Ударим «напалмом» по гололеду…

11:24 11.01.2016 , Михаил Калинин
Автомобиль для противогололедной обработки улиц. Фото с сайта belasz.by

С какой-то необъяснимой, иступленной одержимостью, несмотря на все протесты экологов и недовольство жителей, столичные власти продолжают в зимний период повально использовать химические противогололедные реагенты, причем просто в диких количествах. Временами их действия напоминают напалмовые, ковровые бомбардировки московских улиц...

Как появилась эта гадость на московских трактах уже толком и не помнят… В общем в данном случае как и во многих других «благими намерениями» была выстелена «дорога в ад». Где-то в конце 90-х гг. – начале «нулевых» решено было отказаться от доселе использовавшейся в целях борьбы с гололедом песчано-соляной смеси.

Причины для этого были самые разнообразные и в том числе экологические – соль не очень благоприятно влияет на почву, зеленые насаждения, «песчаные» бури стали обычным явлением, а кроме того остатки этой смеси забивали ливневые водостоки на дорогах (только странное дело – песок не уже давно не используют, а стоки по-прежнему забиты и у нас с завидной регулярностью на дорогах образуются «моря»).

Поэтому взоры специалистов устремились на химические реагенты, которые как увещевали их разработчики и производители наносят окружающей среде гораздо меньший вред. И чуть ли в принципе не безвредны, поскольку быстро удаляются ничего после себя не оставляя. Однако как показала дальнейшая практика обещания это одно, а реальное дело – совершенно другое.

В итоге в городе так и не появилось не только сбалансированной, но вообще хоть какой-то последовательной, выверенной, продуманной стратегии борьбы с гололедом и использования противогололедных реагентов.

Власти как утлое суденышко бросало из стороны в сторону под воздействием сиюминутных, конъюнктурных и еще Бог знает каких порывов. То предпочтение отдавалось исключительно жидким реагентам, то потом вдруг исключительно твердым. Внезапно всплывали какие-то непонятные «эко» составы, «модифицированные» смеси, «био» добавки…

Однако гололед на дорогах оставался, машины гнили, подошвы у обуви отваливались, а денег тратилось все больше и больше с каждым годом. Так если например во времена «правления» Юрия Михайловича сезонные расходы бюджета на приобретение реагентов составляли примерно 1,2 млрд. руб., то после его ухода сумма возросла более чем в три раза (а на текущую зиму она даже не озвучивалась).

И скорее всего дело здесь в «химии» совсем иного рода – не дорожной, а финансовой. Ведь «исчезающие» сами по себе реагенты – отличное поле для «экономического творчества», в котором довольно легко найти свой интерес.

Но дело не только в злоупотреблениях. Эксперты говорят, что химические реагенты просто по определению не могут быть безвредными. Чтобы не писали на их упаковках про «эко», «био» и прочую безопасность, в любом случае во всем мире они изготавливаются на основе одних и тех же хлоридов калия, магния или натрия. Ничего иного и быть не может. Разве что добавками манипулируют. Но любой хлорид – он и есть хлорид.

Ускоренная коррозия деталей автотехники, разъедающая кожу и ткани грязь, обострение аллергических реакций – вот результат обильного применения химических материалов. И это при условии, что мы используем только действительно одобренные средства.

Но у нас во-первых нередки случаи когда в реагентах «вдруг ни с того ни с сего» обнаруживаются ядовитые химические отходы или радиоактивные изотопы. А, во-вторых, чувство меры очень часто отказывает уважаемым господам дорожникам, которые судя по всему руководствуясь известным русским правилом «лучше пере… чем недо…», валят на дорогу химические вещества в чудовищных количествах из всех даже самых непроверенных «бочек».

Хотя между тем в городе действует Постановление Правительства Москвы от 10 апреля 2007 г. N 242-ПП «О ПОРЯДКЕ ДОПУСКА К ПРИМЕНЕНИЮ ПРОТИВОГОЛОЛЕДНЫХ РЕАГЕНТОВ ДЛЯ ЗИМНЕЙ УБОРКИ ОБЪЕКТОВ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА В ГОРОДЕ МОСКВЕ».

В соответствии с этим документом допускаемые к применению на объектах дорожного хозяйства города Москвы противогололедные реагенты должны проходить всестороннюю предварительную оценку воздействия на жизнь и здоровье граждан, состояние компонентов окружающей среды и проч. по обширному спектру параметров. Они должны соответствовать требованиям:
- к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения (ГОСТ Р 50597-93 - национальный стандарт);
- действующих санитарных норм и правил и гигиенических нормативов по состоянию компонентов окружающей среды;
- к экологической безопасности автомобильных дорог (отраслевой дорожный норматив ОДН 218.5.016.2002 «Показатели и нормы экологической безопасности автомобильной дороги», утвержденный распоряжением Минтранса России от 25 декабря 2002 г. N ИС-1147-р).

Химические материалы могут применяться в городе только в соответствии с отраслевым дорожным методическим документом (ОДМ «Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах», утвержденный распоряжением Минтранса России от 16 июня 2003 г. N ОС-548-р).

А также Регламентом зимнего содержания объектов дорожного хозяйства и Временной инструкцией по технологии зимней уборки объектов дорожного хозяйства с применением противогололедных реагентов на соответствующий зимний сезон, утвержденными в соответствии с Правилами санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве (постановление Правительства Москвы от 9 ноября 1999 г. N 1018) Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы.

При этом на применяемые в Москве противогололедные реагенты в обязательном порядке должна иметься техническая и технологическая документация, регламентирующая процесс их производства:

- технические условия на реагент, разработанные и утвержденные по ГОСТ 2.114-95;
- паспорт безопасности вещества (материала);
- сертификат соответствия Госстандарта России
- санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное в соответствии с Порядком проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21 ноября 2005 г. N 776.

Но, как уже было сказано выше, то ли по злому умыслу то ли, наоборот, из извечного желания «сделать как лучше», но чтоб получилось как всегда химическая нагрузка на город в зимний период превышает все мыслимые границы, просто зашкаливает.

И весенне-летний период не поправляет ситуацию до конца – после зимы остается такое огромное количество реагентов, что их следы обнаруживаются в почвах и деревьях спустя год, формируя буквально «выжженную пустыню».

Дело в том, что преобладающие сегодня твердые реагенты (в отличие от хорошо удерживаемых асфальтом растворов), образуют аэрозоль, которую разносит ветер. В итоге зеленые насаждения быстро умирают, почвы, отравленные на несколько сантиметров вглубь, приходится срезать и менять.

Беда еще и в том, что у нас реагенты применяются постфактум, хотя во всем прогрессивном мире их используют загодя как упреждающее средство. Это гораздо эффективнее чем плавить снег потом и, конечно же, расходование химикатов гораздо меньше. Но мы и «сами с усами», а потому пример европейских стран нам не указ.

Вообще именно химические средства для борьбы с гололедом и последствиями снегопадов в мире используют в очень ограниченных масштабах – только в случае чрезвычайно обильной непогоды.

В обычных условиях преобладают сугубо природные средства – каменную крошку (мрамор, гранит, гравий и проч.) и песок. При этом никто не боится того что забьются дорожные стоки потому что значительную часть например той же каменной крошки используют повторно – ее собирают (в Скандинавии применяются специальные машины), промывают и снова пускают в дело.

У нас же хватает ума только опавшую листву собирать по весне  и под дружное веселье на возрожденных субботниках совершенно неэкологичо сжигать ее тут же на газоне. 


 

Комментарии читателей
10.02.2016, 15:12
Гость: Юрий

Не знаю как у Марины, но я свои брюки три дня стирал, чтобы удалить с них противогололедную смесь. Обратил внимание на то, что при замерзании противогололедной смеси дороги и тротуары покрываются тонко пленкой и превращаются в каток

11.01.2016, 13:53
Гость: марина

Была уже каменная крошка. Не справляется она со своим назначением. Плохо проявляет себя как противогололёдное средство, да и мусора потом слишком много получается. Собирать крошку со всех московских тротуаров замучаешься. Крошка - не выход. Но реагенты, которые применяют в последние пару лет, пожалуй, лучшие из всех перепробованных. Единственный от них негатив - это чернеющий снег. Разводы на обуви и джинсах легко смываются и отстирываются. Просто надо ходить аккуратней, смотреть под ноги, грязную снежную "кашу" по возможности обходить стороной.

11.01.2016, 12:49
Гость: оттудова

В "экологически чистой" Германии зимой в гололёд тоже используется песок, соль и прочие реагенты. Журналистам, похоже, больше не о чем писать.

]]>
Загрузка...
]]>
]]>
]]>
]]>]]>
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.