СКОЛЬКО РАЗ МОЖНО СТРИЧЬ ОДНУ И ТУ ЖЕ "ОВЦУ"?

Социальная реклама, в которой малый предприниматель, решивший построить водокачку, страдает от избыточных административных барьеров, видать, не сильно-то и действует на мозги чиновников. В ее действенности и эффективности можно усомниться хотя бы на одном примере, имевшем место в Иркутске.
Недавно областное антимонопольное управление рассмотрело интересный документ, принятый городской Думой в ноябре 2001 года, который называется Порядком заключения на соответствие ветеринарным правилам и нормам пищевых продуктов, реализуемых на продовольственных рынках города. Не будем цитировать данный документ полностью, он слишком велик и нечитабелен, но суть его в том, что Иркутской городской ветстанции, госучреждению по борьбе с болезнями животных, отныне предписывается проводить дополнительные проверки предпринимателей, а вернее - того, чем они торгуют. Не за бесплатно, конечно же, а за полторы тысячи рублей в месяц.
Кто-то посчитает, что для предпринимателей эти полторы тысячи рублей в месяц погоды не сделают. Зато, мол, можно быть уверенным, что негодные к употреблению мясопродукты уже не попадут на прилавок и не будут съедены потребителем. Отнюдь.
Все дело в том, что под категорию подлежащих дополнительной проверке продуктов попадают также продукты промышленного производства, то есть уже проверенные и прошедшие регистрацию.
Иными словами, предпринимателю приходится дважды проходить лицензирование. Один раз - на предприятии, выпустившем продукцию, другой раз - на рынке. За что ему такое наказание?
При этом вот что еще странно. Депутаты городской думы в своем постановлении почему-то обошли своим вниманием другие торговые точки - магазины, ларьки и прочее. Руководитель областного МАП Валентина Заморина называет это не иначе, как дискриминацией.
Действительно, чем хуже малые предприятия, торгующие на Центральном и прочих рынках, своих "магазинных" коллег? Да все очень просто. Крупные предприятия (а ведь у нас уже есть и целые сети магазинов) более подкованы в юридическом плане, и поэтому такие наезды им не страшны. А за счет "малых" бизнесменов, пользуясь их безграмотностью, можно пополнить бедный бюджет ветеринарной службы. Что, в принципе, сейчас и происходит.
Сегодня вряд ли можно найти какие-то данные о том, что за суммы взимаются с предпринимателей за дополнительные и противозаконные проверки. Но если "прикинуть на глазок" все торговые точки на Центральном, Иннокентьевском, Свердловском и прочих рынках, цифра получается немалая.
Если же обратиться за разъяснениями к самим ветеринарам, то можно услышать о фактах, когда на этих рынках продавались продукты с просроченным сроком годности. Но будем справедливы. Во-первых, проводить такие проверки не в компетенции ветеринаров. Во-вторых, данное постановление идет вразрез с требованиями защитников прав потребителей и нарушает антимонопольное законодательство в той части, где говорится об ущемлении предпринимательства.
Один мой знакомый торговец мясопродуктами сказал, что вынужден подписывать договор с ветслужбой только затем, чтобы ему "не прикрыли лавочку".
- Заартачусь, себе дороже будет, - говорит он, - потом убытков от простоя не сосчитаю. Да и продукты успеют испортиться. Вот и приходится мириться.
Да Бог с ними, с предпринимателями, скажет обыватель. Может быть, и так. Да только в конечном счете пострадают от произвола властей сами же потребители. Потому как затраты на проверки малые бизнесмены будут вынуждены закладывать в цены на продукты. И выйдет, что это на наши деньги пополняется казна бюрократическая.
После скрупулезного рассмотрения данного дела "об излишних барьерах" антимонопольщики выдали мэрии Иркутска соответствующее предписание. Городские власти обещали исправить свою ошибку.
- Но мы, к сожалению, не знаем, единичный ли это случай в Иркутской области, - говорит Валентина Заморина. - Если же выйдет, что предприниматели из других городов, прочитав статью в газете, обратятся к нам за помощью, антимонопольный комитет обязательно примет все необходимые меры.
Сергей САФРОНОВ.
Комментарии читателей Оставить комментарий