Система обеспечения льготников необходимыми лекарствами дает сбой

В аптеках при городских поликлиниках, начиная с 11 января, по словам самих льготников, было пусто, как после масштабного ограбления.
Но... «Ситуация поправима», – пообещал глава департамента здравоохранения г. Москвы Леонид Михайлович Печатников на пресс-конференции, состоявшейся в его ведомстве. И разъяснил, почему так произошло и что делается, чтобы помочь людям (а это в основном очень старые и больные пациенты) избежать проблем с лекарствами.
«Обеспечение льготными лекарствами – проблема болезненная и достаточно острая, – констатирует Леонид Михайлович. – Она возникла сразу после новогодних каникул и была связана с достаточно большим количеством обращений москвичей, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, в мэрию и департамент здравоохранения Москвы. Явление это не новое, уже можно сказать, многолетнее. И когда мы сравниваем количество жалоб, которые поступают сейчас, с тем, что было в 2009-2010 гг., как это ни парадоксально, их число уменьшилось. Но совсем не следует успокаивать себя тем, что эти люди попали в благоприятную статистику.
Сейчас есть несколько типов льгот, которые предоставляются москвичам. Федеральные: они положены лицам, которые относятся к какой-либо социальной группе, имеющей то или иное заболевание. И есть т. н. региональные льготы – в данном случае ими обеспечивает определенных лиц г. Москва. Во многих областях страны региональных льгот нет, и все ограничивается только федеральными, т. к. многие регионы в силу объективных причин не могут себе позволить больше, чем берет на себя федерация. Но в некоторых субъектах, таких как Москва, перечень льгот, предоставляемых этим категориям граждан, существенно шире, чем льготы, которые предоставляет федерация. Кроме того, есть еще ведомственные льготы: их получают лица, работающие или работавшие в крупных ведомствах (например, на российской железной дороге или в некоторых силовых структурах), предоставляющих своим ветеранам дополнительные льготы.
Откуда исходят корни этих проблем? Понимая, что у нас – длинные новогодние каникулы, мы сделали две вещи: разрешили в декабре прошлого года выписывать рецепты не на один месяц, а на три месяца по всем группам препаратов. И, таким образом, построили политику, чтобы на новогодние праздники у льготников мог образоваться запас лекарственных препаратов.
Кроме того, обеспечили этими препаратами аптечные киоски, которые расположены в поликлиниках. И действительно, у нас за все новогодние каникулы жалобы были единичными. И даже те, кто жаловался, получали препараты на дому. Мы их развозили пациентам, особенно инвалидам, участникам войны и просто лежачим. Но таких, повторяю, было немного.
Хочу вспомнить проблемы, которые возникли несколько лет назад в связи с предложением тогдашнего министра Зурабова о монетизации льгот. Речь шла о том, что те, кто имеет право получать льготные лекарственные препараты в натуральном виде, могут получить льготу и в виде денег. И в этом случае лекарства они должны покупать сами. Тогда это вызвало серьезную проблему и протесты. Поэтому сегодня мы оказались в ситуации, когда некоторые из наших льготников воспользовались возможностью монетизации – взяли федеральные льготы деньгами, тогда как региональные льготники предпочитают получать их в виде лекарств. Отсюда – немало проблем.
Появились и новые трудности. Дело в том, что изменилась система закупок лекарств, организации аукционов, получения тендеров на поставку медпрепаратов. До этого времени в столице существовал, по сути, распределительный порядок, а именно каждый из 6 крупных поставщиков отвечал за поставку льготных лекарств в аптеки при поликлиниках одного из московских округов. О деньгах на лекарства они не думали, т. к. были уверены, что государство все равно им заплатит. Но эти поставщики были и монополистами в определении цен на лекарства. Поэтому случались «разночтения»: в двух рядом стоящих киосках могли быть разные цены на один и тот же препарат, причем отличающиеся существенно. Хотя для льготников это и было бесплатно, но они всегда сравнивали эти цены и возмущались. Речь идет о киосках при поликлиниках, куда льготники приносят рецепты и получают лекарства, а не о коммерческих аптеках.
Мы столкнулись с проблемой коррупции и расточительством бюджета. Кроме того, ситуация не удовлетворяла ни Тендерный комитет Москвы, ни мэра столицы Сергея Собянина, который с первых же дней объявил о том, что одной из приоритетных задач считает эффективное использование бюджетных средств. Мэр своим распоряжением приостановил аукционы, потому что коррупционная составляющая в них была настолько велика, что бросалась в глаза. Изменили и принцип проведения тендеров на поставку лекарственных препаратов. Препараты выставлялись на открытые электронные аукционы по принципу «один лот – одно МНН (международное непатентованное название)», в результате чего победителями стали не только крупные, но и множество мелких компаний.
Вместо 50 аукционов, проводимых ранее, организовали около 700 аукционов. Всего по лекарственным препаратам было проведено более 1000 процедур. И вместо 6 поставщиков мы теперь имеем 66. И каждый поставщик должен заключать договоры с производителями лекарственных средств, что многие, как выяснилось, не сделали. А мы не имеем права вмешаться в этот процесс, т. к. ФАС посчитала наше требование предоставлять гарантийные письма избыточным.
В результате сорваны поставки лекарств. Многие из наших поставщиков, выигравшие госконтракты, продлили себе каникулы до 16 января и далее. В чем здесь проблема? Вот выиграла какая-то мелкая компания один препарат на небольшую сумму. Но стоит ли прерывать катание в альпийских горах на горных лыжах ради того, чтобы приехать и поставить этот препарат в какие-то киоски?.. И такие компании есть, хотя их и немного. В этой ситуации мы будем, как советский суд, строги, но справедливы. Все эти компании сейчас будут озвучены, постараемся довести их названия до общественности, им будут предъявлены претензии. В дальнейшем напишем в тендерный комитет просьбу внести их в реестр недобросовестных поставщиков. Их проблемы, возникающие с производителями, – это их проблемы. Если это произошло по вине производителей и им не привезли товар, то пусть они и спрашивают со своих производителей. Нас в данном случае это не волнует.
Есть еще одна очень важная проблема. Проведение конкурса по принципу «1 лот – 1 МНН» означает, что из всей гаммы того или иного лекарства (например, аспирина, лекарства тромбо-АСС), мы купим только один, который выиграет электронный аукцион. Других видов ацетилсалициловой кислоты у нас не будет. Но у нас есть, как я уже говорил, льготники федеральные, ведомственные. В своих медучреждениях они выписывают себе лекарства привычных торговых наименований. Мы, со своей стороны, обязаны гарантировать, что обеспечим льготника этой химией. Но мы не берем на себя обязательства, что обеспечим его именно этим торговым наименованием, а только тем, что у нас есть на складе, согласно проведенному аукциону. Но ведь человек, которому выписывают препарат с торговым наименованием, не врач, и ему трудно понять, что это – одно и то же. Поэтому и возникают жалобы, что мы не обеспечиваем льготными медикаментами.
В нашей сети это регулировать просто, т. к. врачи знают всю номенклатуру и названия препаратов торговых наименований. Есть препараты, когда международное непатентованное наименование (МНН) и торговое совпадают. Наши доктора знают этот список и выписывают то, что у нас есть на складе. А вот коллеги из федеральных учреждений, хотя мы им всем тоже рассылаем списки, не считают нужным считаться с нашим перечнем и выписывают то, что им кажется правильным. Но, согласитесь, если так ставить вопрос, то мы никогда никого ничем не обеспечим, потому что количество торговых наименований для одной и той же химии иногда доходит до 10 и более. Неспециалисту это запомнить невозможно. Когда мы говорим о дефиците препаратов в том или ином киоске, мы ставим один вопрос – о дефиците именно этого химпрепарата. Но не о дефиците торгового наименования.
Недовольство льготников нередко бывает вызвано и тем, что человеку, пришедшему в аптеку с рецептом, отказывают в лекарстве, потому что на данный момент его просто нет в аптеке. По приказу Минздравсоцразвития РФ мы обязаны в течение 10 дней этот рецепт обеспечить. Если рецепт выписан на то, что входит в ассортимент льготных препаратов, и врачи в течение 10 дней не обеспечили льготника, то через 10 дней наступает зона его прямой ответственности. И вот здесь уже нам кивать не на кого: виноваты только мы. В Москве на 16 января сего года таких необеспеченных рецептов оказалось 43 из 1,6 млн льготников.
На сегодняшний день их немного больше, это – те рецепты, которые выписаны ведомственными поликлиниками. Но бывают ситуации, когда приходится покупать препараты уже вне льготного списка. Так бывает тогда, когда, например, от выписанного врачом препарата, имеющегося на складе, у человека аллергия. В таких случаях лекарство проводится через экспертную комиссию, и мы покупаем то, что не входит в наш ассортимент».
Как стало известно и от других руководителей подразделений департамента здравоохранения г. Москвы, сегодня ситуация меняется к лучшему. Если к 10 января по товарным запасам в аптечных пунктах в округах Москвы было лекарств примерно на 100 млн руб., то теперь – на сумму порядка 1 млрд руб. (958 млн). Департамент здравоохранения Москвы планирует также использовать около 80 аптек, сегодня принадлежащих ГУП «Столичные аптеки», вывести их из ГУП и ввести в состав бюджетных учреждений. Они и должны стать центрами дистрибуции льготных препаратов и возьмут на себя обслуживание близлежащих поликлиник и тех киосков, которые в этих поликлиниках находятся.
Комментарии читателей Оставить комментарий