![]() | |
• | Постер фильма |
Авторы сценария Федерико Феллини (Federico Fellini), Эннио Флайяно (Ennio Flaiano), Туллио Пинелли (Tullio Pinelli) при участии Пьера Паоло Пазолини (Pier Paolo Pasolini)
Оператор Альдо Тонти (Aldo Tonti) при участии Отелло Мартелли (Otello Martelli), не указанного в титрах
Художник Пьеро Герарди (Piero Gherardi)
Композитор Нино Рота (Nino Rota)
Песня Lla Ri Lli Ra Паскуале Бонагуры (Pasquale Bonagura)
Джульетта Мазина (Giulietta Masina), Франсуа Перье (Francois Perier), Амедео Наццари (Amedeo Nazzari), Альдо Сильвани (Aldo Silvani), Франка Марци (Franca Marzi), Дориан Грей (Dorian Gray), Марио Пассанте (Mario Passante), Пина Гуаландри (Pina Gualandri), не указанный в титрах Франко Фабрици (Franco Fabrizi)
Премии: приз за лучшую женскую роль и особое упоминание экуменического жюри на МКФ в Канне, премия за женскую роль на МКФ в Сан-Себастьяне, «Давид» Донателло» лучшему продюсеру (Дино Де Лаурентис - Dino De Laurentiis), 4 «Серебряных ленты» - режиссёру, продюсеру, исполнительницам главной и второплановой (Франка Марци) женских ролей, «Оскар» за лучший иноязычный фильм
Оценка - 9 (из 10)
Мелодрама
Как и лента «Мошенничество», созданная двумя годами ранее, «Ночи Кабирии», можно сказать, принадлежит уже к так называемому «розовому неореализму», который в середине 50-х годов пришёл на смену классическому итальянскому неореализму. Однако это определение всё-таки несправедливо по отношению к такому великому мастеру кино, как Федерико Феллини, который, подобно Лукино Висконти («Белые ночи»), Пьетро Джерми («Машинист») или Витторио Де Сике («Крыша»), всего лишь более мелодраматично и с несколько сентиментальной мечтой о том, что всё будет хорошо, несмотря на пережитые испытания, стал смотреть на экономически стабилизировавшееся общество спустя только десятилетие после войны и социальных катаклизмов первых мирных лет.
Казалось бы, какая связь между личной судьбой излишне доверчивой римской проститутки Кабирии и общественной ситуацией в Италии в период наступившего «экономического чуда», когда нищета и обездоленность большинства людей в стране как-то отступили на второй план, особенно на фоне прогрессирующего обогащения некоторой части населения. И внешне видимый мир тогда начал ощутимо меняться, приобретая формы типичного «общества потребления», которое тот же Феллини не без сатирического заострения смог живописать в своей следующей работе «Сладкая жизнь». В этом смысле наивное стремление Кабирии тоже приобщиться ко всем благам цивилизации и зажить преуспевающей жизнью действительно отвечает потребностям времени, когда люди желали поскорее забыть о прежней неустроенности и занять более престижное место в общественной иерархии.
Но весьма знаменательно, что надеющаяся обрести иной жизненный статус публичная женщина подвергается обидным обманам как со стороны расчётливого бухгалтера и неуверенного мужчины Оскара Д’Онофрио, так и вполне бескорыстного, вместе с тем словно витающего в облаках знаменитого киноактёра Альберто Лаццари. Мотив выдуманности и фальшивости мира «киношных грёз», заявленный Феллини ещё в «Белом шейхе», тут отыгрывается в иной тональности, будучи противопоставленным идее «нового прагматизма». Кабирия с равным неуспехом не может найти своего счастья ни в земном материальном благополучии, ни в осуществлении несбыточных иллюзий почти в поднебесной сфере, где якобы обитают кинематографические кумиры. Чудо не случается в обоих случаях - и брошенная проститутка опять остаётся ни с чем, жалкая и осмеянная, неспособная сдержать горьких слёз оттого, что вновь оказалась несчастной и никому не нужной.
И вот именно в этот момент, когда Кабирия в финале бредёт по дороге, а мимо проносится бурная, весёлая, безмятежная и жизнерадостная ватага молодых парней и девушек, которые даже позволяют себе немножко подтрунивать над плачущей женщиной, происходит удивительное преображение - в дело вступает великая тайна искусства. Кабирия вдруг начинает улыбаться сквозь слёзы - и вместе с поразительно прекрасным, пусть и внешне незатейливым мотивчиком, придуманным композитором Нино Ротой, это производит ошеломляющее эмоциональное впечатление, словно идеально понятый и представленный катарсис из греческих трагедий.
Может быть, самый простой и народный (но вовсе не простонародный) фильм Федерико Феллини освящается светом высокой поэзии чувств, говоря об искреннем очищении души и давая возможность зрителям для собственного душевного облагораживания хотя бы на несколько минут совместного переживания с экранной героиней, чья проясняющаяся на заплаканном лице улыбка, наверное, относится к одной из непостижимых загадок творческого пересоздания реальности. И тайна неунывающего духа обычной римской проститутки в изумительном исполнении Джульетты Мазины вполне сопоставима с неуловимостью усмешки довольно знатной флорентийки из эпохи Ренессанса, воспетой Леонардо да Винчи. Можно сказать, что «улыбка Кабирии» стала почти таким же знаковым образом искусства, как и «улыбка Джоконды».
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий