«Без Белоруссии Единое экономическое пространство будет неполноценным»

К сожалению, России и Белоруссии так и не удалось урегулировать проблему задолженности Минска за поставленный газ. В результате с сегодняшнего утра поставки российских энергоносителей в Белоруссию будут сокращены. Вообще, надо сказать, что главным вопросом в двусторонних отношениях между нашими странами в настоящее время являются даже не газовые разногласия, а запуск Таможенного союза. Все остальное имеет второстепенный характер, включая тему долга. Тем более что сумму в $200 млн можно назвать незначительной для энергетического бизнеса.
'''Москве и Минску важно, чтобы достижение компромисса не выглядело сдачей позиций'''
То, что Россия поставила вопрос о выплате долга в столь ультимативной форме, в первую очередь связано с отсутствием результата в переговорах с Минском по Таможенному союзу. Я имею в виду прежде всего последние встречи в Москве Александра Лукашенко с российским президентом и премьером, которые принесли нулевой результат. Обе стороны уже неоднократно входили в подобный жесткий клинч. В таких случаях обычно помогали контакты и личные встречи на уровне глав государств. Однако на сегодняшний день этот резерв двусторонней дипломатии, похоже, уже исчерпан. Этот выстрел уже прозвучал и оказался сделан вхолостую, что очень плохо. Потому что складывается такое впечатление, что у российского и белорусского руководства эти встречи оставили негативное послевкусие. Это сужает диапазон возможностей по выходу из кризиса в отношениях. Что предполагало бы сохранение лица для обеих сторон.
Как Москве, так и Минску важно, чтобы достижение компромисса не выглядело как сдача своих позиций, которые уже были неоднократно и твердо заявлены. С другой стороны, важно обеспечить как стратегические, так и конъюнктурные, но в любом случае жизненно важные интересы своих стран. Для Минска это - доступ на российский рынок и финансовая поддержка по определенным проектам (таким как строительство АЭС), от которых зависят положение белорусского производителя и социально-экономическая ситуация в стране. Что же касается Москвы, то ее в первую очередь интересует создание Таможенного союза.
Конечно, прямо скажем, без Белоруссии этот процесс будет неполноценным. Потому что и так от проекта создания Единого экономического пространства отвалилось такое крупное государство, как Украина, которое могло бы придать этому проекту совершенно иное качество. А сейчас из этого основного интеграционного процесса на постсоветском пространстве может выпасть 10-миллионная и экономически развитая Белоруссия. Это страна не только с высоким уровнем человеческого капитала, но и этнически близкая страна, сближение с которой укрепило бы культурное ядро самой России. Причем я не утверждаю, что упомянутые факторы являются болезненными для официальной Москвы. Скорее, для наших национальных интересов в целом. А для Москвы важно поддерживать свой авторитет как безоговорочного регионального лидера на постсоветском пространстве, который способен вести и направлять интеграционные процессы. По этому авторитету также может быть нанесен определенный урон в том случае, если мы не сможем выстроить в формате «тройки» Единое экономическое пространство.
'''Переговоры об условиях интеграции всегда проходят болезненно'''
Понятно, что сложностей на этом пути будет достаточно много. И это нормально. Потому что переговоры об условиях интеграции всегда проходят болезненно. В то же время это решаемая задача. Причем исторически ответственность за ее решение лежит на Москве. Поскольку именно она является наиболее крупным лидером на постсоветском пространстве.
Как решить эти задачи и не потерять лицо - в этом и заключается особая сложность. Мне представляется, что оптимальный путь состоял бы в том, чтобы обе стороны заявили о форсировании создания ЕЭП, в котором пошлин на нефть и нефтепродукты уже не будет. Несмотря на то что Москва уже заявляла об этом, позиция Минска по вопросу о движении к ЕЭП пока остается не вполне публично проясненной. Заявление сторон о том, что мы стремимся к этой цели, было бы сигналом о том, что в среднесрочной перспективе обе стороны чувствовали бы себя уверенно в смысле интеграционных перспектив.
А вот решать проблемы белорусской нефтеперерабатывающей промышленности и финансового баланса экономики РБ до вступления в силу ЕЭП нужно именно как техническую (переходную) проблему, а не проблему принципиальную. Принципиально нужно исходить из того, что внутренние таможенные пошлины отменяются после вступления в силу ЕЭП. Это было бы справедливо. В том смысле, что ЕЭП - это более высокий уровень интеграции, в котором снимаются многие ограничения на инвестиционный капитал. А Россию это интересует применительно к Белоруссии. Так что свой основной козырь (пошлины и цены на энергоносители) мы должны обменять именно на более высокую ступень интеграции.
Комментарии читателей Оставить комментарий
24.06.2010 15:08Зубило
/братские отношения/
Хватит уже детского лепета о "братскости" и прочей белиберде. Нет в международных отношениях такого термина и реальная жизнь это сотни раз подтверждала! Большинство восточно-европейских "братушек" обязаны России своим существованием. И что? В обеих мировых войнах почти все они воевали против России, а сегодня с визгом умоляют пиндосов поставить у них антироссийскую ПРО. Про "братский" грузинский народ даже вспоминать не хочу... Да, я считаю русских, малороссов и белорусов тремя ветвями одного народа, и многие из русских, малороссов и белорусов так считают. Но что это дает? Определяют всё не народы, а политики! И вот вам 2 простых примера: 1) "братская" Белоруссия не поддержала Россию в вопросе признания Ю.Осетии; 2) "братская" Белоруссия вступила в антироссийское "Восточное партнерство", уже находясь в СГ. Так что оставьте этот инфантилизм. Хорошие отношения между людьми еще не есть гарантия хороших отношений между государствами...
24.06.2010 11:10В а д и м
продолжение
/А что вы "запоёте", когда баррель будет стоить 20?/
Да то же самое запою, что и вы (вы, я так понимаю, гражданин Белоруссии? А я - Казахстана, и у нас экономика еще больше зависит от углеводородов, чем в РФ!). Только я и россияне запоют оттого, что денег у нас станет меньше, а вы (белорусы) оттого, что нам не сможете по этой причине ничего продать. Вот такая взаимосвязь.
Что касается разрушения экономики Белоруссии, так ее никто и не собирался разрушать. Хотели бы - в момент бы порушили. Для России разрыв отношений с РБ - болезненный удар, а для Белоруссии - катастрофа. И именно это ВВП и пытается вдолбить вашему Бацке. А тот всё корчит из себя крутого гроссмейстера и щёки надувает. Поймите простую вещь - без Белоруссии ТС и ЕЭП будут слабее, но всё-равно останутся жизнеспособными, а вот с чем останется Белоруссия - это большой вопрос! Как бы у разбитого корыта не остаться из-за своих непомерных амбиций!
Зубилу-
Спасибо за нетленку от Новодворской!
Зубило! Привет мощному ручному инструменту рабочего класса, привет!
Давненько не слыхал/видал Новодворскую. Сочный кусочек текста, спасибо за цитату. Этой даме, как бывшему комсомольскому лидеру, иную аргументацию не найти. "От любви до ненависти - один шаг" - говорят в народе.
Вадиму. Привет!
Сердитому. Список государств можно продолжить. Их на Земном шаре 191. И со всеми у нас прекрасные, чтобы не сказать, братские отношения, кроме, разумеется Белоруссии. Хотя к правящему в ней режиму плохо относится все прогрессивное человечество. Вот и Новодворская говорит: «Кто создавал этого Франкенштейна по имени Лукашенко? Этого Франкенштейна создавали, этого гомункулуса в наших пробирках, наши дорогие спецслужбы. Кто его удерживал у власти? Кто принимал за должное то, что у него никакого парламента нет, и прав и свобод нет, кто все одобрял, поддерживал? А он уже и в российские президенты собрался, да Владимир Владимирович Путин помешал, поскольку Боливар не вынесет двоих. Вот, вырастили этого Франкенштейна. Все позволяли, а теперь не знают, что с ним делать». Сказала, что припечатала.