Венесуэла перед судьбоносным выбором

К сожалению для сторонников ушедшего 5 марта в мир иной Уго Чавеса, два главных претендента на его пост, Николас Мадуро и Энрике Каприлес, подошли к сегодняшним выборам президента Венесуэлы, что называется, ноздря в ноздрю. Хотя еще на днях фора, которую имел Мадуро как наследник, которого благословил сам Уго Чавес, перед единым кандидатом оппозиции казалась непреодолимой.
«У Мадуро шансы предпочтительнее, хотя разрыв сократился за месяц с 15 до 10%; к понедельнику будет меньше 10%», – рассказал «Русской платформе» ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН Виктор Семенов. Тем не менее эксперт уверен, что Мадуро победит.
Прогноз замдиректора того же института Владимира Сударева уже осторожнее: «Победит с небольшим преимуществом официальный кандидат (Мадуро. – Прим. KM.RU). Но в течение ближайших нескольких месяцев в стране может наступить экономический коллапс, «бунт кастрюль»: на улицу выйдут домохозяйки, которые, как правило, обладают очень мощной политической энергией. Будущий президент не сможет продолжить те социальные программы, которые начинал Чавес, потому что казна пуста», – пояснил он «Газете.ру». Административный ресурс у Мадуро, считает эксперт, «настолько огромный, что Мадуро победит за счет него, а также за счет того, что он постоянно эксплуатирует имя Чавеса, который обладал очень сильной харизмой и оказывал поддержку самым нижним слоям населения».
«Социально-экономическая ситуация ухудшается. Все средства и силы были потрачены в 2012 году сначала на победу Чавеса (он выиграл президентские выборы у того же Каприлеса с перевесом почти в 10%. – Прим. KM.RU), потом – на победу его сторонников на губернаторских выборах. Сейчас из-за этого – перебои в питании. Вот в таком плачевном состоянии дела ждут нового президента. Если он с этими проблемами не справится, конституция страны позволяет провести референдум о доверии. Вот тут Каприлеса ждет победа», – предполагает Семенов.
А Сударев, наоборот, не советует Каприлесу побеждать сейчас: «Я бы сейчас на месте оппозиционера особо не стремился выиграть эти выборы. Главную роль сыграет гигантский административный ресурс, который есть у официального кандидата Мадуро: у него полный контроль СМИ. Каприлесу я бы не советовал сейчас побеждать с небольшим преимуществом, потому что эта победа будет неубедительной. Все властные структуры в руках преемника Чавеса: это и вооруженные силы, и полиция, и службы безопасности, и со всем этим оппозиционеру придется иметь дело». Невооруженным взглядом видно, что эксперт симпатизирует единому кандидату оппозиции.
Симпатии тому или иному кандидату, впрочем, уже обесценили подавляющее большинство прогнозов, в которых в последние дни буквально соревновались друг с другом социологические службы Венесуэлы. Да что там Венесуэлы – даже российский ВЦИОМ отметился накануне выборов своим прогнозом. Правда, опросить респондентов на месте наша социологическая служба возможности не имела, зато выдала свое предвидение «на сновании анализа потока сообщений венесуэльской аудитории социальных сетей». «Ранее этот метод позволил точно предсказать результаты выборов президентов США и Франции», – оправдался ВЦИОМ.
Не знаем, как насчет США и Франции, а вот для Венесуэлы репрезентативность такого «опроса» вызывает большие сомнения. Тем не менее аудитория, которая доверяет ВЦИОМ, уже подготовлена: за Мадуро готовы проголосовать 50,7% респондентов, а за Каприлеса – 48,8%. Учитывая «статистическую погрешность», будьте готовы, мол, и к победе единого кандидата оппозиции...
Большинство экспертов, впрочем, пока отдают предпочтение Мадуро, хотя и отмечают, что его былое преимущество над Каприлесом почти испарилось. Тот же ведущий сотрудник Института Латинской Америки Виктор Семенов ответил газете «Взгляд», что эмоциональная волна, поднявшаяся в венесуэльском обществе сразу после смерти Уго Чавеса, начинает спадать: «Это естественно: с течением времени горечь утраты снижается». Но позиции Мадуро, по словам Семенова, быстро ослабил даже не этот эмоциональный фактор. Ему пришлось, не дожидаясь выборов, сделать несколько непопулярных шагов: «В начале февраля он провел девальвацию боливара на 32%. Это повысило цены на продукты и лекарства, потому что все импортируется. В конце марта он внедрил новую схему – распределение валюты путем аукционов». В результате, по словам эксперта, средний курс составил 13 боливаров за доллар, а до девальвации был 6,3 боливара, и теперь страна не может импортировать столько продуктов и лекарств, как она делала это в прошлом году. «В магазинах возникают перебои с самыми необходимыми продуктами – например, с кукурузной мукой, лепешками», – рассказывает Семенов.
Население почувствовало ухудшение снабжения и повышение цен, отмечает эксперт. «Кроме того, Каприлес правильнее вел кампанию. Он говорил по существу, предлагал меры. А Мадуро как бы прячется в тени образа Чавеса, но своего он ничего не предлагает. Мадуро не обладает той харизмой, которая была у Чавеса, в экономике мало смыслит. Это будет сказываться в дальнейшем. Но сейчас пока все идет к тому, что Мадуро все-таки победит с преимуществом не менее 5%», – предполагает Семенов.
А нынешние выборы президента Венесуэлы действительно во многом судьбоносные. «От исхода выборов будет зависеть очень многое, – пишет в «Ведомостях» начальник аналитического отдела ИК «Церих кэпитал менеджмент» Николай Подлевских. – В том числе ставится на карту благополучие Кубы, куда из Венесуэлы поставляется за символическую плату (в обмен на медицинские услуги) около 100 000 баррелей нефти в сутки. Каприлес заявил, что в случае его победы «дотации другим странам закончатся, а Куба не получит ни капли нефти». От того, кто станет президентом, будут зависеть и судьба миллиардных инвестиций Китая в экономику Венесуэлы, и контракты на поставку оружия из России, и взаимоотношения с США, куда Венесуэла поставляет около трети своей экспортной нефти. Но самые большие ставки будут у зарубежных нефтяных компаний, которые начали вкладываться в разработку венесуэльских месторождений. Можно сказать и шире: от вектора развития страны в известной мере будет зависеть успех мировой гонки за энергоресурсами. А это – один из ключевых вопросов современности».
Экономика Венесуэлы вообще основана на добыче нефти, которая обеспечивает около 80% экспортных доходов и почти треть ВВП. По данным Министерства энергетики США, Венесуэла располагает наибольшими разведанными запасами нефти в мире: ее запасы составляют 297 миллиардов баррелей (у Саудовской Аравии – 265 миллиардов баррелей). Одних залежей нефти в Венесуэле может хватить всему миру на несколько десятков лет. Но венесуэльскую нефть трудно извлекать из недр, и потому по экспорту нефти Венесуэла уступает и Саудовской Аравии, и России, и Норвегии, и Ирану.
На сегодня Венесуэла при доле в мировых запасах около 18% обеспечивает лишь 3,3% мировой нефтедобычи, отмечает Николай Подлевских. Однако у Венесуэлы амбициозные планы – увеличить добычу до 6 миллионов баррелей в день. В частности, планируется вместе с иностранными компаниями, включая бразильскую Petrobras, китайскую CNPC, британскую ВР и другие, активно разрабатывать три десятка блоков месторождений пояса Ориноко.
Россия участвует в пяти нефтяных проектах, рассказывает эксперт. Планы по добыче углеводородов в Венесуэле обозначили «Газпром», «Газпром нефть», ТНК-ВР, «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз» и «Роснефть». Особенно активна здесь «Роснефть», которая планирует вложить в разработку блока «Карабобо-2» до 16 миллиардов долларов. Кроме того, Национальный нефтяной консорциум (ННК) в составе «Роснефти», «Газпром нефти», «ЛУКОЙЛа» и «Сургутнефтегаза» собирается инвестировать около 20 миллиардов долларов в разработку проекта «Хунин-6». Только в бурение добывающих скважин за предстоящие десять лет там планируется вложить порядка 15 миллиардов долларов. По данным ННК, проект «Хунин-6», в котором 60% принадлежит венесуэльской госкомпании PDVSA и 40% – ННК, со временем будет давать до 450 000 баррелей в сутки.
Для наших нефтяных компаний предпочтительнее представляется победа на выборах Мадуро, поскольку он постарается максимально обеспечить преемственность курса Чавеса, соглашается эксперт. Вместе с тем даже вероятная победа Каприлеса не должна привести к резким изменениям. Огромные социальные обязательства государства, субсидии внутренним потребителям топлива, так же как и льготные поставки нефти в соседние латиноамериканские страны, невозможно обрубить быстро. Не должна стать возможная победа Каприлеса фатальной и для российского ННК, который подписался не на потребление легкого и лакомого пирога, а на разработку сложных месторождений. А запланированные огромные инвестиции при возникновении неблагоприятных раскладов можно будет корректировать в меньшую сторону, резюмирует эксперт.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Дятел умирает от сотрясения мозга.
Но если в школу ходить не будешь,то не научишься конечноже.
Можно подвести итоги. Прогноз от ВЦИОМ, основанный на анализе соцсетей: Мадуро - 50,7% респондентов, Каприлес – 48,8%, остальные кандидаты менее 0,5%; итоги выборов: Мадуро - 50,76% , Каприлес - 49,07%. Результаты говорят сами за себя.
На счет "репрезентативности" автор статьи не прав - в Венесуэле проникновение интернета и соцсетей не меньше, чем во Франции, и не намного отстает от США. Благодаря Чавесу с его 3G и бесплатной раздачей компьютеров бедным.
уже прошли
На развитие страны Россия потеряла уже 20 лет, впрочем это смотря что считать развитием.
+
Если развитие - это рост бедноты и рост богатств небольшой прослойки населения сдобренное подчинением основных экономических и политических институтов внешним экономикам, то такая потеря может рассматриваться и как большое приобретение.