недавнее предложение к сирийским властям (без Асада, разумеется) о начале политического диалога. А если диалога не получится, заявил аль-Хатыб, он попросит международное сообщество обеспечить «электронную систему» над сирийским небом – некое подобие того, что весь мир наблюдал в Ливии.
Что касается встречи аль-Хатыба с Лавровым, информация о ней появилась еще 1 февраля. Причем сообщалось, что сразу запланирована встреча чуть ли не в четырехстороннем формате – с участием, помимо главы НКОРС, еще Лахдара Брахими, Джо Байдена и Сергея Лаврова. Понятно, что такой формат означал бы признание в качестве единственного представителя Сирии именно НКОРС. Такую явную «сенсацию» был вынужден опровергнуть замглавы МИД РФ Геннадий Гатилов, написавший в своем микроблоге в Twitter: «Сообщения СМИ о встрече в Мюнхене в формате Лавров – Байден – Брахими и представитель сирийской оппозиции аль-Хатыб не соответствуют действительности».
А вот на отдельную встречу с аль-Хатыбом глава российской дипломатии все же пошел, и, стоит признать, в целом оправданно. Во всяком случае, итог этой встречи представляется пока именно таковым. Ведь как бы негативно Москва ни относилась к НКОРС, ей приходится учитывать нынешний международный расклад сил. К тому же Лавров воспользовался тем, что именно аль-Хатыб попросил российскую сторону в Мюнхене об этой встрече. А ведь еще в декабре 2012 года глава НКОРС отказался от поездки в Москву, заявив, что пока Россия не откажется от поддержки Асада и не осудит «убийства», совершаемые его режимом, говорить ему с Москвой не о чем. А вот в Мюнхене аль-Хатыб напрашивался на встречу…
И первый контакт России с прозападными сирийскими оппозиционерами произошел. «Я напомнил Хатыбу, – рассказал журналистам о встрече сам Лавров, – что мы сразу после избрания этой коалиции и его назначения на пост руководителя выразили заинтересованность в регулярных контактах. Мы их будем осуществлять. У Хатыба есть заинтересованность в лучшем понимании нашей позиции, в том, чтобы услышать наши оценки ситуации. Я отметил, что совсем недавно Хатыб сказал, что он выступает за то, чтобы наладить на определенных условиях, начать диалог с правительством Сирии. Мы это приветствовали». «Это – очень важный шаг, – продолжал Лавров. – Особенно потому, что коалиция создавалась на платформе категорического отказа от любого разговора с режимом. Но я думаю, что реализм возобладал. Со стороны оппозиции нет переговорной команды. В коалиции много различных групп, чтобы они могли договориться о какой-то единой делегации. Но, тем не менее, размышления идут в правильном направлении».
«Вероятно, встреча оказалась возможной после заявления Хатыба о возможности проведения переговоров с представителями Башара Асада, – прокомментировал ее итоги в своем «ЖЖ» специалист по Ближнему Востоку, блогер Анатолий Эль-Мюрид. – Правда, условие, которые было выставлено при этом – освобождение 160 000 заключенных из тюрем, – явно неприемлемо и невозможно. Учитывая, что такого количества оппозиционеров просто не могло быть, по сути, выполнение требования Хатыба означает окончательно обрушить криминальную обстановку в стране. Тем не менее сам по себе факт признания возможности переговоров – существенный шаг оппозиции вперед и признание невозможности достижения победы военным путем. Видимо, именно поэтому встреча Лаврова и Хатыба оказалась возможной. Что именно они могли обсудить между собой – неясно, хотя перечень тем невелик».
Тем не менее общая ситуация в Сирии и вокруг нее, особенно после недавней бомбежки сирийской территории израильскими самолетами, продолжает во многом оставаться загадкой, о чем рассказывал эксперт. Этот мотив загадочности ситуации звучит и в комментариях других наблюдателей за развитием ситуации в Сирии и вокруг нее.
«История с бомбардировкой сирийского научного центра авиацией Израиля становится какой-то странной, – пишет, например, на страницах сайта trueinform.ru Сергей Филатов. – Об этом все говорят, а вот прямых доказательств нет даже у служб электронного контроля».
Масла в этот конспирологический огонь подлили сразу два события. В минувший четверг г-жа Хиллари Клинтон, уходя в отставку с поста госсекретаря, напоследок заявила: «Русские не являются пассивными наблюдателями, поддерживая Асада: как и Иран, они помогают его режиму деньгами и военным оборудованием». Также Клинтон повторила, что разочарована позицией Москвы в ООН по сирийскому вопросу, поскольку российские представители, дескать, всячески мешают продвижению плана передачи власти в этой стране, согласованного в Женеве летом 2012 года. Эти слова Клинтон прозвучали на фоне распространенной израильскими СМИ информации (источником которой, стоит отметить, стала сирийская оппозиция) о том, что Москва, дескать, знала о готовящемся ударе Израиля по Сирии и даже дала на это неформальное согласие.
Опровергнуть обвинения г-жи Клинтон Москве, конечно, трудов не стоило. Оружие режиму Асада, было заявлено в ответ, поставляется в соответствии с ранее подписанными контрактами, что никто делать не запрещал. А что касается прозвучавших в словах Клинтон обвинений в том, что, дескать, именно русские не хотели продвигаться вперед в вопросе реализации Женевских договоренностей по Сирии, МИД РФ ответил в духе «не мы, а вы, американцы, препятствовали реализации Женевских договоренностей».
«Именно российская сторона вскоре после принятия 30 июня 2012 года в Женеве коммюнике Группы действий выступила с инициативой одобрения этого документа в Совете Безопасности ООН в согласованных консенсусом формулировках, которые бы не допускали никаких искажений или инсинуаций», – заявил представитель МИД РФ Александр Лукашевич. «Для обсуждения такого решения нами было предложено созвать в Нью-Йорке Группу действий на уровне постоянных представителей», – добавил дипломат. «Оба наших предложения натолкнулись на жесткое сопротивление со стороны западных партнеров и прежде всего США», – сказал Лукашевич, добавив: «По логике вещей возникает вопрос, кто все-таки на самом деле ставил палки в колеса продвижению вперед в выполнении женевской схемы».
Ну а что касается «сенсации» о том, что Россия, дескать, дала добро на израильский налет на сирийский военный центр, то Москва даже не снизошла до того, чтобы опускаться до отповеди такой «утке». Действительно, с какой стати ей давать зеленый свет на явный акт агрессии против режима Асада, который она, как заявляет та же Клинтон, всячески поддерживает? Получается какая-то логическая абракадабра.
Тем не менее ситуация в Сирии и вокруг нее, несмотря на то, что войска Асада теснят боевиков оппозиции, все больше пододвигая их к грани окончательного военного поражения, продолжает во многом оставаться загадкой. «Такое впечатление, – отмечает trueinform.ru, – что вокруг этого события (бомбардировки Израилем сирийского центра) происходят какие-то политические маневры, которые нацелены на разрешение кризиса, и часть информации просто придерживают... Подобная игра имеет смысл в том случае, если вопрос реально встал о полномасштабной войне на Ближнем Востоке».

Комментарии читателей Оставить комментарий
Когда это интересно они успели стать террористами???
Вообще странноватая логика.Президент страны,в данном случае Сирии-террорист,а настоящие террористы оказываются "борцы за свободу"!
Удивительно как же так получается?!
Министерство иностранных дел Беларуси подготовило доклад о нарушении прав человека в отдельных странах мира в 2012 году. В частности, в докладе приводятся факты нарушения прав человека в 23 европейских странах, в том числе Польше, Австрии, Литве, Латвии, Эстонии, Германии, Франции, Великобритании, а также в США и Канаде.
Ржунемогу!
Как это не покажется странным - соглашусь))))))))))))
Припозднились непримиримые с повинной.
Ноне оне могут лишь согласовать сроки безоговорочного исхода с земли сирийской, да условия сохранения жизни.
Сей час это всё начнет сливаться туда, от куда оно пришло...от радости-то кому-то привалит)))))
Думаю, скоро и катаро-сауды прибудут с поклоном. Если успеют до возвращения "джихаддистов" в родные пенаты...
Союзу/России это никогда не мешало разговаривать с Асадом - ни с папой, ни с сыном.
"Россия пошла на контакт с непримиримой сирийской оппозицией"
---
Я думаю, что поздно пить Боржоми когда почки отказали.