Автор «Обломова» служил цензором

Принимая на себя обязанности цензора писатель Иван Гончаров (18 июня 1812 – 27 сентября 1891) вполне осознавал, что это значит для него приобрести «3 тыс. рублей жалованья и 10 тыс. хлопот». Но деньги были нужны и русским классикам…
Гончарову пришлось служить в Цензурном комитете с 1856 по 1867 г.г., хотя в его деятельности были некоторые перерывы. Только за первые три года этой деятельности он прочитал 38 248 страниц рукописей и 3369 лисов печатных изданий.
Среди журналов, которых ему приходилось внимательно изучать, встречалась периодика разных тематических направлений, начиная со знаменитых «Отечественных записок» до журналов мод. В этом же ряду стояли «Вестник Императорского Русского географического общества», «Журнал Министерства внутренних дел» и «Журнал коннозаводства и охоты».
Гончаров-цензор облегчил печатную судьбу многим произведениям русской литературы, среди которых были «Записки охотника» И. С. Тургенева, «Тысяча душ» А. Ф. Писемского, сочинения Лермонтова, Достоевского, Некрасова, Лажечникова.
Однако деятельность Гончарова в роли цензора не получила одобрения в писательских кругах. К тому же в течение нескольких месяцев, с осени 1862 по лето 1863, Гончаров редактировал официозную газету «Северная почта», что особенно дурно отразилось на его репутации. Даже один из его литературных приятелей, писатель А.В.Дружинин заметил: «Одному из первых русских писателей не следовало бы брать должность такого рода. Я не считаю ее позорною, но, во-первых, она отбивает время у литератора, во-вторых, не нравится общественному мнению, а в-третьих… писателю не следует быть цензором».
Между тем, Гончаров не был единственным среди русских писателей, кто исполнял эти тягостные для любого литератора обязанности. В разные годы и в разной степени этим занимались известные русские писатели, как Аксаков, Лажечников, Вяземский, Тютчев, Майков, Полонский.
Незадолго до смерти, называя себя «близким кандидатом в покойники», Гончаров задушевно просил, во имя своего честного служения перу, чтобы не нарушали его последней воли, не печатали его личной переписки, а судили о нем впредь только по его литературным произведениям
Комментарии читателей Оставить комментарий