![]() |
Автор сценария Александр Бородянский по собственной повести «Про Афоню, слесаря-сантехника ЖЭК №2»
Оператор Сергей Вронский
Художник Борис Немечек
Композитор Моисей Вайнберг
Песни групп «Аракс» и «Машина времени»
Зрительский успех - 62,2 млн. при тираже 1573 копии.
Оценка - 7,5 (из 10).
Премии: Специальный приз на ВКФ во Фрунзе в 1976 году.
Социально-лирическая комедия.
Вначале будет смешно. На сцене, где танцуют изящные балерины в своих белых, словно воздушных одеяниях, появится забулдыга в нелепых шароварах и в таком же затрапезном халате, надетом прямо на майку. Соединение несоединимого рождает смех. Но Георгию Данелии внешнего противопоставления мало. Он сталкивает в прямом смысле слова пьяницу и балерин. Федул крикнет своим резким, пропитым голосом: "Осторожнее!". Он чувствует себя везде хозяином, во всем правым, потому что ему Афоня рубль должен. Этот самый 1 р. для Федула - наибольшая ценность на свете. Что Федулу искусство, если голова трещит с похмелья, и надо срочно выпить, а "вечный должник" Афоня куда-то запропастился...
Но дальше фильм становится все грустнее. В середине по-прежнему смешно, но вместе с тем уже грустно, а в конце будет чаще грустно, хотя и смешно. Режиссер неоднозначно относится не только к герою, но и к жизни. Картины Данелии трагикомичны, как трагикомична жизнь по своей сути. Нет только смешного или грустного - есть грустный юмор. Если же речь идет о серьезном, то юмор становится вдвое грустнее. Почему, например, такой человек, как Афоня, оказался рвачом и пьяницей, изнутри пустым, никому не нужным. Как случилось, что обаятельный, остроумный парень-золотые руки, мечтавший поражать людей своими делами, теперь, кроме выпивки и интрижек с женщинами, ничего в жизни не видит. Он привык шагать по жизни легко, обходя встающие перед ним преграды. Никому не нужна совесть, если все исчисляется "федуловским рублем". Лично Афоня всем безразличен - он требуется лишь как обезличенный сантехник, что дает особые привилегии. Афоня нашел золотую жилу, из которой без особого труда (немного нахальства, немного предприимчивости) можно "черпать" деньги, которые, в сущности, ему уже не нужны.
В узости мира Афони, как ни странно, видится широта его натуры. Рубли-то он стяжает, но тратит их безрассудно, в отличие от других - даже телевизора у него нет, и в комнате неуютно и голо. От Афони недолог путь до почти потерявшего человеческий облик Федула, истошный крик которого ("Афоня! Ты мне рубль должен!") будет сопровождать весь фильм. Но Афоня еще пытается стать иным, хотя бы в придуманном им самим мире. Он выступает то как Вольдемар, то как Руслан, а то и как Дормидонт - в зависимости от обстоятельств. И не хочет быть просто Афоней Борщовым, слесарем-сантехником ЖЭК №2, обыкновенным пьяницей и дебоширом. Жаждет исключительного, невероятных приключений, красивых романов с "девушками своей мечты", такими, как на снимках, вырезанных из журналов и прикрепленных к стенам неухоженной и грязной комнаты, или как тоже открыточная красотка Елена, которая равнодушно расплатится с ним за притащенную раковину двумя "красненькими". И тогда в отчаянии, обнажая разудалую душу, Афоня пустится в пляс в ресторане, хотя этот танец - не больше, чем форма эпатажа, причуда человека, решившего по-пьяному покутить.
От Афони все уходят, как и он уходит ото всех. Вокруг него пусто, как пусто и в его душе. Афоня не замечает, что давно уже один. И даже не слышит голос самого себя, того Афанасия, "конька-горбунка" (так ласково называла воспитавшая его тетя Фрося, которую он тоже забыл), уехавшего из деревни в город. Но вовсе не город - причина того, что Афоня так изменился. Он сам не смог развить в себе то, что было заложено в нем. Трагедия Афони - это трагедия несостоявшейся личности, человека, примирившегося с обстоятельствами и не желающего задуматься над своей жизнью... И первым, кто невольно заставит его ответить на вопрос, действительно ли Афоня доволен жизнью, станет вроде бы очередной собутыльник Коля, который склонен относиться ко всему "философически", хотя авторы не скрывают и некоторой иронии по отношению к его возвышенным мечтаниям. Но именно после недолгого общения с таким "домашним" и добродушным Колей заглавный герой "Афони" захочет вернуться в деревню, но не найдет там спасения от самого себя, выяснив, что тетя Фрося два года назад умерла, и теперь у него нет уже прошлого. А есть ли будущее?
В ленте Данелии есть еще одна героиня - скромная, чистая, искренняя, нежная, трогательная Катя. Нельзя сказать, что она красива. Но ее обаятельная, милая, застенчивая улыбка делают ее красивой. Катя любит Афоню, просто любит, не требуя ничего взамен. Интересно, что среди своих подруг, тоже работающих в больнице, она называет некую Пашу Строганову. Героиня Инны Чуриковой из "Начала" с точно таким же именем действительно могла бы быть ей подругой, потому что так же незабвенно любит своего непутевого Аркашу (кстати, сыгранного Леонидом Куравлевым). Катя пытается убедить Афоню, что он - не "совсем пропащий" (если воспользоваться названием предыдущего фильма Данелии). Она даже не сомневается, что Афоня - хороший, иначе бы не полюбила его. Многое в словах Кати наивно, но по-детски непосредственно и очаровательно. Не т о, что Катя рассказывает, а то, что это о н а рассказывает, способно заставить Афоню задуматься.
Уезжая неприкаянным из деревни, он вспоминает именно о Кате. Она - последняя надежда для держащего в руках паспорт с фотокарточкой шестнадцатилетнего Афони из деревни Борщовка. Он снова может начать все сначала и стать Афанасием Борщовым, к которому Катя деликатно обращается на "вы". И она вдруг является из города с чемоданом в заштатный аэропорт, словно Золушка из сказки в поисках своего Принца. Это не "счастливый конец". Это "счастливое начало" для Афони, лишь возможность для него новой жизни. И от самого героя зависит, воспользуется ли он этим подлинным подарком судьбы?!
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий