Хорошего человека должно быть много

Власти Пятигорска намерены установить в своем городе памятник Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову, - взахлеб сообщали все издания на этой неделе. В некоторых заметках идея установить подобный монумент была даже названа уникальной. Между тем, этот бронзовый Остап может стать уже четвертым или пятым памятником незабвенному проходимцу.
В данном случае, очередность зависит только оттого, смогут ли пятигорские власти опередить президента Калмыкии. Дело в том, что Кирсан Илюмжинов буквально месяц назад объявил о своем намерении установить памятник любимому литературному герою в Рио-де-Жанейро и даже выкупил даже участок земли на той стороне земного шара. Мотивировка и тех, и других понятна: Остап всю жизнь мечтал о Рио, но деньги на прожитье собирал у пятигорского Провала.
Однако Илюмжинов уже имеет опыт по установке памятника Великому Комбинатору. В 1998 году при открытии в пригороде Элисты шахматного города Сити-Чесс, прототипом которого послужил бендеровский генеральный план Нью-Васюков, был открыт и первый момумент в честь Остапа. Двухметровый бронзовый сын турецкоподданного стоит посреди города и держит под мышкой шахматную доску, а в руке - шахматного коня.
1 апреля 1999 года в Одессе во время Юморины был открыт памятник легендарному автомобилю «Антилопа Гну» марки «Лорен-Дитрих» и его доблестному экипажу — командору Остапу Бендеру, водителю Адаму Козлевичу, бортмеханику Шуре Балаганову и Паниковскому с гусем. Памятник установлен во дворике Литературного музея.
Летом 2000-го года еще один Остап был воздвигнут в Санкт-Петербурге, где никогда вроде бы не бывал интересующий нас персонаж, на Итальянской улице прямо напротив народного музея этого литературного героя. У этого памятника наблюдается портретное сходство с Сергем Юрским. Питерский Бендер стоит, опираясь на спинку старинного стула, на который вы можете сесть, сфотографироваться, а заодно исследовать сидение: не забыты ли там сокровища мадам Петуховой.
В момент открытия этого памятника о существовании калмыцкого Остапа-шахматиста и одесского Остапа-автомобилиста было тоже почему-то забыто и во всех пресс-релизах как о прецеденте упоминалось лишь о киевском памятнике Паниковскому, скопированного с кинообраза Зиновия Гердта.
Сейчас бронзовые Бендеры рамножаются гораздо быстрее, чем в 60-е-70-е годы увеличивалось число экранизаций этих литературных произведений, о которых известный сетевой автор Макс Фрай писал:
«Остапа Бендера играли актеры, настолько непохожие друг на друга (внешность, голос, психотип, темперамент), что можно было подумать, будто они принадлежат не просто к разным морфологическим типам, но и к разным биологическим видам. В результате Остап Бендер, внешность которого описана в книгах несколькими мощными, размашистыми, но, на поверку, довольно невнятными мазками (запоминаются разве что апельсиновые штиблеты, надетые на босу ногу, да милицейская фуражка с гербом города Киева) окончательно стал человеком без лица. Многозначительная подробность!»
Идея уставить памятник Бендеру, похоже, становится настолько популярной, что вскоре Остапы с лицами Андрея Миронова, Сергея Юрского, Арчила Гомиашвили (по вкусу) могут встать на постаменты вместо многочисленных Ильичей. Ведь причина, чтобы установить памятник этому любимому всеми аферисту-виртуозу, найдется в любом городе.
Комментарии читателей Оставить комментарий