В углу повесить или к стенке поставить?

Это был такой анекдот времен НЭПа. Выходят на арену цирка клоуны Бим и Бом, в руках у Бима портрет Ленина. И он, обращаясь то ли к Бому, то ли к публике, спрашивает: «Что с ним делать? В углу повесить или к стенке поставить?»
Такую же примерно проблему решают и те, кому есть досуг разбираться с «эпохой Ельцина». Только одни с нею уже давно разобрались – на демонстрациях и митингах (вспоминается, к примеру, персонаж с плакатом: «Ельцину – орден «Петля на шее»), а другие – все никак не могут докопаться. Но только уже не на митингах, а в пухлых гроссбухах. И даже пророчат: «О политической мифологии эпохи Ельцина можно написать не одну монографию». Да хоть 666, были бы только желающие давать под это благородное дело звонкие зеленые бумажки!
Кстати, о монографиях – это была цитата из как раз такой монографии, которую начали заблаговременно славить еще до ее выхода в издательстве «Вагриус»: «Эпоха Ельцина. Очерки политической истории». И авторами которой подвизались разные в разное время к Ельцину приближенные господа вроде Батурина, Сатарова или Лившица.
О чем,бишь, эта книга? Зачем она? Вот в опубликованном в «Независимой газете» ее фрагменте сказано: «Наступит день, когда все мифы о Ельцине на значительной дистанции от описываемых событий сольются в один большой Миф. Тогда слово "Ельцин" будет содержать все необходимые черты мифологического героя». А рядом утверждается, что главным для Ельцина-политика была его миссия, но что при этом он не был ни мыслителем, ни теоретиком.
Во-первых, встает вопрос: что будет сливаться в «Миф»? Какая-никакая историческая практика показывает, что мифологизировались те герои-делатели, которые даже если не были теоретиками, то были хотя бы мыслителями: Юлий Цезарь, Александр Македонский (ученик как-никак Аристотеля), Иоанн Грозный, Петр Великий, В.И.Ленин, Чингис-хан, Мао Цзэ-дун… В-вторых, становится более-менее ясна цель писавших: центральный голос мифа всегда окружен кучей подголосков. Вот, Пушкин, например, потащил за собою в историю целую плеяду, потому что стал мифом, а Лев Толстой не стал – и никого, кроме супруги Софьи Андреевны, в историю не прихватил. Авторы мифа о мифе Ельцина как раз и рассчитывают на то, что повторяя «Ельцин, Ельцин», станут от этого мифологичнее. И проскочат в вечность.
И наконец, третье: кто будет читать все это? Пушкин? Путин? «Пикейные жилеты»? Или кто-нибудь из мифологических персонажей – например, Кришна? Он, между прочим, одним махом осчастливил 40000 девиц – так что ему одолеть какие-то 800 с лишком страниц?
Комментарии читателей Оставить комментарий