«Мы в России перевернули Маркса с ног на голову»
Не так давно в серии «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия» вышла биография Карла Маркса, написанная бывшим главой Европейского банка реконструкции и развития, известным теоретиком глобализма Жаком Аттали. Аттали, оказывается, «фанат» Маркса: как и Арнольд Тойнби, и старший из братьев Даллес, Джон.
Карл Маркс. Фото с сайта 24smi.org
Аттали восторгается Марксом по одной простой причине — он считает, что Маркс выдвинул замечательную идею мирового правительства. Но реализовывать её, по мнению Аттали, предстоит не пролетариям, а буржуазии. При этом Аттали, будучи диалектиком, полагает, что в процессе этой реализации буржуазия перестанет быть буржуазией, а финансовую рыночную систему сменит глобальная распределительная экономика.
Если посмотреть на динамику ссылок в интернете, то на протяжении последних лет пятнадцати интерес к Марксу резко вырос, и этот рост продолжается — разумеется, нынешний юбилей здесь ни при чём, нынешняя всемирная «марксомания» связана, прежде всего, с кризисом глобальной экономики, кризисом либерального проекта, который, судя по всему, вступает в свою терминальную стадию.
И чем хуже будет ситуация в мире, тем больше будет интерес к Марксу, к Ленину, к Сталину и вообще к «левой» традиции, к серьёзному анализу капитализма как системы. И тот факт, что в России этот интерес до сих пор не оформился, говорит о двух вещах. Во-первых, он говорит о крайнем провинциализме наших властных и интеллектуальных или, вернее, околоинтеллектуальных «элит». А во-вторых — о том, насколько плохо в России представляют себе то, что происходит в мире вообще.
Поэтому очень хорошо, что мы заговорили о Марксе. Маркс — фигура совершенно фантастическая, хотя в частной жизни он, как свидетельствуют многие его современники, был не слишком приятным человеком: завистливый, склочный, интриган, распускал всякие слухи про Бакунина и Герцена, вроде того, что Герцен — шпион русского царя. Понятно, он не мог говорить, что Герцен — шпион Ротшильда, поскольку сам кое-то получал от Ротшильдов… Но Маркс, безусловно, входит в первую десятку, если не в первую пятёрку выдающихся фигур XIX века: Наполеон, Дарвин, Маркс, королева Виктория и Бисмарк. Кстати, интересный факт: Маркс хотел посвятить «Капитал» Дарвину и написал тому письмо. Но Дарвин отказался.
Мы в России перевернули Маркса с ног на голову, но это не важно, это наше право. Главное — было что переворачивать. И очень важно, что Маркс действительно создал одну из трёх великих идеологий.
У нас к самому термину «идеология», я не имею в виду то, что записано у нас в Конституции: мол, у нас запрещена любая государственная идеология, — де-факто она есть, это либеральная идеология. Но сам феномен идеологии — очень интересная вещь. Идеология — это очень молодое явление, которое оформилось в конце XVIII—начале XIX века в связи с Великой Французской революцией.
Первые войны и революции эпохи капитализма, начиная с XVI века, проходили, как правило, под религиозными знамёнами. И вдруг в конце XVIII—начале XIX века возникает феномен идеологии. Сам термин «идеология» придумал Дестют де Траси в 1796 году. Но он называл «идеологией» науку об идеях, а вовсе не какую-то систему идей, как это понимается сегодня.
Почему оформилась идеология? Один из главных психологических результатов Великой французской революции заключался в том, что она показала всем: изменения неизбежны. Вы можете как угодно к ним относиться, но они неизбежны. А сколько вообще типологически качественных отношений может быть по отношению к изменениям?
Первое: нам не нравятся изменения, мы хотим их притормозить или законсервировать, — это консерватизм. Второе: нам нравятся изменения, но только постепенные, — это либерализм. Третье: нам нравятся изменения, но только революционные, — это марксизм. Больше никаких других отношений быть не может.
Исторически первой оформившейся идеологией стал консерватизм, затем — либерализм, марксизм оформился последним. И ключевые даты его оформления совпадают с ключевыми датами европейской и мировой истории XIX века.
Год создания и публикации Манифеста коммунистической партии – это время общеевропейской революции 1848 года. Эта революция интересна тем, что ее называют буржуазной, а на самом деле совершали-то её докапиталистические, доиндустриальные трудящиеся.
Год выхода в свет первого тома «Капитала», 1867 год, — это год, когда рабочие в Англии получили право голосовать В этом же году работяги в Англии получают право голосовать на выборах, тогда это называлось там «leap in the dark» — «прыжок в темноту». И только очень умные представители английского истеблишмента понимали, что тем самым они политически «приручают» рабочий класс. И действительно, если посмотреть, чем занимались английские профсоюзы – они боролись за экономические права. В этом отношении очень интересно сравнить рабочие движения в Англии и во Франции. Во Франции рабочая партия создает профсоюзы, а в Англии профсоюзы создают рабочую партию. То есть, инверсия.
В том же 1867 году, который венчает «длинные» 50-е годы XIX века, эта волна изменений докатывается до Востока, до Японии, это «революция Мэйдзи» которую вульгарные марксисты называли буржуазной, хотя там ничего буржуазного не было.
И тем, кто говорит, что Маркс ничего не может объяснить в нашей реальности, я очень рекомендую прочитать 24-ю главу первого тома «Капитала», в русском переводе она называется «Первоначальное накопление капитала», а в английском — «Primitive accumulation». О чем там идет речь?
Маркс как последователь Гегеля исходил из простой вещи — когда система возникает, то она возникает из внесистемных предпосылок. То есть, если мы создаем логику, логики еще нет, значит, она возникает из каких-то внелогических посылок. Капитализм возник на основе некапиталистических, внекапиталистических и даже антикапиталистических предпосылок, ему предшествует так называемое первоначальное накопление. Что это такое? Это грабеж, это ростовщичество, это огораживание в Англии, когда людей просто сгоняли с земли, заставляя умирать от голода. Это пиратские набеги — например, когда Дрейк прошёл по западному побережью Южной Америки, то привёз в Англию столько золота и серебра, что Англия половиной этих сокровищ заплатила свои государственные долги, а сам Дрейк стал национальным героем, лордом и бог весть кем ещё…
Так вот, процессы первоначального накопления капитала продолжают идти на периферии глобальной капиталистической системы и сегодня, они везде служат «кормом» для современных транснациональных корпораций, будь то Латинская Америка, Юго-Восточная Азия, наиболее продвинутые части Африки, Бенгалия как часть Индии. И Россия здесь тоже — не исключение. Вот что происходит в постсоветском обществе после 1991 года: параллельно идут два процесса: первоначальное накопление и расширенное воспроизводство капитала, — они сосуществуют, причём первоначальное накопление душит расширенное производство. Оно не дает развиться капитализму на полупериферии и периферии. И это полностью соответствует интересам ядра капиталистической системы.
Но из «primitive accumulation» постоянно рождается капитал, и он начинает взаимодействовать с мировыми капиталами, это борьба не на жизнь, а на смерть, потому что процессы нелинейные, неравновесные, отсюда — и нынешнее противостояние Кремля с «коллективным Западом»… Так что в некоторых моментах Маркс не только актуален, его выводы обладают качествами научного прогноза.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Про дрейка интересно стоит вспомнить одиссею капитана блада-читал Сабатини одиссея капитана Блада навел справки про автора-жил в Англии сам итальянец и чего он гр-н формирующегося государства так костерил алчность испанцев, оправдывающую английских корсаров?! Корсаров оправдать. Мягкая сила-набрался ума в Англии 19в., а англичане в тогда продавала спирт неграм, негров америку оттуда сахар в англию из него вискарь и так по кругу, а романом внимание отвели на испанцев-виновны и конкурентов по грабежу Нового Света очернили.
24. По ТВ опорочивал идею народовластия –то есть демократии примеры сериал про Махно где старый прокурорский плачет при словах на вопрос как жить будете без закона-как народ решит так и будем-демократия народовластие и прокурорский должен был от радости прыгать-чистой воды эмоциональное заражение (на западе сплошь и рядом помню интервью по ТВ с членом тоталитарной секты ей правду-тоталитарная секта и изуверская, а на в слезы-вызывая симпатии к себе тем самым сопереживание все же… только сектанты те такое вытворят но кто после слез о этом подумает...
16. В учебнике, что читал в 10-м классе, миф о 2-м крепостном праве большевиков-колхозникам не давали паспортов, но не говорилось о справках сельсовета их заменяющих до 1970-хгг. см п.1.,. 2., 13-18 ДЕКРЕТа ВЦИК и СОв НАРКОМА РСФСР от 20.06.1923 ОБ УДОСТОВЕРЕНИИ ЛИЧНОСТИ; п.1 ПОСТАНОВЛЕНИя СНК СССР от 14.01.1933 N 43 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ВЫДАЧЕ ПАСПОРТОВ;п.1-3 Постановления СНК СССР от 28.04.1933 №861 п.1-2 Положения о паспортах, утвержденного Постановлением Совнаркомом СССР 10.091940 №1667; п.1-3 Положения о паспортах утв. Постановлением Совмина СССР от 21.10.1953 №2666-1124; ПОСТАНОВЛЕНИЕ СовМина СССР (п.1-3 и Положение) от 28.08.1974N 677 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПАСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ В СССР.
17.по ТВ: Италия строила автаркию-не вышло и не у кого не вышло-это к Сталинскому тезису хозяйство/экономику с опорой на внутренний рынок, большую часть из нужного делали сами, вот и назвали автаркией, правда с дополнением СССР и ЮАР могут жить в автаркии, т.к. таблица Менделеева у них в недрах-думай стоило ли рушить сталинскую экономику см.п.14. 18. Вспомнился репортаж: оглашено письмо Маркса к Энгельсу или наоборот там типа не курите вы свои сигары а то приходится эксплуатацию рабочих усиливать-ясно зачем типа нашли кого изучать сами эксплуататоры.
14 в 1980-х нач.90-х популярно: запад/заграница нам поможет, даже озвучена Джигарханяном в одном фильме, типа надеемся на американцев, видимо в противовес, что надеяться надо на себя и высказыванию М.В. Фрунзе-Разве англичане и французы будут бескорыстно нам помогать и Сталина о экономике: «Мы должны строить наше хозяйство так, чтобы наша страна не превратилась в придаток мировой капиталистической системы, чтобы она не была включена в общую систему капиталистического развития как её подсобное предприятие, чтобы наше хозяйство развивалось не как подсобное предприятие мирового капитализма, а как самостоятельная экономическая единица, опирающаяся, главным образом, на внутренний рынок, опирающаяся на смычку нашей индустрии с крестьянским хозяйством нашей страны.» 1925г. И придумали глобализацию и международное разделение труда, не совсем понятное нам, ведь раньше все делали сами.
15. Идею бизнеса Челобанов с экрана визгом рекламировал. А Тальков России, Газманов свободы, как будто гимна не слышал и конституции 1977 не читал, а от 1993 проституция перед ней.
12.В к.1980-х по ТВ пошла инфо: рынок все расставит на свои места, а плановая регулируемая (административная ее называли) экономика не нужна, антироссийская служба ВВС ее называет проклятой,-сделать с ней извне было невозможно-теперь санкции и кризис!? А идея свободного рынка показала несостоятельность в 1929-32гг-Великая депрессия!!! 13. 1988-90-е с экрана лилось что современные капиталисты беззлобные и просто делают деньги ради денег (а не от инфляции), видно в противовес советским рассказам о зверином лике капитализма, тогда же прошла информация, что рабовладельцы Юга США заботились о своих рабах, видно в противовес хижине дяди Тома. Допускаю: чистки 1920-30 были обоснованы, не напрасны, хоть может некоторые и перестарались, а недочищенные развязали антигосударственную истерию с 1988 (за что нас?-за не мы их-холодное лето 53-го), часто стоя на точке зрения противника/разделяя его ценности (антисоветизм, антикоммунизм, расизм, нацизм, европоцентризм, империализм (вспомни Ливию и Францию не имеющую углеводородов)), аглицкие идеи ослабления России и русофобию- и в гос.границе, англичане стояли за басмачами и сманивали красноармейца ехать в англию-брехать что он с радостью сбежал, а Жак Абушар не похожее ли делал? кажись и в гос. Органы пролезли.