Для Чавеса и 10 лет – не президентский срок

Сегодня исполнилось 10 лет c момента избрания президентом Венесуэлы Уго Чавеса. Он пришел к власти в период, когда Латинскую Америку считали полностью «вотчиной» США, а Венесуэла, как и многие страны региона, была едва ли не полуколонией Соединенных Штатов. Формально являясь независимой, Венесуэла, тем не менее, экономически была сильно привязана к США, что предопределяло и ее политическую зависимость. Чавес решил с этим покончить и практически с самого начала своего президентства вступил в очень жесткую конфронтацию с Вашингтоном. Он позволял себе яростную критику американских властей буквально на грани фола, а порой и переходил эту грань, используя выражения, которые трудно назвать дипломатическими. Но если на внешней арене он приобрел репутацию экстравагантного лидера, то у себя дома этот имидж резко повысил его популярность. Фирменным стилем Чавеса стали его зажигательные речи на многочисленных митингах, но было бы неверно объяснять его популярность лишь даром красноречия и эпатажем. Чавесу удалось провести ряд шагов в экономической и социальной сферах, которые заметно улучшили положение беднейших слоев населения, что обеспечило ему надежную электоральную базу.
Венесуэльского президента нередко называют преемником Фиделя Кастро, который долгое время был неформальным лидером политических сил Латинской Америки левого толка. И, действительно, у Кастро и Чавеса немало общего. Венесуэльский президент последовательно претворяет в жизнь свой план построения в стране специфического варианта социализма. Вводится госрегулирование цен на ряд продуктов первой необходимости, ставится под жесткий государственный контроль финансовая система Венесуэлы, а самое главное – национализируются ключевые отрасли экономики, в первую очередь – нефтедобыча. Именно нефтяные сверхдоходы и стали той экономической основой, которая позволяет Чавесу подкреплять свои лозунги реальными делами. Разумеется, западные (в первую очередь – американские) компании, которым до недавнего времени принадлежала значительная часть экономики Венесуэлы, поспешили использовать все свои лоббистские возможности для оказания политического и экономического давления на Чавеса. Однако сломать президента Венесуэлы оказалось непросто, и западные компании одна за другой начали передавать контрольные пакеты акций государству. Чавесу, таким образом, удалось создать опасный для Запада прецедент, на практике продемонстрировав, что власть иностранных компаний не безгранична. Вместе с тем не только западные, но и местные бизнес-элиты не слишком-то довольны «венесуэльским социализмом». Раскол в обществе наглядно проявился в 2002 году, когда президента Чавеса попытались свергнуть его противники, но офицеры среднего и младшего командного состава венесуэльской армии выступили в поддержку главы государства. По всей стране начались митинги жителей бедных районов, и в конце концов переворот был сорван. Чавес тогда заявил, что истинными творцами путча были американцы, которые намеревались привести к власти в стране своего ставленника-марионетку.
Нетрудно догадаться, что во внешней политике Чавес ориентируется в первую очередь на сотрудничество с государствами, которые либо находятся в конфронтации с Вашингтоном, либо, по меньшей мере, «сохраняют дистанцию» в отношениях с США. Речь идет прежде всего об Иране, Сирии, Китае. Отметим, что Каракас и Минск заключили ряд крупных военных контрактов. Ну и, конечно же, отдельного разговора заслуживают отношения Венесуэлы с Россией. Здесь, можно сказать, достигнут настоящий прорыв: во многом благодаря Чавесу Москве удалось получить такие позиции в регионе, которых не было даже у Советского Союза, в свое время прилагавшего значительные усилия для того, чтобы закрепиться в Южной Америке. В этой связи символичным стал 13-часовой беспосадочный перелет из России в Венесуэлу наших стратегических бомбардировщиков Ту-160 осенью прошлого года и совместные учения военных кораблей флотов России и Венесуэлы в декабре 2008 года.
Напомним, что Уго Чавес встречался в Москве с российскими лидерами – Владимиром Путиным, а затем – и Дмитрием Медведевым. В свою очередь, и представители российской власти приезжали «в гости» к Чавесу в Каракас. Так, например, в конце прошлого года в столицу Венесуэлы приезжал президент Медведев. В результате многочисленных переговоров на разных уровнях России и Венесуэле удалось наладить серьезное сотрудничество во многих сферах. Здесь можно отметить, конечно же, оборонную промышленность. В интервью KM.RU директор Центра экономических исследований Института Латинской Америки РАН Вадим Теперман охарактеризовал российско-венесуэльские отношения в оборонном секторе экономики следующим образом: «Это, без сомнения, выгодно, потому что мы уже заключили контракты (значительная часть их уже выполнена) на сумму свыше $4 млрд. Причем в Венесуэлу мы ни в советское время, ни еще 5 лет назад особо ничего не поставляли. Но в прошлом году наш экспорт в Венесуэлу превысил $1 млрд. Это – живые деньги и, что очень важно, это – высокотехнологическая продукция. Т. е. в ту же Бразилию мы поставляем минеральные удобрения, а в Венесуэлу – вертолеты, истребители, автоматы Калашникова. Кроме того, уже началось строительство завода по сборке «калашниковых» на территории Венесуэлы».
Кроме того, Москва и Каракас взаимодействуют в сфере судостроения, энергетики, автомобилестроения и др. Отметим, что на венесуэльский рынок пришли крупные российские компании, например, «Газпром» и ЛУКОЙЛ.
А вот в самой Латинской Америке многие инициативы Чавеса пока пробуксовывают. Возможно, он поставил слишком масштабные цели, и поэтому они оказались трудновыполнимы. Попытки создания полноценного экономического союза латиноамериканских стран ни привели к чему-то существенному. Также не удалось ввести региональную валюту, да и внутри страны экономическое положение на фоне падения цен на нефть складывается совсем непросто.
Но Чавеса трудности не обескураживают. Он явно намерен оставаться у власти как можно дольше. Об этом свидетельствует инициированный им референдум об отмене ограничений на переизбрание одного и того же человека на пост президента в 2007 году. Тогда Чавес проиграл, и его предложение не получило необходимой поддержки. Но 15 февраля по этому вопросу должен пройти повторный референдум, и многие политологи на этот раз предрекают ему победу.
Комментарии читателей Оставить комментарий
пацифисту - а ты поговори с нашими ребятами из Смоленской области,например, или из Липецкой - так они тебе про эту часть тела, отечественного происхождения, думаю тоже немало расскажут. А то, что есть такие лидеры в странах, которые не встают на задние лапки и не заглядывают в глаза дяде Сэму - достойно уважения.
02.02.2009 22:02Valeri
//В первую очередь, сформулируйте первичные признаки фашизма как //
И в первую и во вторую -ПОШЁЛ В ДУПУ,Валера!Я ясно выразился или тебе не понятно,что ты получишь ответ если сам ответиш хотябы на один!:)))
Не судьба, видать, получить ответ. Повторю написанное
==Любой политик более или менее популист, без этого не бывает.. А касаемо античеловеческой деятельности США с Израилем — это тоже гольный популизм.. Вам глубоко наплевать на страшные вещи, происходяшие на Земле постоянно без малейшего участия помянутых стран.. Вы о них просто не знаете, это не интересно.. Да и жертвы этой «античеловеческой» деятельности для вас очень легко трансформируются в чернож.... при других обстоятельствах... И,сдается мне, у Вас под носом происходит множество, так сказать, не гуманных событий. Противодействие им требует усилий и риска — а потому Боже упаси.. А вот обругать да протестовать против дел заморских — это пожалуйста.. И самому легше делается от своего гуманизьма..====
Понятно, что без теоретических исследований фашизма ответить на это невозможно. А интересно было бы..
Давайте пока не будем о фашизме.. Мой вопрос, в принципе, к фашизму отношения не имеет.. Так что не уходите от темы.. Ежели для этого потребуется понятие фашизм - используйте обоснованно - тогда и обсудим
to Израильтянин:
"Ну что, продолжим? У меня был вопрос об избирательности Вашего гуманизма — что Вы по этому поводу скажете?"
***
В первую очередь, сформулируйте первичные признаки фашизма как Вы это понимаете, не используя вторичные признаки, которые являются следствием первичных.