Руководство одного из предприятий в Барнауле запретило своим сотрудникам материться и выпустило специальный разговорник. Теперь рабочие завода по производству мороженого пытаются заменять крепкие ругательства литературными фразами вроде «Простите, вы слишком назойливы» и «Я поражен!». Матерно-русские словари, передает Интерфакс со ссылкой на местные СМИ, заводчанам выдали несколько дней назад и приказали выучить их наизусть. Таким образом руководство завода надеется повысить культурный уровень рабочих. Мороженщики признаются, что, рассказывая родственникам и друзьям о нововведении, чаще всего слышат в ответ: «Я поражен!» – или матерный аналог этого предложения.
Баба Клава комментирует:
- Ёшь твою медь! Наконец-то за мусор в языке взялись! Осталось его вымести, а это непросто. По телевизеру сказывали, что наш народ за последние тридцать лет не только ни одной приличной пословицы не придумал, так еще старые на бесстыжий манер переделал. И вообще, люди нынче стали разговаривать тоном выше. Ученый объяснил: накал страстей в обществе, в особливости в кризисные периоды, вынуждает не говорить, а вдалбливать. А без настойчивости сейчас не проживешь. Энтот профессор сам вдалбливал по телевизору: потому-то наш язык могуч, что, присобачь к любой фразе непечатное выражение - и она прозвучит гораздо убедительнее.
Я этого не понимаю: или мы боремся с черными словами, или оправдываемся, что без них ни туды ни сюды? Помните эстрадного певца, который несколько лет назад вслух, при газетчиках, рифмовал приличные слова с неприличными? Тогда еще одной журналистке рифма не понравилась, и она обратилась в суд. А адвокат артиста заявил судье: «В нашей стране даже малыши на горшке ругаются матом». Мол, если уж в детских садах такое, чего же вы на деятелей культуры клепаете?
Вот у меня сосед – врач скорой. Расслабился в День медицинского работника и говорит: приедешь, бывалоча, по вызову, а пациент тебе объясняет: «Тута, мля, звездануло – и шиздец, хлоптыть!» И главное, мысль ясна, диагноз как на ладони. «Шесть лет учился в вузе, два года в ординатуре, - жалился сосед. - Латынь от зубов отскакивала. А зачем? Для кого? Учили бы нас просто: если тута звездануло – в операционную, мля!»
Да, такие уж теперь стремительные времена. Культурная речь уходит, а мат, получается, ее заменяет. А я считаю, что наоборот: от мата все наши беды. Потому что в христианском мире человек в радости и в горе душой и сердцем обращается только к одной матери - Богородице. А у нас всегда про запас есть вторая - едрёна. Народ у нас ушлый, думает: не выгорит с молитвой – попробую матерщинку. Или и то и другое по очереди. Но ведь ничего не выходит! И никогда т а к не выйдет…