Техника разорения России

В последние дни были приняты два важных судебных решения против России, и оба вызывают сомнения.
Оба раза они были вынесены в пользу акционеров ЮКОСа. Первый раз – в рамках Международного арбитража при Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ – от англ. United Nations Commission on International Trade) в Гааге, второй – в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге.
Стало ясно, что мы имеем дело с новой глобальной политической технологией, использующей правосудие не по его прямому назначению, а в качестве одного из инструментов нанесения «удара» по неприсоединившимся государствам. Это особенно четко видно на примере происходящего в наши дни частичного дефолта Аргентины, где «правосудие» также сыграло роль кнута.
Поясню, что я имею в виду.
Сегодня любое нормальное суверенное государство является правовым, то есть должно компенсировать причиненные им убытки. Но одновременно оно является социальным – заботится о школах, дорогах, больницах, да и просто о достойной жизни всех своих граждан.
Поэтому в рамках традиционной концепции национальной юстиции возникла идея пропорциональности: государство создает суды, они рассматривают споры граждан (компаний) с государством, но, взыскивая с государства деньги, судья всегда помнит о бюджете. Взыскание той или иной суммы не может быть для него губительным, поскольку в нищей стране автоматически нищают и граждане.
Поэтому основной элемент новейшей технологии разорения тех государств, которые кому-то нужно разорить, заключается в отделении от них правосудия. Прекрасным способом являются, например, международные арбитражные суды, которые, вообще-то, компетентны рассматривать споры только при наличии соглашения между спорящими сторонами о передаче дела в эти суды.
Но государство (в данном случае Россия) не заключало соглашения о передаче дела в суд при ЮНСИТРАЛ. Эту проблему легко решили, вспомнив об Энергетической хартии 1994 года, в соответствии с которой согласие государства не требуется.
Но Россия не ратифицировала и Хартию. Опять-таки, не страшно. Она же была подписана. К чему эти тонкости с ратификацией?
Даже если бы она не была подписана, всегда можно выдумать какую-нибудь хитрую доктрину о «фактическом присоединении» России к Хартии или нечто подобное. Нет сомнений, что цель – отделение правосудия от государства – будет непременно достигнута. Дело обязательно передадут в руки какому-нибудь постороннему арбитражному суду, которому в лучшем случае безразличны бюджет России и все ее социально-экономические проблемы.
Так возник долг в 50 миллиардов долларов. А мог бы возникнуть долг хоть в триллион – цифры не столь важны.
Если что-то не складывается с ЮНСИТРАЛ, есть еще ЕСПЧ. Ратифицируя Европейскую конвенцию и признавая обязательную юрисдикцию Евросуда, страны были уверены, что он занимается правами «униженных и оскорбленных», то есть разного рода пытками, нарушением прав личности и т. п. – всем тем, с чем любому государству полезно бороться. Никому и в страшном сне не могло присниться, что ЕСПЧ будет рассматривать коммерческие споры бизнеса. Однако ему пришлось: в 2011 году решением Евросуда уголовное преследование ЮКОСа было признано правомерным и политически немотивированным. Сегодня это решение пересмотрено: получайте еще пару миллиардов государственного долга.
Если уж вообще ничего не складывается, то на авансцену всегда выйдет какой-нибудь американский судья, как в случае с Аргентиной, и аннулирует честно произведенные вами выплаты каким-нибудь американским компаниям по каким-нибудь долгам.
Так с помощью «ускользающего правосудия» создается совершенно нереальный по объему долг государства.
Что же делать стране, на которую началась эта охота с применением судебных технологий? Ясно, что исполнять решение Россия не будет. Во-первых, 50 миллиардов долларов – весьма крупная прореха в бюджете. Во-вторых, после созданного прецедента последуют еще десятки или сотни решений по всяким юкосам на основании бесконечных хартий, которые будут выноситься в самых неожиданных местах.
Но самое, пожалуй, неприятное, что этим решением президента суверенного государства унизительно ставят на один уровень с главами неких частных компаний, которые этим же государством объявлены мошенническими. И вот уже ЮКОС в лице своих одиозных представителей «гуманно» предлагает провести переговоры о реструктуризации долга. Да и ЕСПЧ прозрачно намекал, что размер ущерба Россия и ЮКОС должны определить путем переговоров.
Значит, не исполнять. Но тогда вас тут же обвинят в пренебрежении правосудием, Нью-Йоркской конвенцией об исполнении иностранных арбитражных решений, Европейской конвенцией о защите прав человека и т. п. В общем, вы окажетесь самым страшным нарушителем вековых устоев международного права.
Более того, как в случае с Аргентиной, в момент просрочки исполнения по очередному экзотическому для вас судебному решению на первые роли выйдет какое-нибудь рейтинговое агентство вроде Standard & Poor’s или Moody’s, которое громогласно объявит, что Россию постиг частичный дефолт. CNN, BBC, а вслед за ними «Ведомости» с «Коммерсантом» тут же с присущей им респектабельной «нейтральностью» раструбят об этом на весь мир. Россия будет оправдываться и возмущаться, как сейчас Аргентина, но что толку?
Так что же все-таки делать? Видимо, только одно: понять, что нельзя бороться с сильными мира сего, играя по навязанным им правилам. Тем более что и сильные не столь уж сильны, и правила не столь уж умны, да и западные суды не столь справедливы, а СМИ не столь независимы.
Если же сохранять святую веру в разнообразные международные рейтинги разнообразных международных агентств, то лучше уж сразу было отдать Россию ЮКОСу еще в 2003 году.
Карин Беше-Головко, доцент, доктор права (Франция), приглашенный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова
Комментарии читателей Оставить комментарий
Рейтинговые агенства являются полной чушью.Каждое утро несколько
Менеджеров созваниваются между собой,и устанавливают цены на золото,нефть и ДОЛЛАРЫ. Доллары являются "предметом"продажи.Это,если,кто-то не знает.Изобретены фьючерсы,деривативы,"страховые" страховки на страхование сделок и
другие инструменты добывания денег из "воздуха".
профессор,лучше не скажешь.
Ты не Профессор. Ты хам и полный отстой.
Первую попытку провалил. Осталось две. Минус 30% интелекта.
Это несомненно Потрошенко, но не в Гааге,
где ему приплатили.