ДОЧЬ РАЙАНА


Постер фильма «Дочь Райана».

«ДОЧЬ РАЙАНА» (Ryan's Daughter) Великобритания, 1970, 192 мин. (полная версия — 206 мин. )

Исторический фильм, драма, мелодрама.

 Северная Ирландия, 1916 год. Роузи Райан, дочь деревенского трактирщика, мечтает о светлой и возвышенной любви. За неимением других достойных кандидатов, она обращает влюбленный взор на своего бывшего учителя, вдовца Чарлза Шонессена, наивно надеясь, что он сможет осуществить все иллюзии и тайные желания девичьей души.

Разочарование после бракосочетания наступает мгновенно, поскольку сдержанный в чувствах и заторможенный в поступках Чарлз не в состоянии дать Роузи страстного счастья. Появление в деревне красивого английского майора Дориана, раненного на фронте в Европе, пробуждает в молодой женщине жажду безумной любви, что приводит к драме в ситуации борьбы ирландцев за свою независимость.

Еще одна любовная история, мелодрама на фоне исторических событий революционно-освободительного характера не принесла Дейвиду Лину того триумфа, с которым был встречен до этого «Доктор Живаго».

Режиссера упрекали в том, что простой сюжет Роберта Болта приобрел «гаргантюанские пропорции», и его «полностью подавляет постановка слоновьих размеров» (Л. Молтин). А наши критики, помнится, ругали за историческую неправду, возвеличивание любовного романа, фактически — адюльтера ирландки и англичанина, представительницы угнетенного народа и интервента, особо попрекая за негативное, почти отталкивающее изображение свободолюбивых поклонников святого Патрика. Впору приписать создателям «Дочери Райана» колонизаторские идеи только на том основании, что в ленте показывается неистовство толпы, расправляющейся с девушкой, которая посмела полюбить офицера-узурпатора вдвойне запретной любовью.

На самом деле, лента Лина — одно из самых поэтических, одухотворенных, психологически тонких и трогательных произведений о чувствах молодой женщины, испытывающей природную потребность реализации своего естества в отношениях с настоящим мужчиной. И высокая драма о конфликте мечты и реальности (как в частной жизни, так и в общественно-политическом бытии), о столкновении личных желаний и общего долга. Не случайно фильм называется «Дочь Райана».

Трактирщик гордится (если судить по показываемой им фотографии) тем, что когда-то был вознагражден вниманием Тима О'Лири, национального ирландского героя, но не узнает его ныне, а позже выдает английским властям, совершая невольное предательство и по отношению к своей дочери, которую все начинают подозревать в пособничестве оккупантам из-за связи с Дорианом. Житейское малодушие простого человека безнравственно не столько потому, что предав национального героя, он изменил родине. Поступок Райана губительнее для Роузи, невинной жертвы народного гнева. Ее «недостойное» поведение несравнимо с постыдной трусостью отца, а тем более с позорной вакханалией толпы.

Англичанин Дейвид Лин выказывает больше уважения к ирландцам в том, как трактует образы Роузи и Чарлза, особенно в финале, когда они, осмеянные и униженные, с достоинством и внутренней терпимостью покидают деревню, готовые к любым испытаниям. Не является ли поруганная дочь Райана истинной ирландкой по сравнению с отцом или каждым из тех, кто над ней издевался?! Даже жалкий безмолвный дурачок Майкл (кстати, Джон Миллз, исполнитель этой роли, получил «Оскар»), не осознающий, что творит, кажется разумнее и сострадательнее, чем эти бессердечные люди, одурманенные примитивно понятыми национальными идеями, слепо верящие в то, что можно обрести независимость и счастье, так сказать, «чужой кровью». В подобном неутешительном выводе есть несомненная перекличка с экранизацией «Доктора Живаго», но «Дочь Райана» представляется более целостной и убедительной в художественном плане картиной, в котором симпатии авторов к личной драме героев все-таки противопоставлены не в лоб по отношению к их общественно-историческим антипатиям. Болт и Лин пытаются понять причины социальной нетерпимости, справедливо находя их в глубинной ненависти человека из толпы к тем, кто выделяется из нее и смеет отстаивать право на уважение к собственной личности.

Независимость народа берет исток в признании суверенности индивида.

Величественный стиль исторической и, можно сказать, эпической мелодрамы находит в «Дочери Райана» дальнейшее развитие. Режиссер искусно сочетает лирические любовные эпизоды и масштабные массовые сцены, осмысленно прибегает к приему антропоморфизма, сопоставляя явления природы с поступками людей, резко усиливая драматизм в условном третьем акте действия, когда морской шторм как бы заранее предупреждает о неотвратимо нарастающей тревоге и грядущих потрясениях в судьбах персонажей. Оператор Фредди Янг, выдающийся мастер грандиозных зрелищ, широких панорам и впечатляющего изображения на экране сил стихии, проявил себя и как проникновенный, импрессионистский пейзажист, в третий раз работая с Дейвидом Лином и получив третью премию «Оскар». Остается только пожалеть, что лента «Дочь Райана» не вызвала такого же энтузиазма у публики, как «Доктор Живаго» (вероятно, отрицательно повлияло обострение в эти годы положения в Ольстере), а она вполне этого заслуживала.

Сергей Кудрявцев

В ролях: Сэра Майлс, Кристофер Джонс, Роберт Митчум, Тревор Хауард, Джон Миллз, Лео Маккерн, Бэрри Фостер.

Режиссер Дейвид Лин.


Плакат фильма Девида Лина «Дочь Райана». 1970 год.


Следите за обновлениями на сайте Мегаэнциклопедии «Кирилла и Мефодия» (megabook.ru)

Комментарии читателей
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.
Организации, запрещенные на территории Российской Федерации