HAIMA M3 приедет в Россию: репортаж из Китая. Часть 1
HAIMA в Китае известна, прежде всего, по своему официальному сотрудничеству с японской Mazda начавшемуся в 1992 году. Отсюда и название в котором соединены остров Хайнань, где расположилось основное производство, и «Мазда», благодаря которой, в частности, китайская компания получила признание.
Для проектно-конструкторского бюро, а точнее полноценного НИИ, HAIMA выбрала Шанхай. На окраине почти 20-милионного города встретившего нас традиционным весенним туманом и пробивающей его роскошной, ночной иллюминацией, нашлось 13 Га площади, хозяевами которой стали чуть более 500 конструкторов и инженеров.
НИИ HAIMA в Шанхае
Святая святых, особенно учитывая китайский менталитет, неожиданно открылась для российских журналистов неподдельным радушием и желанием показать если не все, то многое.
Несколько корпусов, обжитых инженерами и проектировщиками, больше напоминают не НИИ автомобилестроения, а санаторий советских времен. Обязательные внутренние дворики с экзотическими растениями, столы для настольного тенниса и… непривычная тишина.
Одна из комнат отдыха для персонала НИИ
В ней можно услышать даже ход ножа по полимерной формовочной глине в руках пожилого китайца. Он старательно, по доли миллиметра выводит борта внедорожника, который уже скоро может стать серийной моделью.
Естественно, опытные цеха, которые также есть на территории, остались за пределами дозволенного журналистам. Но и то, что показали оказалось весьма впечатляющим.
За 11 лет существования НИИ впитал в себя дух и традиции Mazda, сотрудничество с которой на уровне совместного предприятия завершилось в 2006 году. Не случайно даже в новых и перспективных автомобилях компании можно найти черты тех или иных моделей знаменитого японского бренда.
До последнего времени откровенных заимствований было достаточно много – достаточно вспомнить HAIMA3 похожую на Mazda 323 или кроссовер HAIMA 7 – сводного братца Mazda Tribute, который продается сейчас в России.
HAIMA7 уже продается в России
Но проектировщики отходят от этого – достаточно, как бы ненароком, заглянуть в мониторы компьютеров с наверняка заготовленными для журналистов картинками чтобы понять – время откровенной компиляции уходит.
Любое авто начинается с эскизов
Если все то, что мы увидели будет воплощено в жизнь – вектор дизайна мирового автопрома может сместиться с запада на восток. Правда, что касается собственных инженерных решений – тут китайцам работы непочатый край.
Дизайн-бюро НИИ HAIMA
Виртуозно освоив искусство копирования, они пытаются сделать свой автомобиль дешевле. И дело, на мой взгляд, не столько в экономии средств. Если в Европе та же пластмасса для отделки салона должна обладать множеством качеств, включая и химсостав, и деформационные характеристики, то в Китае это будет просто пластмасса которая должна неплохо выглядеть. Остального они пока просто не понимают. Точнее, это остальное не умещается в рамки их менталитета.
Передняя панель седана бизнес-класса HAIMA M8
А вот воткнуть в приборную панель мультимедийную систему, выглядящую втрое дороже чем она есть – тут наши восточные друзья впереди планеты всей. Звучать она будет посредственно, но зато какой вид!
Как бы в подтверждение того, что дизайн превыше всего, для нас выкатывают почти весь модельный ряд, включая и предсерийные образцы. Более того, с возможностью испробовать их на ходу. но не все так просто, о чем небольшое лирическое отступление.
HAIMA M6 не хватает мощного двигателя
Иностранцу просто так сесть за руль в Поднебесной нельзя. Для этого нужно получить местные права. В принципе, это возможно сделать даже туристу, но недели две, а то и три на это уйдет. Но я бы не советовал этого делать и вот почему.
Правила дорожного движения в Китае есть. И немалые штрафы тоже. Но все это, по видимости, на бумаге. Если несколько десятков лет назад основным видом транспорта был велосипед, то нынешние жители страны массово пересели на скутеры.
Скутеристы: реальность и бич городов Китая
Причем, многие из них аккумуляторные, движущиеся совершенно бесшумно. И все бы ничего, если бы скутеристы ездили только по дорогам. Увы, тротуары их не смущают, светофоры лишь иногда, а понятие «встречки» не существует в принципе.
Заложить вираж - это по-китайски
Ездить по-европейски в этом многомиллионном «Броуновском движении» практически невозможно, а потому лучше сесть рядом с местным водителем, и в случае чего просто закрыть глаза.
Итак, для прессы все же сделано исключение, но не в городе, а на территории НИИ. На каждом перекрестке институтских проездов стоит охранник в военной форме. Вытягиваясь по стойке «Смирно!» перед проезжающим автомобилем он отточенным движением жезла показывает направление дальнейшего движения.
Представители руководства HAIMA ловят все наши взгляды, по интонации пытаются понять суть приватного обмена мнениями. Но главное, что все замечания журналистов тут же передаются переводчиком, которые, здесь же, превращаются в череду иероглифов в толстых инженерных блокнотах.
Руководство HAIMA не уходит от ответов на вопросы
Они очень хотят на российский рынок. И даже планы продаж в смешные для европейцев или японцев 5000 автомобилей в 2014 году кажутся им победой. В своем стремлении достичь успеха в этом направлении, представители HAIMA, кажется, готовы учесть любое наше замечание.
Например, сделать дополнительную антикоррозийную обработку задних колесных арок для модели М3 и установить туда подкрылки. Или увеличить длину подушек кресел и ход рулевой колонки по углу наклона в седане D-класса HAIMA M6.
Подкрылки в арках оказались бы не лишними
Недостатки конечно же есть, почти во всех моделях, но они не критичные, как это было еще несколько лет тому назад. Двери закрываются с легкого хлопка, сварка кузовных панелей не видна, зазоры между деталями минимальные и ровные.
Эти небольшие, а в действительности принципиальные для китайского автопрома достижения, работники НИИ HAIMA как бы не замечают, делая вид что мы хвалим сами собой разумеющиеся в XXI веке вещи. И одобрительно кивают в ответ на наши пожелания по поводу нехватки мощности у моторов.
Нынешнее поколение как китайских автомобильных инженеров, так и маркетологов проходит постоянные стажировки в ведущих мировых автокомпаниях и четко отслеживает тренд. Только в 2013 году HAIMA провела 11 таких тренингов. Более того, за развитие экспорта и зарубежные рынки отвечает отдельная дочерняя фирма – HAIMA Automobile International Corporation.
Но предприятия по выпуску автомобилей для внутреннего рынка и экспорта одни и те же. Одно из них в материковой части Китая в г. Чженчжоу, другое на острове Хайнань, в г. Хайкоу, куда мы и направились. Об этом, и о новинке для российского рынка седане гольф-класса HAIMA M3, во второй части нашего репортажа.
Фото @KM.RU, Кирилл Савченко
Комментарии читателей Оставить комментарий