Истребитель 5-го поколения появится к Новому году

Первый полет российского боевого самолета пятого поколения может состояться уже в этом году. С таким заявлением, как сообщает РИА «Новости», выступил главком российских ВВС Александр Зелин. Впрочем, генерал-полковник пока затрудняется назвать точную дату. «Не хочу пока ничего загадывать. Раньше я называл ноябрь, теперь декабрь», - говорит он. «Я в декабре собираюсь съездить в Комсомольск-на-Амуре, после поездки можно будет говорить об этом событии более конкретно».
Ранее Зелин неоднократно заявлял, что самолет пятого поколения в любом случае будет поднят в воздух до конца текущего года. На авиасалоне МАКС-2009 главком сообщил, что для испытаний уже готовы три образца нового самолета.
Вот и сегодня Зелин опять заявил, что «в этом году мы испытываем три машины пятого поколения». Замминистра обороны РФ Владимир Поповкин ранее сообщил, что истребитель пятого поколения начнет поступать в российские войска с 2015 года.
Напомним, что еще в начале года вице-премьер Сергей Иванов, курирующий вопросы оборонного комплекса и перевооружения армии, заявлял, что истребитель пятого поколения, который называют еще перспективным авиационным комплексом фронтовой авиации (ПАК ФА), совершит свой первый вылет «не позднее конца нынешнего, 2009-го года». Иванов тогда заявлял, что на производственном объединении компании «Сухой» в Комсомольске-на-Амуре уже практически завершено строительство первого самолета. Этот прототип будут испытывать на прочность в ЛИИ им. Громова в подмосковном Жуковском.
«Сухой» уже вплотную подходит к началу полномасштабных испытаний истребителей нового поколения», - со своей стороны, подтвердил слова Иванова РИА «Новости» гендиректор АХК «Сухой» Михаил Погосян. По его словам, программа создания этого самолета выполняется в полном соответствии с графиком. «Сегодня ряд новых технологий отрабатываются на самолете «Су-35», - сказал Погосян.
Самолет пятого поколения, как предполагается, будет обладать рядом уникальных особенностей: круглосуточность, всепогодность и скрытность применения, малая заметность и длительный сверхзвуковой полет. Самолет получит новую бортовую навигационную станцию и высокоэффективную автоматизированную систему обороны.
Разработка истребителя пятого поколения для ВВС России ведется достаточно давно. Главной задачей конструкторов было создание самолета, способного заменить в составе нашей авиации истребители четвертого поколения – Су-27 и МиГ-29. Эти работы начались еще в советские времена, в конце 80-х годов ХХ века. Учитывая то, что тогда, да и в последующие годы творилось со страной, не удивительно, что до конца 90-х ничего толком сделано не было.
Правда, специалисты говорят, что к середине 90-х ОКБ Микояна разработало некий проект «1.44», а ОКБ Сухого - «С. 37», но из-за отсутствия финансирования эти проекты развития не получили. Более того, с началом 2000-х, когда деньги у авиаразработчиков стали появляться, стало ясно, что эти проекты стремительно устаревают, и если на их основе запустить новые самолеты в серию, то наша авиация получила бы в с десятилетним опозданием истребители, не способные тягаться с американскими F-22, как раз тогда запущенные в серийное производство. В итоге, было принято решение о разработке принципиально новой машины. Свои варианты предложили все «истребительные» КБ России – Сухого, Микояна и Яковлева. В итоге КБ Сухого стало головным разработчиком машины, которая, по имеющейся у РИА «Новости» информации, получила фирменный индекс Т-50.
Подробной информации о характеристиках Т-50 до сих пор не сообщалось, но исходя из имеющихся отрывочных сведений о его силовой установке (известно, что на опытные и первые серийные машины будут устанавливаться созданные НПО «Сатурн» двигатели 117 разработанные на основе семейства АЛ-31) можно сказать, что это будет истребитель тяжелого класса – со взлетным весом свыше 30 тонн, примерно соответствующий по своим размерам самолетам Су-27. Также сообщается, что бортовую РЛС для Т-50 разрабатывает НИИ приборостроения имени Тихомирова, где создана РЛС «Ирбис» для «промежуточного» самолета Су-35БМ. Судя по всему, радар и система управления огнем новой машины будут созданы на основе систем, которые пройдут испытание на «тридцать пятом».
Тем не менее, как подчеркивает РИА «Новости», принадлежность к «пятому поколению» определяется не только качествами самого по себе истребителя. Это еще и комплекс средств, обеспечивающий новый уровень боевых возможностей. Он включает вооружение, радиоэлектронное оборудование, наземные и воздушные системы обеспечения и управления действиями ВВС. Разработки в этих сферах также ведутся – но с различным успехом и разными темпами. А эти сферы определяют степень успешности всей программы «перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации», без которых новый самолет может стать просто очередной весьма дорогой игрушкой.
Это особенно важно с учетом радикальной реформы нашей военной авиации, в результате которой вместо 340 частей и соединений ВВС в боевом строю останется только 180. Из 65 тысяч офицеров в ВВС останется 38 тысяч, летно-подъемный состав уменьшится с 12 до 7 тысяч. Кроме того, как заявил редактор издания Moscow Defense Brief Михаил Барабанов [http://www.vedomosti.ru/ «Ведомостям»], в ходе перехода на новую организационную структуру только в строевых частях будут списаны около 1000 самолетов и вертолетов. Спишут летательные аппараты практически всех типов, кроме новейших, заявил эксперт. После этого на новых авиабазах останутся только 2000 вертолетов и самолетов.
'''Какова все же степень готовности отечественного истребителя пятого поколения? С этим вопросом KM.RU обратился к главному редактору журнала «Национальная оборона» Игорю Коротченко:'''
- Программа истребителя пятого поколения является одной из важнейших направлений развития российской авиации. Во всем мире производится аналогичная программа перевооружения, и Россия не может стоять в стороне от этого процесса. Как известно, разработкой истребителя пятого поколения занимается холдинг «Сухой», выигравший в свое время тендер на эту программу. По имеющимся данным, программа развивается успешно. Сейчас, в процессе разработки самолета делается упор на его производство преимущественно на основе отечественных материалов и технологий. Но в перспективе вполне вероятно, что проект примет международный характер.
Наиболее тесные контакты в данном отношении налажены с Индией, и вполне возможно совместное производство истребителей пятого поколения с учетом потребностей индийских ВВС. В ходе совместного сотрудничества с индийцами произошла интеграция в создании бортового оборудования будущего истребителя, причем применялись и технологии некоторых западных стран. Но ничего страшного в этом нет.
Основные производственные мощности ОКБ «Сухой» расположены в Комсомольск-на-Амуре. Иркутске и Новосибирске. Их достаточно, чтобы при соответствующем финансировании гособоронзаказа производить до 100 таких самолетов в год. Хотя я лично сомневаюсь, что будут выделены средства для столь масштабных закупок. К тому же выпуск истребителя пятого поколения в серийных масштабах начнется, конечно, не завтра. И поэтому опасения, связанные с сокращением имеющихся в наличии самолетов прежних моделей, имеют под собой некоторое основание. Но до серийного запуска самолета пятого поколения - чтобы не возникло «провала» в боеготовности нашей авиации - для ее нужд будут производиться в различных модификациях самолеты Су-35.
Что касается наименования истребителя пятого поколения, то пока в рабочем режиме его называют ПАК ФА или Т-50. Но, скорее всего, после запуска в серию и принятия на вооружение он получит традиционное имя для всех самолетов ОКБ «Сухой» с соответствующим номером.
Комментарии читателей Оставить комментарий
29.11.2009 11:33 plp "... (кроме D по-моему)..."
...
Виноват с D как раз началось E ещё летают, вроде
29.11.2009 01:15adept "... А вот например F15 ни разу не был сбит хотя повоевал будь здоров...."
...
Правильно зачем его сбивать? Онсам разваливается без постороннего вмешательства" Не напомнишь болтун, когда и за что им запретили эксплуатировать? Причем все модификации (кроме D по-моему). А некоторые даже долго не думая - в утилизацыю помниться хотели определить
28.11.2009 22:18 Изя Бенн "...PLP -тебе подобные ворвались в дом к "русскому" авиаконструктору, однако кавказской внешности..."
...
Эт-то ты гаденыш врёшь. Мне подобные вообще ни куда не врываются, а входят с разрешения хозяев через парадный вход, и даже если ненавидят этих хозяев, никогда не оскорбят их ни словом ни действием, то же и с гостями. По крайней мере первыми или без очень серьёзных причин. В моём кругу этим причинам никода не относились внешность и национально-расовая принадлежность. А вот подлость и словоблудие всегда были на первых местах когда следует съездить по харе изибеням, но противно испоганиться об эти хари и потому они зачастую не получали должного урока, и вот они распоясались, а всему виной моё и таких как я чистоплюйство. Но я болрюсь с этим недостатком.
Раптор это провальная машина по всем параметрам, начиная с цены и кончая эстетикой судостроительных форм,- шаланда с крылышками. Два уже "утонули". Штурмовик F-35, воще... 450 F-15 Национальной гвардии, поставили на вечный прикол из-за ветхости и старческой дряхлости. Что ещё имеют СшП? F-16 и хорнеты на авианосцах, вот пока так.
На первых порах, наш пакфа в ПВО. Сверхдальней ракетой,- воздушной С-400,- будет истреблять АВАКСы.
Проблема пендоских вояк в их чрезмерной самоуверенной увлечённости высокотехнологичными фенечками в тех областях, где до сих пор решающую роль могут сыграть личное мастерство и сноровка, а не маркетинг, что и было доказано в Югославии на примере пятидесяти миллионного F-117 и бытовой микроволновки за 150 баксов.