Граждане России не верят в собственную финансовую стабильность

Новое исследование компании Nielsen дало подтверждение тому, что из-за постоянного роста цен и трат на ЖКХ население РФ все же не верит в собственное благосостояние; напротив, оно все сильнее чувствует себя бедным.
Как сообщает Finmarket.ru, индекс потребительского доверия в РФ, который рассчитала компания Nielsen, в первом полугодии упал до 82 пунктов. При этом по сравнению с IV кварталом 2010 года этот индекс потерял сразу 6 пунктов. Данные проведенного онлайн-исследования Nielsen показали, что такое пессимистическое отношение к завтрашнему дню обусловлено ростом неуверенности населения в состоянии собственных финансов, растущими ценами и снижением готовности тратить.
Около 72% граждан России называют свое финансовое благосостояние «средним» – ни плохим, ни хорошим. При этом все больше пользователей Интернета в стране отмечают оживление на рынке труда и поэтому оценивают свои перспективы на ближайшие полгода как положительные. Но, как пишет Finmarket.ru, если сравнивать тот момент, как потребители оценивают свое материальное состояние с точки зрения свободных финансов в Европе, то у нас в России всего лишь 11% опрошенных отвечают, что не обладают свободными деньгами. А в Европе так отвечают до 30% респондентов.
Региональный директор Nielsen в странах Северо-Восточной Европы Дуайт Уотсон заметил в исследовании, что потребители в России в целом настроены более оптимистично в оценке макроэкономической ситуации по сравнению с IV кварталом 2010 года. Этот оптимизм обусловлен ростом положительных оценок рынка труда. Правда, если рассматривать собственный бюджет, то постоянный рост цен на продовольствие, высокие расходы на ЖКХ все же заставляют российского потребителя более экономно подходить к расходованию свободных средств. «Как следствие, это сдерживает темпы восстановления потребительского доверия в России», – комментирует эксперт.
Но, несмотря на позитивные оценки, готовность тратить оставшиеся после уплаты основных расходов на проживание средства все же остается в России на невысоком уровне. До сих пор самым популярным способом траты свободных средств остается покупка одежды. 51% онлайн-пользователей (т. е. каждый второй) ответили, что, скорее всего, используют свободные деньги на приобретение одежды. Также значительный рост отмечен в графе «траты на туризм и отдых»: на эти нужды готовы тратиться около 41% респондентов. При этом снижается готовность расходовать средства по большинству предложенных позиций (в т. ч. и на декорирование и ремонт дома, покупку бытовой техники и электроники, а также банковские сбережения). Если говорить о других странах, то во II квартале не удалось обеспечить высокий уровень доверия среди онлайн-пользователей: глобальный индекс потребительского доверия упал сразу на 89 пунктов. На сегодня это – самое сильное падение с IV квартала 2009 года. Причиной пессимистических настроений стало очередное распространение кризисных ожиданий по всему миру. Так, планка потребительского доверия в США за последний квартал снизился сразу на 5 индексных пунктов – до 78. На настоящий момент это – рекордно низкий уровень: он сразу на два пункта ниже прежнего минимума, который был зафиксирован на отметке в 80 пунктов (прежний минимум был отмечен в первой половине 2009 года в самый разгар глобального экономического спада). Самое ощутимое падение потребительского доверия во II квартале было отмечено исследованием, пишет Finmarket.ru, в Саудовской Аравии (-11) и Египте (-10) (надо отметить, что здесь в первом квартале 2011 года даже отмечался некоторый рост). При этом самой негативно настроенной страной в мире стала Греция, что и неудивительно. Индекс потребительского доверия здесь на настоящий момент упал до рекордно низкого уровня в 41 пункт. К падению потребительского доверия во II квартале сразу на 4 пункта привели нарастающая экономическая нестабильность в Греции на фоне долгового кризиса и повсеместного распространения протестных настроений.
Вообще доказательством того, что у потребителей сохраняются негативные настроения, является то, что 58% онлайн-потребителей во всем мире подтвердили тот факт, что их финансы все еще находятся в состоянии экономического спада: этот процент – самый высокий за год. При этом 51% опрошенных уверены, что в течение ближайшего года рецессия сохранится.
Рассматриваемый глобальный онлайн-опрос был проведен компанией Nielsen в мае-июне 2011 года среди почти 31 000 респондентов; в их число вошли регулярные интернет-пользователи в 56 странах мира, включая Россию. Исследование проводилось с целью измерения уровня потребительского доверия и отношения потребителей к текущей экономической ситуации. Обычно индекс потребительского доверия Nielsen основывается на таких показателях, как оценка опрошенными своих перспектив трудоустройства, состояния собственных финансов и готовности расходовать.
Комментарии читателей Оставить комментарий