Десять лучших российских музыкальных альбомов 2016 года
Григорий Лепс «Апгрейд # Upgrade»
Григорий Лепс всегда уделял исключительное внимание инструментальному сопровождению своих песен. Теперь мэтр захотел услышать свои известные произведения в обновленных студийных аранжировках. Заигрывания с электроникой ни в коей мере не идут в ущерб драйвовому хард-року, производством которого так славится Григорий Лепс. «Вьюга», «Криса-ревность» и «Лабиринт» буквально сшибают с ног. В «Бабосы боссам» Лепс, при содействии украинской группы «Грин Грей» пробует свои силы на нивы альтернативного рока, и результат тоже выходит впечатляющим. Хватает тяжелых гитар и в дуэте с Тимати «Дай мне уйти», и на этом фоне гламурный рэпер кажется новым участником группы «Кирпичи».
«Upgrade» - не пустая забава, и не сиюминутная прихоть подуставшего от собственных достижений всеобщего любимца. Об этом свидетельствует и стильное оформление диска (восьмиполосный диджипак, тиснение с красноватым отливом. Цифровой портрет Лепса на кирпичной стене), и тот факт, что Лепс уже работает над вторым «Апгрейдом».
Хор Старообрядческой Поморской общины Великого Новгорода «Ой вы, братья мои, сестры!»
Вошедшие сюда духовные стихи скрупулезно сличались по опубликованным в разных архивных собраниях редакциям. «Вечер я, братия во беседе сидел» вообще пока не известен в печатных вариантах, поэтому составители разместили его текст в буклете, что для грядущих исследователей проблемы — бесценно. Издание снабжено пространным предисловием одного из членов Поморской общины Ильи Мельникова. Его же голос можно услышать в подавляющем большинстве вошедших сюда композиций.
Исполнение вышло камерным, но иного нам в данном случае и не надо. Содержание песнопений как-то не располагает к эпическому размаху, ведь речь преимущественно идет о мучительном расставании души с телом, Страшном Суде, адских муках и Страстях Христовых. Обращает на себя внимание полное отсутствие пасхальной и рождественской тем. Старообрядцы вообще привыкли всё время быть в осаде, поэтому, наверное, им проще рассказывать, как весь мир идет на них войной, нежели транслировать чистую радость.
Читинская слобода «Казачьи песни»
Фольклорный ансамбль «Читинская слобода» славится универсальностью своего репертуара и разнообразием манеры исполнения. А как иначе, если издавна в Чите селились пришлые из самых разных земель! Мультикультурный характер создавшегося там пространства подчеркивался открытым всем ветрам, названием Читинская слобода, которое довольно долгое время было закреплено за этим регионом.
Одноименному ансамблю тоже свойственна нацеленность на диалог культур. Недаром среди его участников числятся не только местные, но и выходцы из Воронежа, Ярославля и Рязани, а также с Алтая. В репертуаре коллектива 200 активно исполняющихся песен, не считая бесчисленного количества произведений, которые, так сказать, пребывают в запасниках до поры, до времени. Для настоящего издания было выбрано всего 33 трека, однако палитра вышла на удивление пестрой. Здесь можно обнаружить и исторические, и шуточные, и протяжные песни, и казачьи частушки, и даже казачьи романсы.
Юта «Мои родные»
Пластинка начинается с посвящений безвременно ушедшему супругу певицы Олегу Осипову. «О нем» - проникновенная рок-баллада, о том, как горько остаться одной в вечернем заснеженном городе. «Прости меня» - великолепный образчик современной эстрады, где эмоций через край, а вся конкретика умещается лишь в многоточии после фразы «где обман, там много слез — помнишь...» Песня «Роль» - отличный пример того, как можно петь о любви отстраненно, словно примеряя на себя карнавальные маски и различные модели поведения. От безудержной искренности тоже, бывает, устаешь, и подобные песни умеют умеют вовремя разрядить обстановку. Самая большая ответственность — спеть о родителях без тени фальши, но Юта и с этим блестяще справилась. В «Маме» она не боится казаться слабой и беззащитной, а «Папа» заставляет певицу собраться и ронять скупые фразы о самом важном без излишних сантиментов. В разделе бонусов «Мама» звучит вживую с адресованными матери словами: «Тебе со мною бывало трудно», а электронная аранжировка «О нём» поможет достучаться и до сердец любителей сугубо дискотечной музыки. В альбоме Юте удалось найти единый стержень, а небольшие стилистические реверансы в разные стороны оправданы контекстом.
Алиса «Эксцесс»
Даже в самых острых и непримиримых песнях обнаруживаются греющие душу моменты, будь то тонизирующий арт-роковый клавишный пассаж в «Эксцессе», лирические окончания припевов в «Новом мире» или беззаботный голосок кинчевского внука Луки в «Шлаке». Посыл прост: если даже ребенок умеет отличить шлак от руды, то чего ж мы, взрослые, вновь наступаем на одни и те же грабли? От обличений, впрочем, автор далек, потому что требователен, прежде всего, по отношению к себе. В «Эксцессе» успешно продолжается многолетний рок-н-ролльный цикл, начатый еще гимном «Все это рок-н-ролл». Только теперь в таких вещах, как «Дайте каплю огня» и «Rock'n'roll жесток» нет былого куража, зато с лихвой рефлексии и горьких прозрений о том, что даже «сцена не прет, а только шепчет: налей!». Победе над врагом внутренним посвящены три самые величественные песни альбома. «За полдня до весны», выдержанная в духе песен из акустических альбомов «Jazz» и «Танцевать», с неимоверной точностью описывает переживания верующего человека, ожидающего Пасхи в Страстную Субботу. Хард-роковый «Полет» - посвящение всем братьям по оружию, которые преждевременно сошли с дистанции, но их усилия все равно не пропали даром. Былинный «Емеля» предлагает бесценный рецепт, как стяжать благодать и сохранить мир в душе
Кукрыниксы «Артист»
Преждевременная смерть старшего брата Михаила побудила Алексея Горшенева отказаться от давней мечты об актерстве. Сопряженные с этим переживания были сублимированы в альбоме «Кукрыниксов» «Артист», вышедшем 19 июля 2016 года – в день трехлетия со дня смерти Михаила Горшенева. На обложке изображен безголовый персонаж в кожаном плаще, восседающий на троне. В облике легко узнается Михаил Горшенёв, имевший схожий сценический имидж. «Зов кулис» осознается «как приговор», а артист жалуется: «Я загнанный человек». Ситуация проецируется не только на абсолютно выжатого после премьерных спектаклей «Тодда» Михаила Горшенева, но и Иннокентия Смоктуновского. Личностный пласт альбома не менее впечатляющ, нежели театральный. Кроме дивной красоты «Коммивояжера» хочется выделить надрывную балладу «Ну вот, и ты ко мне спиной», панк-боевик «Обнимай» с вполне есенинским текстом и эпитафия Михаилу Горшеневу «Последняя песня». Социальный аспект затронут по касательной в «Шторме» и «Нашем времени», но судя по реакции поклонников на эти песни, старания «Кукрыниксов» незамеченными не остались. «Артист» - масштабная во всех отношениях работа, которой суждено стать для группы этапной.
Крематорий «Люди-невидимки»
Для каждого персонажа находится своя индивидуальная музыкальная краска. Например, злой волшебник Гудвин соотносит свой шаг с грозной поступью фанка, а устрашающая сновидческая Брунхильда сопровождается отрывистыми партиями «готического» органа и пронзительным женским вокалом, будто бы тайно записанным на какой-то дьявольской мессе. «Света» - задорный рок-н-ролл с уморительным диалогом в середине песни, а «Perpetuum Mobile. Pt. 1» - заразительное диско. Изображаемое зло имеет довольно привлекательную обертку, но даже за яркими образами и фактурными аранжировками не скрыть его сосущую пустоту. Внешнее тут явно довлеет над внутренним, именно поэтому Григоряну важно четко обозначить декорации, будь то Колизей, Супермаркет, Город Греха («Гудвин»), злачные места Москвы («Текила-бум»), подпольный игорный клуб («Ричард III»), гибельное пространство всевозможных телешоу («Света») или даже мировая арена ожесточенной политической борьбы («Бенито Хуарес»). Итог известен: пока ты жив, тебя используют в своих корыстных целях, а после смерти тебя либо огульно хулят, либо неумеренно превозносят даже былые идеологические противники.
Ва-БанкЪ «Ястреб»
Новый альбом Скляра превзошел все самые радужные ожидания. «Только хардкор, только вперед — на Север»!» - декларирует Скляр в первой же песне «Анзер». Хардкора тут уже, конечно, нет, хотя по фактуре песня вписывается в эту парадигму, но звучит прозрачнее и мягче. Хардкор — это жесткая и бескомпромиссная позиция, жизнь на пять четвертей и на предельных оборотах. Жизнь, как полет ястреба, который проникает в высшие слои атмосферы и «бьется в кровь о ледяной острый воздух» (сказано в эпиграфе альбома). В песне «Калечинка» эпизодически всплывает излюбленный персонаж А.Ф. Скляра Вася Совесть — на сей раз в виде сновидческого православного старца. В его уста вложена самая сокровенная фраза альбома «человеки всегда на войне». Многие другие ключевые мотивы Скляра тоже раскрываются в «Ястребе» на принципиально ином уровне. Строчка из «Матросов» Вертинского «а я пил горькое пиво», в свое время давшая повод к написанию «Невских мостов-2», теперь развертывается в целую мифологизированную биографию шансонье «Вертинский». Вместо автобиографических песен, вроде «Моя жизнь» или «Сад» в новом альбоме мы встречаем посвящение бабушке А.Ф. Скляра «Любовь и смерть Бабулины Лонгория», завуалированное реминисценциями на роман Казандакиса «Грек Зорба».
Северный Флот «Мизантропия»
Альбом предлагает всестороннее и довольно полное рассмотрение соответствующего понятия, лишенное предубеждений и пристрастия. С героем заглавной песни Ренегат явно не солидаризуется, и фраза «виноват кто угодно, но только не я» дает общую характеристику всем, кто смотрит на мир исподлобья. Чтобы придать своим выводам универсальный характер, Леонтьев вставляет в текст песни прозаический фрагмент из произведений теоретика вселенского пессимизма Артура Шопенгауэра о причине ненависти к себе подобным. Частный случай такой ненависти изложен в песне «Презирать и ненавидеть». «Вместо жизни выбираю интернет» - в этой фразе содержится разоблачение всех «генералов диванных войск», предпочитающих толстый троллинг в сети нормальному общению и ответственности за собственные поступки. В финале Ренегат дает решительный отпор этим горе-обличителям, справедливо напоминая о бревне и сучке в глазу. Попытка направить мизантропические настроения в позитивное русло ощутима в песне «210», написанной от лица одинокого байкера, считающего скорость и дорогу своей единственной семьей. Многолетнему соратнику Михаила Горшенева Андрею Князеву посвящена песня «Любовь и время». Она нарочито стилизована под сюжетные произведения «Короля и Шута» о безумных изобретателях и визионерах.
Звери «Страха Нет»
«Звери» в новом альбоме доказали, что дерзкое бесстрашие — признак не только подростков, но и вполне зрелых музыкантов, которые не боятся идти против ожиданий тех, кто по-прежнему ждет от музыкантов гламура, сладкой патоки и вычурных поз. Начать пластинку с песни под названием «Муха» - действительно смелый шаг. К тому же она насыщена кинематографическими аллюзиями, напоминая о режиссерских амбициях Романа Билыка. Сюжет песни «Элвис» покажется кощунственным всем тем, кто по привычке причисляет «Зверей» к попсе. История о рок-герое, выполнившем свою миссию, поэтому покинувшем здание, конечно, не нов. Однако здесь это проецируется на судьбу самих «Зверей», которые выросли из «тертых джинсов» подросткового рокопопса, поэтому выходят на новый уровень и двигаются дальше. Лучшим же номером альбома следует признать «Пацифиста». В этом диалоге лирического героя с прилипчивыми гопниками есть всё: и усталость интроверта от назойливого внимания публики, и единственно верный ответ на глупые вопросы поклонников, и реакция «Зверей» на бесконечные инсинуации сорта «уже не торт».
Комментарии читателей Оставить комментарий
И что это за недосарказм на грани бреда?
Когда в кресле качалке у камина с Камю курю кальян в своем имении, люблю альбомы слушать...
Как хорошо жить в демократическом обществе: имение, девочки, кальян. Никто не работает, а живи в свое удовольствие.
Надо девочке не забыть яхту заказать к лету 2017г.
Пение Хора Старообрядческой Поморской общины Великого Новгорода нужно было дать к фильму Викинг!