Бюджет: обещали – веселились, подсчитали – прослезились

«Нельзя объять необъятное», – говаривал в свое время Козьма Прутков, и был прав. Для России «необъятным» сейчас является задача вывести бюджет на бездефицитность при одновременном решении задач социально-экономического развития страны. Это понятно, кажется, всем экспертам, кроме представителей высшего руководства, которые серчают на «неправильно» составленный проект бюджета и раздают министрам экономического блока выговоры.
Речи о том, что нужно определиться и выбрать что-нибудь одно, тем не менее, не утихают. Замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач считает, что ради развития страны дефицит бюджета ликвидировать не следует, сообщает агентство «Прайм». Ничего страшного не случится, если некоторое время он будет оставаться на уровне 1,5% ВВП. Пока же стоит задача, чтобы дефицит бюджета в 2013 году составил 0,8% ВВП, в 2014 году – 0,2% ВВП и в 2015 году приблизился к нулю.
Замминистра полагает, что можно решиться и на увеличение государственного долга. «У нас госдолг сейчас 12% ВПП. Ну, будет не 13-14%, как рассчитывает Минфин, а 18%. Это – то, что можно обслужить», – сказал Андрей Клепач.
На прошедшей в минувшую пятницу в аналитическом центре при правительстве РФ конференции «Российская экономика в 2010-е годы: проблемы и реформы» Клепач сообщил, что сейчас главным приоритетом экономической политики становится бюджетная консолидация. «Главный приоритет, во всяком случае, как заявлено в бюджете, – это сокращение бюджетных расходов и переход к бездефицитному бюджету после 2015 года», – сказал он и пояснил, что, по его оценке, за 2012-2015 гг. госрасходы сократятся на 4,2 процентного пункта ВВП. «Это – более жесткое сокращение, чем у большинства стран еврозоны, кроме запланированного сокращения в Испании и Великобритании. Как решать в этих условиях задачу модернизации, не столь очевидно», – констатировал Клепач.
Как же мы дошли до жизни такой? Очень просто: во время предвыборной кампании и после нее, когда в этом уже не имелось никакого политического смысла, были приняты обширные социальные обязательства и прежде всего в части повышения зарплаты в бюджетном секторе. Впоследствии это было увязано с существенными преобразованиями в этих секторах, в том числе с повышением эффективности и качества оказания общественных услуг, но ситуацию уже спасти не смогло: так или иначе, а зарплату надо повышать.
«Предполагается, что это все можно совместить: одновременно выполнить эти задачи и обеспечить бюджетную консолидацию. На мой взгляд (я высказываю свое частное мнение), это несовместимые задачи», – посетовал Клепач, дипломатично оговорившись, что степень несовместимости данных задач можно оценивать по-разному.
Далее получается, что, стремясь к светлой цели бездефицитного бюджета, расходы на образование и здравоохранение придется сокращать. По мнению Клепача, на ближайшие три года эти сокращения составят около 2% ВВП.
При такой постановке вопроса замминистра приходит к неутешительному выводу. «Мы исходим из того, что, к сожалению, фактически ни одну из модернизационных задач в ближайшие годы мы решить не сможем», – говорит он. «При этом возникает проблема некоего баланса, в том числе макроэкономического и финансового. Такого баланса, если посмотреть на параметры бюджета, на мой взгляд, нет».
Бездефицитность, конечно, дело хорошее, но каковы окажутся ее последствия в данном случае? Стремление к ней будет означать, что расходы на образование, по оценке Минэкономразвития, на федеральном уровне сократятся на 0,5 процентного пункта ВВП, а с учетом региональных бюджетов – еще на столько же. Вроде бы и немного, но если учесть существующий уровень финансирования, цифры впечатляют. «Сейчас у нас расходы на образование 4,1% ВВП; трудно определить, сколько еще частные средства, но предположим, что в целом 5% ВВП. Это означает, что к 2015 году будем иметь 3,5-3,6% ВВП по бюджетной системе», – подытожил Клепач.
Самое интересное, что здесь обнажается другая сторона проблемы: повышение зарплаты профессорско-преподавательскому составу к 2018 году планируется до уровня примерно в два раза выше, чем в среднем по региону, а повышение зарплат учителям до такого же уровня станет возможным только при сокращении их численности. Оставшиеся будут получать больше, но ушедшие – нисколько.
То же самое мы получим и в сфере здравоохранения, говорит Клепач. Сейчас бюджет тратит на нее, включая ОМС, 4% ВВП. «Несмотря на рост ресурсов в обязательном медицинском страховании, здесь также, с учетом заложенных параметров бюджетного финансирования, произойдут сокращения на 0,5 процентного пункта ВВП. Альтернатива также заключается в резком сокращении численности работающих в этой сфере», – отмечает Клепач.
Под сокращение также подпадают реальные расходы на национальную экономику. По расчетам МЭР, в целом за три года оно составит 1% ВВП. «В этих условиях обеспечить финансирование высокотехнологичных секторов и транспортной инфраструктуры, на мой взгляд, невозможно», – сказал Клепач.
Но и это еще не все. Впереди нас ждут расходы на крупные международные проекты, такие как чемпионат мира по футболу в 2018 году. Они приведут к тому, что госрасходы будут корректироваться и дальше. «Мы находимся в состоянии отложенных решений. Мы приняли решения – чемпионат мира по футболу, серьезные реформы в образовании, здравоохранении, – но как это реализовывать, как это финансировать, таких решений нет. Все это отложено, дискуссии будут идти как минимум год», – говорит Клепач.
Все вышеперечисленное приведет к ряду негативных последствий, предвидит замминистра. «Мы столкнемся в противном случае с оттоком мозгов и, самое главное, с изменениями социальной структуры общества – общества, где учитель и врач не относятся к среднему классу»,
Ранее министр экономического развития Андрей Белоусов заявлял, что Россия может позволить себе социальные и оборонные расходы только при условии, что ВВП будет расти на 4-5% в год, назвав такой рост минимальным для баланса.
Старший аналитик УК «Капиталъ Управление активами» Виктор Марков, мнение которого приводит «Бизнес ФМ», отмечал, что такой рост реален только при цене на нефть в $110 за баррель и стабильной мировой экономике. А заместитель генерального директора по инвестиционному анализу ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Андрей Верников полагает, что бюджет можно пополнить и из Резервного фонда или путем наращивания госдолга.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Доить колонии нам ментальность не позволяет. Сколько их было на шее России. Да и сейчас висит немало.(((
На трубные деньги купят индусов или китайцев и они будут преподавать внукам инженеров создавших первыми в мире пилотируемый ракетно космический комплекс с человеком на борту.
Как куда ? Сочи, мост на остров Русский, 280 миллиардов в подарок олигархам в 2008 -ом году, повышение зарплаты жандармам (полиции, ОМОН ), пенсионеры никак не перемрут , по 80 млрд ежегодно вывозится ,а 20 млрд инвестируется в торговые центры, гастарбайтеры стоят в очереди в Евросети ,переводят деньги , 1 миллион Евро у Собчак в конвертах ,теперь уже "отмытый" и т.д.
Совсем не обязательно. Можно производства размещать в колониальных и развивающихся странах, но для этого их нужно сначала завоевать, а без своего производства вооружений этого не сделать. Антипетровская и антисталинская власть утвердившаяся в России в 1991-ом году в принципе на это не способна. У власти "Элита, если хотите интеллигенция которой по заявлению П.Лунгина всего 5000 штук интеллигентов на 143 миллиона населения. Но они эксклюзив, потому, что именно они "ведут " и власть должна принадлежать именно им, этому меньшинству. Эта власть ,по утверждению П.Лунгина, и называется демократией. В сегодняшнюю действительность "завели" именно они, эти уникальные, богоизбранные, стоящие по своему интеллектуальному уровню выше остальных, эксклюзивные экземпляры интеллигентов ( 5.000 шт на 143 млн человек). Это не я придумал, это высказал П.Лунгин в воскресенье на передаче у Соловьева. В принципе эта идея "Превосходства интеллигенции над плебеями ", а именно так она объективно выглядит у П.Лунгина мало чем отличается от идеи превосходства арийской нации над другими доктора Гебельса. Может быть он этого не понимает, не ощущает, но он ее пропагандирует, защищает и отстаивает. Он " ведет" и с ним еще 5.000 ведущих , поэтому власть должна принадлежать им. До производства ли им богоизбранным "ведущим" интеллигентам если есть труба, разведанные запасы ,освоенные плебеями месторождения? Они должны за свою уникальность получать, а не производить. Занавес тут не при чем.
Где в политике Путина хотя бы намек на то, что он именно ДАНЬ хочет уменьшить? Ну где, поясните, я тоже хочу увидеть.