Сергей Соседов: «Бойтесь штатных болтунов!»

Продолжаем публикацию концертных рецензий известного журналиста и музыкального критика Сергея Соседова. Первый его материал, опубликованный на нашем портале, назывался «Халтура за бабки» . Сегодня критик поднимает новые, волнующие его темы. .
Как вредят рядовому слушателю и читателю пиар-службы всяческих концертных фирм, агентств и компаний! Как беспардонно вводят они в заблуждение малоопытных и ничего не понимающих в искусстве журналистов, тиражирующих потом махровую неправду о разного рода кумирах (большей частью фальшивых), как уродуют массовый вкус!
Нанятые пиарщики (порой за довольно символические оклады) безо всяких экивоков вынуждены назойливо восхвалять вверенных им «звездных» клиентов, невзирая ни на низкий художественный уровень их концертных программ и репертуара, ни на их, скажем мягко, принципиально малую одаренность в избранном деле. Вот и читаем мы без конца в печатной прессе и Интернете о несуществующих аншлагах на концертах даже малоизвестных и довольно непрезентабельных исполнителей, о съемках очередного «сногсшибательно небывалого» клипа или о том, как кто-то снова «женится-разводится», чтобы спеть новый априори «шедевральный» хит, не услышав который, все мы (публика) останемся отсталыми и глубоко несчастными людьми.
Между тем никаких (или почти никаких) ярких и уж тем более знаменательных событий в мире шоу-бизнеса не происходит. Это доказывают многочисленные сольные концерты наших эстрадных исполнителей, посещение которых все чаще сопряжено с постоянным рекламным оболваниванием и неизбежно следующим за ним тяжким разочарованием.
ФАНЕРА ПОД МАСКОЙ ЖИВОГО ЗВУКА
Вот Надежда Кадышева , готовясь представить новый альбом, дала по этому случаю сольный концерт в своем театре «Золотое кольцо». В vip-ложе расположились влиятельные столичные чиновники, профсоюзные деятели, преданная свита и известные журналисты. Откликнулся на приглашение пресс-менеджера театра и ваш покорный слуга.
Сказать честно, ничего особенного от нового шоу Кадышевой я не ждал. У нее что новая программа, что старая – все одно и то ж: «Течет ручей, бежит ручей», «А я вовсе не колдунья», «Широка река», «Подари березка, подари рябина» и прочая разлюли-малина. Плюс несколько новых вещей абсолютно аналогичного плана. Этакий хорошо отлаженный конвейер ширпотребных шлягеров. Ну выпускают же зубные пасты «Лесная», «Мятная», «Лесной бальзам», «Кедровый орех»… Здесь то же самое, только речь о песнях.
Да, они вполне неплохи: мелодичны, оптимистичны, зажигательны, с хорошими (и такими «житейскими»!) текстами, профессионально написанные и аранжированные. Я всегда говорил и говорю, что Надя Кадышева вместе со своим мужем Александром Костюком очень верно выбрали путь, по которому еще никто не шел. Это лирические песни, стилизованные под фолк (иногда это называют «псевдофолком» или попсой в народном стиле), можно считать их отчасти профессиональной деревенской частушкой, а иногда и современным городским романсом. В любом случае это та ниша, которую никто до Кадышевой не занимал.
Да, она поет пластмассовым, слащавым, плоским звуком, за что ее часто (и, возможно, справедливо) ругают академические вокалистки, но вот поставь ей как следует грудные ноты, разверни меха, добавь голосу объема – и всё, феномена Кадышевой не будет. Уйдет весь ее певческий шарм, своеобразие, возможно и тембр (а тембр для певца – это всё!) Да, наверно, появится еще одна хорошая, мощная, «правильно поющая» певица, но – НЕ КАДЫШЕВА. И это надо очень хорошо понимать всем ее «хулителям».
Правильно выбрала она и стилистику сценических костюмов – это разноцветные, яркие, нарядные многослойные туалеты самых разнообразных фасонов. Кто-то считает их «петушиными», безвкусными, вульгарными, но, думается, это не так. Просто тот материал, который поет Кадышева, и та аудитория, на которую он рассчитан, требуют именно такой, мультипликационной, «богатой» костюмерии. Здесь тоже все очень точно просчитано.
Однако мне хочется сказать не об этом. А о том, что любимая народом певица, к тому же не так часто выступающая в Москве, могла бы позволить себе хотя бы изредка и хотя бы в собственном театре (!) работать сольные концерты в живом звуке, а не под фонограмму «плюс». Высококлассная аппаратура ее хорошо оснащенного зала на «Тимирязевской» это делать позволяет, причем распрекрасно. Да и не больна была Надежда в тот день: она охотно и очень живо общалась с публикой, а когда на сцену из зала поднялась какая-то девочка, то с удовольствием (и очень чисто) спела с ней а капелла строфу из любимой народной «Виновата ли я…»
Это было единственное «живое» выступление певицы на том концерте. Все остальные шлягеры Кадышева представила под хорошо записанную цифровую «фанеру», иногда, правда, очень аккуратно накладывая поверх нее живой голос (это называется у профессионалов петь «дабл-треком») Но этого было явно недостаточно. Никакой «дабл-трек» не заменит полноценного и абсолютно живого пения, безо всяких голосовых подкладок. То, что это форменный обман слушателей (и обман, увы, давно негласно «узаконенный» в России), ни для кого уже не тайна. Но, представьте себе, не столько это возмутило меня в тот вечер…
Естественно, сразу после концерта в фойе перед vip-ложей к высоким гостям поднялся Костюк. Все, конечно, поздравили его с успехом очередной программы жены, а я после всех приличествующих благодарностей в аккуратной форме изложил ему все, что вы прочли абзацем выше. Каково же было мое изумление, когда Александр после секундного (но явного!) замешательства с нервным движением желваков (но тут же взяв себя в руки) на полном серьезе стал вдруг убеждать меня, что концерт шел полностью в «живом звуке»! И даже осенил себя крестным знамением! (Видимо, так испугался перед Богом.) Что, однако, имел в виду Костюк под «живым звуком» осталось кардинально не ясно, так как еще через одну секунду музыкант, ссылаясь на то, что «должен кого-то срочно проводить», мгновенно ретировался.
По этой причине, Александр, я так и не смог высказать Вам то, что хотел. Делаю это сейчас. Спасибо Вам за прекрасное шампанское, семгу и прочие вкусные яства, коими Вы так обильно сервировали столы в фойе vip-ложи, но, несмотря на Ваше гостеприимство, тем не менее не стану лгать и лить Вам в уши благоуханный елей (чего Вы, видимо, так искренне хотите от нас, журналистов). Да, ноябрьский концерт Надежды Кадышевой (повторюсь, весьма неплохой, хотя и не выдающейся певицы) был почти полностью фонограммный, с записанным голосом. Это дурно, ничем не оправдано, а главное – оскорбительно для любой публики, включая столичную. И Вы это хорошо знаете. Так имейте мужество сознаться в этом хоть самому себе, и умоляю: не дурачьте опытных, профессиональных и собаку съевших не только на попсе журналистов, не делайте из нас идиотов.
Просто впредь приглашайте на свои «фанерные» вечера каких-нибудь наивных первокурсниц с журфака или юных непуганых девочек, ищущих себя в светском глянце. Заодно и подкормите их основательно.
P. S. Кстати, пресс-менеджер театра «Золотое кольцо» Дима, прежде звонивший мне чуть ли не ежедневно, после того случая резко перестал со мной общаться.
Комментарии читателей Оставить комментарий