СССР. 1947. 91 минута.
Автор сценария Леонид Малюгин
Операторы Игорь Гелейн и Аркадий Кальцатый
Художник Абрам Фрейдин
Композитор Тихон Хренников
Текст песен Михаил Светлов и А.Коваленков
Зрительский успех - 16,1 млн.
Оценка - 8,5 (из 10).
Лирико-социальная комедия.
Есть какая-то необъяснимая магия в существовании поездов на полотне экрана, даже в их закадровом отдаленном отзвуке. Лишь недавно (признаюсь в этом не без стыда) я впервые увидел эту вроде бы очень часто показываемую по телевидению ленту Юлия Райзмана, созданную более 50 лет назад, но как-то постоянно проскальзывавшую мимо моего внимания. Возможно, в этом была своя скрытая логика - только сейчас познакомиться с внешне непритязательной лирической комедией и вдруг восхититься ее редкостной легкостью и раскрепощенностью. А главное - почувствовать в этом отечественном варианте road movie проявление каких-то смутных намеков относительно нашей прежней неугомонной тяги к перемене мест и, напротив, нынешнего устойчивого стремления никуда и ни за что не передвигаться.
По поводу фильма «Поезд идет на Восток» имеется несколько версий, интерпретирующих то, что он довольно скоро после выхода в прокат и широкого зрительского признания (7-е место по итогам 1948 года), удостоился начальственной немилости, а четырежды лауреат Сталинской премии режиссер Юлий Райзман, можно сказать, был сослан на перевоспитание на маломощную Рижскую киностудию. Конечно, немаловажно, что драматург Леонид Малюгин по случайности попал в список космополитов, которых, согласно развернувшейся кампании, тогда было принять клеймить за идолопоклонство перед Западом, а в сценарии ленты «Поезд идет на Восток» угадывали заимствования из славной довоенной картины «Это случилось однажды ночью» американца Фрэнка Капры. Но в данном случае голливудское влияние не так уж определяюще, как, допустим, в фильмах Григория Александрова, и даже сюжетно мало совпадений - сколько вообще любовных историй завязывалось в пути между двумя такими первоначально не расположенными друг к другу персонажами! Говорят также, что и актриса Лидия Драновская подбиралась на роль чуть ли не с оглядкой на американскую звезду Клодетт Кольбер, однако почему-то не понравилась «главному любителю кино в СССР».
В результате всех этих совпадений и домыслов ленту «Поезд идет на Восток» стали поспешно ругать за мелкотемье и облегченное решение идеи возвращения советских людей к мирной жизни после войны и их вдохновенного строительства нового общества, тем более на территории «далеко от Москвы». Кстати, послевоенный пафос советского киноискусства, и ранее обращавшегося к теме освоения Севера и Дальнего Востока (например, «Семеро смелых» и «Комсомольск» Сергея Герасимова), чуть ли не программно принял сибирско-ориентально-целинный характер в целом ряде фильмов - от «Сказания о земле Сибирской» и «Далекой невесты», вышедших в том же 1948 году и имевших вдвое больший успех, до «Первого эшелона» 1956 года (трудно поверить, что его снял Михаил Калатозов накануне своего шедевра «Летят журавли»). И позднее, на рубеже 50-60-х (называю наугад - «Девчата», тоже калатозовское и вызвавшее большие споры «Неотправленное письмо», «Карьера Дима Горина», «Алешкина любовь», «Коллеги» и т.д.), с отголосками вплоть до застойных времен, мотив возмужания человеческой личности «вдали от шума городского» или на ударных стройках века представлялся самым выигрышным при создании образа положительного героя современности.
А в картине «Поезд идет на Восток» звучит просто немыслимая для сталинской эпохи послевоенного возрождения фраза: «Не надо про семилетку. Расскажите про любовь». Вроде бы наличествуют обязательные кадры трудовых подвигов на строительстве завода, и даже женская тракторная бригада вдруг встречается в тайге, и герой-подводник обещает в финале хорошей девушке, желающей, чтоб зацвел всеми цветами Дальний Восток, что непременно посетит ее рабочую делянку... Но все это как-то между прочим, мимоходом, второпях, проносится подобно мгновенному виду в окне мчащегося поезда, за которым тут же последует другой пейзаж, и так - почти без остановки. А куда важнее тонкая вязь готовых в любую минуту оборваться взаимоотношений мужчины и женщины, оказавшихся в одном купе на столь долгом перегоне от Москвы до Владивостока (поверьте, что и сейчас - это довольно утомительное путешествие, особенно же - в одиночку, без друзей и знакомых). И замечательный актерский дуэт Лидии Драновской и Леонида Галлиса, которые так не соответствуют исключительно советским представлениям об идеальных героях нашего времени, позволяет забыть обо всех ненужных в иную эпоху подробностях социалистического уклада жизни и экономики, начав воспринимать «дорожный роман» как удивительную историю любви вообще вне времени и пространства, а сам фильм - чуть ли не в качестве экзистенциальной притчи о путешествии на край света.
Неведомое чувство свободы, охватившее людей в День Победы, 9 мая 1945 года, словно искусственно продлено в их порыве куда-то вдаль, из освобожденной Европы - на еще непокоренный Восток. Но прежде всего кинематографическое и смысловое значение ленты Юлия Райзмана выражено и в ритмически звучащем названии «Поезд идет на Восток», и в самом этом эффекте вольной смены «движущихся картинок». По-своему закономерно, что «поколение победителей», познавшее на Западе восторг краткого избавления от сковывающих оков режима, споткнулось по возвращении домой именно на пути следования в поезде, идущем на Восток. Некоторые же проследовали прямиком в советские лагеря.
Газета «Экран и сцена».
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий