Параллельный импорт: запретить нельзя разрешить

Власти решились-таки поставить в этом вопросе окончательную точку и тут же громогласное сообщество всевозможных «эксклюзивных» импортеров принялось наперебой сулить неминуемый крах российской экономике и всему потребительскому рынку, если только параллельный импорт вдруг признают легитимным.
Хотя на самом деле параллельный импорт, в частности, автозапчастей – явление довольно распространенное в мировой практике и заключающееся всего-то на всего в создании дополнительных каналов поставки и ввозе брендированных товаров без разрешения правообладателей товарных знаков.
Таким образом, по словам руководителя ФАС России Игоря Артемьева реализуются необходимые условия для обеспечения свободной конкуренции.
Это, в свою очередь, приводит к снижению стоимости импортируемых товаров, улучшению уровня сервисного обслуживания и прочим благам для потребителя обусловленным наличием именно свободного конкурентного пространства.
Министр по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Нурлан Алдабергенов прямо говорит о том, что если удастся ликвидировать монополии со стороны официальных дилеров, работающих на территории России, Казахстана и Белоруссии цены на автомобильные запчасти могут упасть на величину до 60%. Сумма, согласитесь, выйдет немалая.
Позицию антимонопольщиков поддержало правительство России. Первый вице-премьер Игорь Шувалов на специально созванном совещании высказался за снятие запрета на параллельный импорт.
К тому же к этому призывают, помимо ФАС РФ, Минобрнауки, фонд «Сколково», зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков, а так же бизнес-омбудсмен Борис Титов.
Эксперты приводят неисчислимые перечень ситуаций, когда товары, поставленные в страну эксклюзивными дистрибьюторами обходятся потребителям в разы дороже, нежели те же самые изделия, ввезенные независимыми импортерами.
Причем – и это принципиально важный момент – речь идет о полностью законном ввозе подлинных изделий с соблюдением всех формальностей: корректным декларированием, оплатой пошлин и т.д.
В ответ на инициативу российского Правительства либерализовать параллельный импорт Ассоциация Европейского Бизнеса взбеленилась пуще некуда, предоставив чудовищно апокалиптические пророчества будущего российской экономики.
Франк Шауфф, генеральный директор АЕБ грозит буквально полной анафемой со стороны мирового сообщества, утверждая, что либерализация параллельного импорта будет иметь чрезвычайно негативные последствия для развития экономики России: «Параллельный импорт затормозит локализацию производств иностранных производителей в России и может привести к снижению инвестиционной привлекательности российского рынка для инвесторов».
Более того, эксперты Ассоциации заявляют, что «уже сейчас значительный экономический ущерб государству от «серой» продукции, включая непосредственно параллельный импорт, исчисляется миллиардами долларов.
АЕБ прогнозирует, что в случае либерализации параллельного импорта внутреннее промышленное производство прекратит свой рост и даже может начать падать, что неизбежно повлечёт за собой сокращение рабочих мест, поступлений налогов и сборов в бюджет.
Кроме того, в случае легализации параллельного импорта эффективное функционирование предусмотренных механизмов защиты прав на интеллектуальную собственность станет невозможным».
К тому же, по мнению ассоциации, «пострадает потребитель, поскольку, например, значительно возрастёт риск ввоза и последующего приобретения потребителями товаров, не предназначенных для российского рынка, представляющих опасность для жизни и здоровья.
Потребитель будет лишён возможности получить сервисное и гарантийное обслуживание, другие услуги, а вместо своевременного доступа к новинкам может столкнуться с потоком устаревших моделей и подделок». Тихий ужас и кромешная мгла, не правда ли?
Но за что же, на самом деле, так переживают всевозможные «эксклюзивные импортеры», «авторизованные дилеры» и остальные «официалы»? Чего на самом деле они боятся?
Ответ на поверхности. Того, что действительно в случае легализации параллельного импорта и создания условия свободной конкуренции они будут вынуждены снизить баснословно завышенные цены на свои товары, на те же самые оригинальные автозапчасти в нашей стране сравнимые по стоимости с ценой нового автомобиля.
А якобы «забота о благе потребителя» звучащая в их заявлениях – это всего лишь тривиальная подмена понятий, когда для дискредитации явления в глазах общественности его пытаются представить как неоспоримое зло.
Параллельный импорт не имеет ничего общего с поставками поддельной, контрафактной продукции, с махинациями на таможне (в которых уместнее обвинять таможенников, нежели независимых импортеров), несоблюдением обязательств и договоренностей.
Параллельный импорт – это как уже было сказано выше – только лишь дополнительный, и что немаловажно, независимый канал поставки. Его наличие не позволит владельцам товарных знаков монополизировать рынок и необоснованно накручивать цену, и, кстати, задерживать (в маркетинговых целях для создания потребительского ажиотажа и опять же накручивания цены) запуск в продажу новинок.
Впрочем, господа из АЕБ все это прекрасно знают, потому что у них на родине все происходит именно так. А стремление ФАС РФ, Правительства РФ и остальных госструктур к либерализации – это всего лишь желание гармонизировать российскую экономическую ситуацию с европейской, общемировой.
Так почему же тогда, спросите вы, эти господа не хотят у нас играть по правилам, принятым у них дома? Наверное, потому что считают себя в высшей степени «эксклюзивными»…
Комментарии читателей Оставить комментарий