Власть держит на голодном пайке экономику и задабривает силовиков

Экономический блок правительства продолжает копить резервы и откладывать поступающие сверх бюджетных проектировок нефтедоллары в ЗВР, объясняя это необходимостью сохранять избыточные доходы на «чёрный день».
Ежегодно изымая колоссальные по своим объёмам средства из отечественной экономики, поддерживая многолетний инвестиционный кризис в наукоёмких отраслях и недофинансируя изношенную на 75-80% базовую энергетическую, транспортную и жилищно-коммунальную инфраструктуру, российские власти продолжают вкладывать сотни миллиардов долларов в долговые бумаги США и ЕС, финансируя научно-технический прогресс и модернизацию у наших стратегических конкурентов.
При этом российские экономические власти наотрез отказываются осознать тот простой факт, что, если очень долго копить деньги на «чёрный день», отказываясь от повышения конкурентоспособности отечественной экономики и модернизации производства, то эти средства превращаются в гробовые деньги, которых хватит в лучшем случае на то, чтобы профинансировать собственные похороны. Под руководством Антона Силуанова, верного идейного последователя экс-министра финансов Кудрина и прочих птенцов гнезда Гайдара-Чубайса, Минфин продолжает сводить всю налогово-бюджетную политику России к «эффекту хомячка» - изымает все дополнительные доходы в резервы и сокращает финансирование не вязанных с поддержанием социально-политической стабильности статей бюджета под предлогом высокой коррупциогенности и воровства.
При этом Минфин, правительственные чиновники и многочисленные «борцы с коррупцией» не слова не говорят о том, что борьба с коррупцией и контроль за эффективностью использования бюджетных средств входят в их прямую обязанность. И если Счётная Палата РФ, Главное контрольное Управление Президента, Контрольно-ревизионное управление Минфина, ФСФР, Банк России, Управление борьбы с экономическими преступлениями МВД и многочисленные чекисты ФСБ не в силах проконтролировать и обеспечить целевой характер использования выделяемых из федерального бюджета триллионов рублей, то тогда встаёт логичный вопрос – зачем вообще нужна многочисленная армия чиновников и чекистов, которые в большинстве случаев сами являются прямыми пособниками и бенефициарами коррупции и разворовывания бюджетных средств?
Невозможно заниматься развитием научно-технического потенциала и возрождением порушенных в ходе «перестроечно-реформаторского угара» наукоёмких отраслей обрабатывающей промышленности, объёмы выпуска которой в 3-5 раз ниже отметок 22–летней давности, вывозя из экономики порядка 7-10% ВВП ежегодно только по линии валютных резервов. Тем более, что ещё порядка 5% ВВП (80 млрд. долл.) составляет официально учтённый Банком России чистый вывоз капитала из России, размер теневого сектора экономики только по официальным данным зашкаливает за 10-15% ВВП, а объём незаконного вывоза капитала на протяжении последних 4 лет не опускается ниже 40-45 млрд. долл. (2,3% ВВП).
Средства есть, а толку нет
Однако основная проблема нынешних властей состоит не столько в отсутствии средств для реализации обещанных накануне парламентских и президентских выборов инициатив по модернизации экономики и повышению уровня жизни населения. С формальной точки зрения, деньги у правительства есть и их объём вполне достаточен для того, чтобы в 3-4 раза нарастить государственные расходы на финансирование науки, образования, здравоохранения и
Как бы ни хотели находящиеся у руля экономического блока приверженцы ультра либеральной идеологии обслуживания транснационального капитала и западных элит получить дефицит бюджета, который бы позволил им идеологически оправдать распродажу принадлежащих государству наиболее высоко рентабельных предприятий и снижение социальных расходов, ценовая конъюнктура на товарно-сырьевых биржах пока играет им не на руку.
По итогам первого полугодия 2012г. благодаря рекордно высоким ценам на нефть, наблюдавшимся в январе-апреле текущего года, удалось свести федеральный бюджет с профицитом в 0,9% ВВП (247,4 млрд. долл.), на счетах правительства в Банке России и коммерческих банках без дела лежит порядка 6,7 трлн. рублей, а размер резервного фонда с начала года подскочил в 2,5 раза и превысил отметку в 1,92 трлн. рублей.
Другими словами, уже сегодня в закромах Минфина абсолютно без дела лежат порядка 6,7 трлн. рублей, львиная доля которых работает на финансирование экономического роста и создание рабочих мест в США и Евросоюзе, а 15-20% прокручивается в российской банковской системе в рамках спекулятивных валютно-финансовых операций. И это при том, что подавляющая часть бюджетных статей, ответственных за повышение конкурентоспособности отечественной экономики, возрождение высокотехнологичных производств с высоким мультипликатором добавленной стоимости и модернизацию экономики, хронически недофинансируются на протяжении многих лет.
Другими словами, своей приверженностью искусственному изъятию из системы денежно-кредитного предложения порядка 3-4 трлн. рублей ежегодно и вывозу бюджетных нефтедолларов в финансовую систему США, российские власти ставят крест на идее модернизации отечественной экономики и консервируют сырьевую модель «экономики трубы».
Уже сегодня расходы федерального бюджета на науку и экономику (1 и 3% ВВП соответственно) в 3-4 раза масштабов финансирования НИОКР, образования и высокотехнологичных производств не только в США, ЕС, Японии, но также в динамично развивающихся новых индустриальных странах и «азиатских тиграх» - Китае, Южной Корее, Тайване, Малайзии и т.д.
Российские власти по-прежнему недофинансируют подавляющую часть стратегически значимых секторов экономики
Мало того, что своей приверженностью изъятию и вывозу за рубеж сотен миллиардов долларов российские власти поддерживают острый инвестиционный кризис в экономике и удерживают ставки по кредитам для несырьевых секторов экономики на отметках, в 2,5-3 раза превышающих среднюю рентабельность в наукоёмких отраслях промышленности и сельском хозяйстве (18-25% против 7-10%).
Экономический блок правительства не только умудряется выделять в разы меньше средств на финансирование науки, образования, НИОКР, экономики, обрабатывающей промышленности, здравоохранения и прочих критически значимых с точки зрения развития научно-технического потенциала и слезания с «нефтяной иглы» секторов экономики. Правительственные чиновники продолжают следовать разрушительной финансово-экономической политики своих идеологических предшественников и в соответствии с догмами ультра либеральной политики умудряются под всяческими предлогами затягивать сроки исполнения бюджетной росписи, срывая график перевода средств.
Наиболее наглядно об этом свидетельствует официальный отчёт Минфина об исполнении бюджета по итогам первых 6-ти месяцев 2012г. Так, общее исполнение расходной части федерального бюджета по итогам первого полугодия текущего года составило 38,9% при запланированных 50%, что существенно хуже степени исполнения доходной части федерального бюджета, которая хоть и не дотянула до 50%, на приблизилась к 43,1%.
Наиболее высокая степень бюджетной дисциплины и исполнения росписи наблюдается в финансировании национальной обороны (47,9% от запланированной величины годовых расходов), общегосударственных расходов (33,6%), а также национальной безопасности (32,4%) и охраны окружающей среды (39,5%). Другими словами, про финансирование силового блока и самих себя российские чиновники как всегда не забыли. Однако, судя по всему, поводов для радости здесь пока не так много, как того хотелось бы – без реальной борьбы с коррупцией, подменяемой выборочной борьбой с неугодными коррупционерами, опережающее финансирование государственных органов означает создание дополнительных возможностей и лазеек для паразитирования на бюджетных нефтедолларах во всех эшелонных власти.
Единственное, что действительно вызывает определённый оптимизм, так это то, что в этом году Минфин повысил бюджетную дисциплину и прекратил затягивать сроки при финансировании социальных расходов. По итогам января-июня текущего года исполнение бюджетной росписи по финансированию образования превысило 46,4%, здравоохранения – 44%, социальной политики – 42,1%, культуры и кинематографии - 40,3%, средств массовой информации – 40,4%, а физической культуры – 35,4%. Однако реальный вклад экономического блока и Минфина в эти достижения весьма сомнителен – всё дело в изменениях принципов финансирования расходных статей бюджета, которые вступили в силу после внесения поправок в ФЗ-83, которые помимо прочего подразумевают приватизацию бюджетной сферы и рост платности базовых социальных услуг.
Если экономить на социальных расходах и оттягивать финансирование правоохранительных органов и системы национальной безопасности не получаются в силу необходимости поддержания социально-политической стабильности и обеспечения гарантий собственной безопасности правящих властей со стороны силовых ведомств, то с финансированием остальных бюджетных статей власти пока не спешат.
Экономические власти отказываются от финансирования наукоёмких производств и образования
Об это наглядно свидетельствует тот факт, что исполнение расходной части федерального бюджета на финансирование национальной экономики едва дотянуло до 28,4%, что в условиях сползания мировой экономики в новую фазу глобальной рецессии и усиливающегося спада в российской экономике и промышленности вызывает откровенное недоумение. Безусловно, гораздо проще заниматься раздачей изначально нереализуемых при нынешней финансово-экономической политике и масштабах воровства предвыборных обещаний, чем заниматься развитием отечественных несырьевых секторов экономики, бороться с коррупцией и беспрецедентным незаконным вывозом капитала (40 млрд. долл. ежегодно), ограничивать ценовой беспредел монополий и снижать постоянно расширяющуюся пропасть между богатыми и бедными.
Неудивительно, что на фоне присоединения России к ВТО и усиливающегося наплыва импортной продукции (средние темпы роста которого на протяжении последних 11 лет в 4,5-5 раз превосходят средние темпы роста в обрабатывающей промышленности – 22,5% против 5,5%) сокращение финансирования экономики и постоянные затягивания сроков перевода бюджетных средств провоцирует скатывание российской экономики в рецессию. Напомним, что за последние 2 года темпы роста обрабатывающих производств сжались в 4-5 раз, а 3 раза за последние 4 месяца Министерство экономики и Росстат зафиксировали помесячное снижение ВВП и промышленного производства, чего не наблюдалось с разгара финансово-экономического кризиса 2008-2009гг.
Если ещё по итогам 2010г. темпы роста промышленного производства составляли 8,2%, то уже по итогам 2011г. они сжались до 4,7%, а в апреле и мае текущего года прирост в промышленности едва дотянул до 1,3% и 1,9% соответственно. Это минимальные темпы роста выпуска продукции с кризисного 2009г., которые в 4,5 раза ниже отметок 2010г. и в 3-3,5 раза ниже среднегодовых темпов роста в докризисный период 2002-2007гг. Одновременно с этим темпы роста в обрабатывающей промышленности замедлились с 11,8% в 2010г. до 6,5% в 2011г. и менее чем 3,6% и 3,4% в апреле и июне текущего года соответственно.
В рамках исполнения бюджетной росписи по финансированию национальной экономики определённый оптимизм вызывает весьма высокая степень исполнения расходов на воспроизводство минерально-сырьевой базы (37,3%) и финансирование лесного хозяйства (62,4%). При этом совершенно удручающая ситуация складывается с финансированием дорожного хозяйства (21,5%), связи и информатики (26%), транспорта (31,9%), водного хозяйства (14,9%) и общеэкономических вопросов (28,2%).
Не меньше вопросов вызывают заявления российских властей относительно модернизации отечественной деиндустриализированной «экономики трубы» и преодоления «сырьевого проклятия» в условиях, когда правительством не просто запланировано сокращение расходов на НИОКР, науку и образование на 15-25% с учётом инфляции к 2015г. согласно бюджетным проектировкам Минфина, но под всяческими предлогами затягивает финансирование наукоёмких производств.
По итогам первого полугодия 2012г. степень финансирования прикладных научных исследований в области национальной экономики едва дотянула до 29,3% от запланированных на 2012г. объёмов, что практически в 1,7 раз ниже требуемого размера в расчёте на полугодие. Откровенно провально складывается ситуация с финансированием исследований и использования космического пространства, бюджетная роспись которых исполнена лишь на 9,2%, что в 5 раз ниже требуемого и согласованного размера бюджетного финансирования.
Отдельного внимания заслуживает ситуация с финансирование изношенной на 80-85% жилищно-коммунальной инфраструктуры, которая после затеянной в начале 2000-х годов приватизации системы ЖКХ привела к легитимизации поборов и произвола криминальных структур в ЖКХ и лишь усугубила ситуацию с аварийным состоянием жилищного фонда. Несмотря на тот факт, что российские чиновники, активно участвующие в покрывательстве жилищно-коммунальной мафии, неустанно твердят про необходимость модернизации системы ЖКХ и повышении эффективности расходования выделяемых бюджетных средств, на деле мы имеем совершенно противоположную ситуации.
Согласно отчёту Минфина, по итогам первых 6-ти месяцев текущего года степень финансирования жилищно-коммунального хозяйства едва дотянула до 18,1%, что в 2,5 раза ниже требуемого объёма средств. При этом финансирование жилищного хозяйства едва дотянуло до 16,2% от запланированного на текущий бюджетный год размера средств, а на финансирование благоустройства территорий было выделено менее 16,9% всех средств.
И не стоит удивляться, что только за период 2001-2011гг. совокупная площадь аварийного жилья подскочил практически в 3 раза (с 7,9 до 20,5 млн. кв. метров), а удельный вес ветхого и аварийного жилья за 22 года «рыночных преобразований» и погрома промышленности подскочил с 1,3 до 3,1% совокупного жилищного фонда. Согласно экспертным оценкам удельный вес аварийного жилья в действительности в 7-15 раз превышает официальные данные Росстата и приближается к 30-40% всего жилищного фонда, чего не было в России даже в период оккупации немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной Войны.
Трагические казусы бюджетной политики
При этом даже в рамках весьма благополучных с точки зрения своевременности выделения бюджетных средств секторов экономики и статей бюджета, случаются откровенные казусы. Скажем, при общей весьма высокой степени исполнения планов расходов на здравоохранение (44% от утверждённых годовых параметров), наблюдается крайне низкое (17,2%) исполнение расходной части бюджета на финансирование заготовки, переработки, хранения и обеспечения безопасности донорской крови и её компонентов.
Этот факт выглядит тем более циничным с учётом того бедственного положения, в котором находится медицина в целом и донорская помощь в частности. Практически 2,5-кратная задержка с выделением бюджетных средств на финансирование заготовки донорской крови, безусловно, вызывает недоумение и высвечивает колоссальную пропасть межу официальной риторикой властей о социальной ответственности чиновников и реальным положением дел.
И это при том, что масштабы финансирования здравоохранения и медицины в России (1,3% ВВП) в 2,5-4 рази ниже, чем не только в экономически развитых странах (США, ЕС, Япония), но и в динамично развивающихся «азиатских тиграх», вкладывающих огромные средства в развитие научно-технического, производственного и человеческого потенциала.
Также в глаза бросается практически 1,5-кратное превышение изначально запланированного размера финансирования мероприятий по обеспечению проведения выборов и референдумов – только за первое полугодие размер выделенных из федерального бюджета средств в 1,34 раза превысил совокупный объём запланированного финансирования на 2012г. Опережающими темпами финансируется мобилизационная и вневойсковая подготовка, на которую только в январе-июне было потрачено свыше 66,3% всех запланированных на 2012г. бюджетных средств.
Судя по всему, российские власти прекрасно осознают всю степень неэффективности проводимой в стране социально-экономической политики, а также возрастающее неприятие населением тотальной коррупции и произвола монополий, что вынуждает чиновников задабривать социально необеспеченных граждан и в разы повышать финансирование силовых ведомств и карательных служб. Тем не менее, эти действия в принципе не способны остановить развал паразитической модели «экономики трубы» и скатывание России в системный кризис.
Владислав Жуковский, старший аналитик ИК «Риком-Траст»
Комментарии читателей Оставить комментарий
Всегда видел, но не понимал эту политику. Похоже, что власть полностью и финансово, и ментально, и идейно следует на поводке у США. Только длина этого поводка в разное время разная и иногда создаётся впечатление самостоятельных решений. Про Грузию и 2008 молчим. Я бы все деньги вернул из США в реальную экономику, науку, образование и вышел бы из ВТО, при этом открыто обо всем сказал стране. А так, похоже на то что власть живет под лозунгом "Стабильность любой ценой" и "После меня хоть потом".