Ученые развенчали миф об уникальности скрипок Страдивари

Знаменитые скрипки Страдивари ничем не отличаются от обыкновенных. Причем разница между скрипками Страдивари и обыкновенными не видна как «слепому» уху ведущих скрипачей, так и рядовым поклонникам музыки.
По крайней мере, так утверждают ученые из парижского Университета Пьера и Марии Кюри, пишет PNAS. Скрипки Страдивари всегда были окружены неким ореолом таинственности. Считается, что скрипки, изготовленные Антонио Страдивари в конце XVII – начале XVIII века обладают уникальным звуком, который недоступен для современных инструментов.
Ученые решили изучить одно из свойств скрипок Страдивари – их «концертность». Считается, что скрипки и виолончели Страдивари созданы так, что звучат относительно тихо для музыканта, но громко для зрителей в зале. Звук, как бы «раскрывается» на большом расстоянии от инструмента.
Чтобы проверить это утверждение ученые провели два независимых эксперимента в двух концертных залах в Париже и Нью-Йорке. Для оценки звучания инструментов они пригласили несколько самых известных скрипачей мира и несколько десятков простых любителей музыки. Последним предлагалось сравнить игру музыкантов на обычных скрипках и на инструментах, сделанных Страдивари. При этом ни музыканты, ни слушатели не знали, на каких инструментах они играют скрипачи.
Для эксперимента ученые подобрали серию произведений , в том числе «Концерт для скрипки с оркестром» Чайковского, произведения Брамса, «Скрипичный концерт» Сибелиуса. Эксперименты велись в двух форматах – малом концертном зале с аккомпанементом и в большом зале без аккомпанемента. Участникам экспериментов – слушателям и музыкантам – предлагалось оценить громкость звука, чистоту, богатство и другие субъективные характеристики звучания каждой скрипки.
В итоге обнаружилось, что скрипки Страдивари «проиграли» современным инструментам. Последние казались и музыкантам, и слушателям более громкими и интересно звучащими. Только в 44% случаях слушателям и музыкантам удалось угадать, какая из скрипок была сделана Антонио Страдивари. Исходя из этого ученые сделали вывод, что на самом деле, ни один из участников эксперимента не смог отличить звук скрипки Страдивари от современной и действовали наугад.
Ученые также отметили, что ни в одном из экспериментов им не удалось зафиксировать «концертного» эффекта скрипок Страдивари. Все инструменты казались слушателям громче на небольшом расстоянии и тише – на большой дистанции.
Таким образом ученые считают, что утверждения о «волшебном» звуке скрипок Страдивари не более, чем результат самовнушения и высокой репутации легендарного итальянского мастера.
На сегодняшний день сохранилось около 650 скрипок, сделанных Антонио Страдивари, каждая из которых стоит миллионы долларов.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Эксперимент по прослушиванию скрипок вслепую - это очень не корректная затея. Дело в том, что очень важно играют на инструменте часто, или редко, насколько инструмент разыгран, кто конкретно разыгрывал. Очень важен правильный подбор струн к конкретному инструменту. В самом проигрывании в слепую важна не заинтересованность исполнителя, а такого практически добиться нельзя. В среде мастеров, экспертов, и музыкантов царит жуткая предвзятость, нездоровая конкуренция, и откровенное мошенничество.
А ориентироваться надо на выдающихся скрипачей. Из подлинно выдающихся скрипачей XX века, таких, как Крейслер, Хейфец, Мильштейн, Ойстрах, и проч. ни один не играл не то что на современной скрипке, они не играли даже на скрипках не итальянской работы. Посмотрите на современных крупных скрипачей. Я не знаю кто из них играет на современных скрипках, если речь идёт о сольном концертировании.
Опять "мнение"...
А слабО Вам подтвердить своё мнение "слепым" прослушиванием?
Подозреваю, что в Париже не менее профессиональные скрипачи слушали и даже играли и не смогли "вслепую" отличить...
Пять раз по ночам грабители похищали из музея знаменитое полотно Казимира Малевича "Чёрный квадрат". Но ночному сторожу деде Васе каждый раз удавалось восстановить шедевр живописи до утреннего открытия музея.
Хотите верьте, хотите нет, но я профессиональный скрипач. Мне уже много лет, бывал с концертами во многих странах. Доводилось лично общаться с крупными скрипачами. Слышал в живую не одну скрипку Страдивари, Гварнери, Гваданини, и других мастеров, некоторые держал в руках и даже играл на них. То же самое и с современными мастерами. Моё мнение таково, что старых итальянских мастеров так никто до сих пор не превзошёл. Это касается не только Страдивари, но и вообще всей итальянской школы до XVIII века включительно. А исследование "учёных" скорее всего простая заказуха, или просто игра журналистов.
Осталось развенчать миф о картине "Черный квадрат", а то такие бабки за него палят.