• Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Энциклопедия
Главная → Кино → Энциклопедия → МЕХАНИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ В КИНО
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
    • Крупный план
    • Сплетник
    • Конкурсы
    • Премьеры
    • Фестивали
    • Трейлеры
    • Энциклопедия
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ В КИНО

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ В КИНО, до сих пор кинематограф никак не в состоянии отказаться от услуг специалистов по механическим трюкам, создателей всевозможных макетов, моделей, чудовищ, разработчиков необычного грима, подчас вызывающего настоящий ужас. Все это — рукотворные эффекты, которые пока не может полностью с успехом заменить ни один оптический прием или компьютерный трюк. Самым первым фантастическим фильмом в истории кино принято считать всего лишь минутную ленту «Механическая колбасная» (1895) братьев Люмьер, в которой представлено теоретически возможное в тот момент, но все-таки еще не существовавшее устройство: из живой свиньи благодаря специальному аппарату прямо на экране получалась колбаса. А в пародийной картине «Злодей с рентгеновским лучом» (1897) англичанина Дж. А. Смита обнимающаяся пара была показана профессором-шутником в качестве скрещенных друг с другом скелетов. Вскоре впервые появились на экране гигантские насекомые в фильме «Хорошая постель» (1899) француза Ж. Мельеса, это были клопы, подвергнувшиеся воздействию лунных лучей, а в американском фильме «Мохнатый летун» (1900) можно было увидеть монстра-москита. Уже в 1924 для сцены сражения легендарного воина Зигфрида с огромным драконом Фафнером в ленте «Нибелунги  » Ф. Ланга из картона и дерева было сконструировано 18-метровое подвижное существо, чьей головой и конечностями руководили изнутри четыре техника, а пламя, вырывавшееся из пасти, создавалось при помощи огнемета. Но все-таки подлинным образцом кинематографического смоделированного чудовища, прославившегося во всем мире, можно считать гигантскую гориллу Кинг Конга в одноименной картине 1933. Американские режиссеры М. Купер и Э. Шедсак пригласили мастера спецэффектов Уиллиса О'Брайена, который создал муляж самого Кинг Конга (модель суперобезьяны была на самом деле ростом всего 45 сантиметров), а также и доисторических существ, вступающих с ним в поединок. В подражание Кинг Конгу японцы после войны придумали своего монстра — Годзиллу. В 1954 техник Эйдзи Цубурая вместе с конструктором Риосаку Тагасуги сотворил из резины двухметровое древнее чудовище, якобы разбуженное после взрыва атомной бомбы. Правда, во многих сценах снималась не эта кукла, а актер Хару Накадзима, одетый в резиновый костюм Годзиллы.

А вот новый Кинг Конг, созданный итальянцем К. Рамбальди для фильма 1976 (премия «Оскар» за спецэффекты), являлся уже дорогостоящим аниматронным аппаратом в натуральную величину, нашпигованным электроникой и управляемым на расстоянии. Более миллиона долларов стоила и белая акула из «Челюстей» (1975) С. Спилберга, которую смакетировал Б. Маттей, ранее участвовавший в работе над спецэффектами для картины «20 000 лье под водой» («Оскар», 1954) и вместе с К. Мюллером сделавший модель гигантского спрута. Упомянутый маэстро Рамбальди еще дважды удостаивался «Оскара», работая над образцами космических чудовищ в «Чужом» (1979) Р. Скотта и создав, возможно, самое популярное существо в современном кино — симпатичного и трогательного пришельца с другой планеты в ленте «Е. Т., Инопланетянин» (1982) С. Спилберга. Впрочем, в ряде сцен в костюме Е. Т. выступала карлица Тамара де Тро ростом всего лишь 77 см и весом чуть более 18 кг. Сложные приемы сочетания на экране кукол с дистанционным управлением и статистов в специальных костюмах с контролируемой на расстоянии мимикой их масок придумал известный кукольник Д. Хэнсон в фильмах «Темный кристалл» (1982) и «Лабиринт» (1986). Его же фирма «оживляла» ряд космических персонажей в «Возвращении Джедая» (1983), а также в киносериале «Подростки-мутанты черепашки-ниндзя» (1990—1993) и, наконец, в «Бейб» (1995) уже с активным применением компьютерной технологии в разработке движения объектов в кадре. Среди иных фильмов, получивших премии «Оскар» еще в ту пору, когда многие модели готовились именно вручную, пусть и управлялись затем с помощью электроники или даже компьютера, следует выделить «Великий Джо Янг», за работы над которым были удостоены этой одной из самых престижных премий У. О'Брайен и Р. Хэррихаузен, а также фильм «Муха» (1986), авторы которого стали тоже оскароносцами за создание грима. Также на стыке двух разновидностей механических эффектов — создания моделей и использования сложного грима — находятся «Планета обезьян» (1968), «Американский оборотень в Лондоне» (1981) — специально для поощрения Р. Бейкера была введена новая номинация за грим, «Гарри и Хендерсоны» (1987) — вновь был отмечен Бейкер, теперь за воссоздание «снежного человека», «Битлджус» (1988), «Полный возрат памяти»/«Вспомнить все» (1990).

Первым человекоподобным чудовищем на экране, конечно же, является монстр Франкенштейн (знаменитое произведение М. Шелли было экранизировано уже в 1910) и Голема в ленте 1914 года — однако их играли актеры, лишь соответствующим образом загримированные, что, в большей степени относится ко второму виду рукотворных спецэффектов, а именно является особым гримом, модифицирующим порой до неузнаваемости человеческое тело и лицо. Одна из первых сложных трансформаций произошла в ленте «Возрождение скряги» (1914).

В последующие годы наивысшими достижениями в области супергрима были превращения американских актеров Дж. Барримора и Ф. Марча в экранизациях «Доктора Джекила и мистера Хайда» в 1920 и 1932, а также два «киноурода» — заглавный персонаж Лона Чани в «Призраке оперы» (1925) и существо Франкенштейна в исполнении Б. Карлоффа в картине «Франкенштейн» (1931). Можно вспомнить еще Дракулу, сыгранного в 1931 актером Белой Лугоши (хотя первооткрывателем «темы вампиров» был немец Фридрих В. Мурнау, в 1921 снявший «Вампира Носферату»). Именно в перечисленных произведениях американского кино была заложена традиция использования спецгрима, который усовершенствовался с течением десятилетий (сравним с недавними экранизациями тех же историй: «Мэри Райлли», «Франкенштейн Мэри Шелли» и «Дракула Брема Стокера  » — последняя, кстати, удостоена «Оскара» как раз за грим). Первым же лауреатом специального «Оскара» за сложный грим стал еще в 1964 У. Таттл за работу в фильме «Семь лиц доктора Лао».

Деформирующие приемы присутствуют в таких награжденных Академией лентах, как «Маска» (1985), «Дик Трейси» (1990), «Терминатор 2: Судный день  » (1991). Любопытно, что С. Уинстон был отмечен дважды: и как мастер визуально-компьютерных эффектов, и как создатель спецгрима («Миссис Даутфайр», 1993), «Эд Вуд», 1994, здесь как бы отдана дань давней традиции, поскольку один из персонажей — актер Бела Лугоши, «вечный Дракула» в кино, и «Чокнутый профессор», 1996). В двух последних картинах опять был занят искусный мастер грима Р. Бейкер, когда-то побывавший и в шкуре самого Кинг Конга на съемках версии 1976, а также приложивший руку к созданию обезьяны Чьюбакка в «Звездных войнах».

Зачатки макетирования снимаемых объектов содержались уже в «Путешествии на Луну» (1902) Ж. Мельеса. А в качестве того, что ранняя кинофантастика быстро становилась более серьезной, использующей разные макеты на съемках, приводятся примеры с английскими фильмами 1909 — «Разрушитель воздушных кораблей», «Пришельцы» и «Вторжение: Его возможности». Еще в одном из продолжений этого цикла — «Воздушные анархисты» (1911) — впервые в кино были уничтожены миниатюрные копии известных зданий, в частности, собора Святого Павла. В 1914 подверглись разрушению на экране макеты в первом суперколоссе «Кабирия» итальянца Дж. Пастроне.

1916 год вошел в историю мирового кино благодаря американской «Нетерпимости», в которой в сценах в Вавилоне были специально воссозданы гигантские декорации, поскольку режиссер Д. Гриффит был противником «кинематографической дешевизны». Новой впечатляющей вехой стала в «Метрополисе» (1926) Ф. Ланга постройка и съемки объектов в миниатюре на съемочной площадке общества будущего — конструкции художников О. Хюнте, Э. Кеттельхута и К. Фоллбрехта оказали сильнейшее влияние на целые направления в искусстве. А в кинематографе — на декорации к английскому фильму «Мир меняется» (1936), на архитектурные просталинские фантазии в советской «Новой Москве» (1938), так и не выпущенной почему-то на экран, в 50-е же годы — на картины «Когда сталкиваются миры», «1984» (кстати, и роман Оруэлла написан под впечатлением от просмотра «Метрополиса») и «Война миров». Из недавних лент — особенно явно на новую версию «1984», «Бразилию» и «Пятый элемент», но в какой-то степени также и на ряд более занимательных фантастических фильмов: от «Бегства Логана» до «Дня независимости  » (оба отмечены «Оскарами» за спецэффекты, которые включали в себя и мастерски выполненные макеты разрушенных исторических объектов типа Капитолия).

Очередной уникальный пример основательности и дотошности в воспроизведении различных конструкций на экране продемонстрировал Стенли Кубрик в фильме «2001 год: Космическая одиссея» (1968), также новаторски усовершенствовав уже знакомый по ленте «Королевская свадьба» (1951) трюк с преодолением земного притяжения. Знаменитый король мюзикла Ф. Астер танцевал по стенам и потолку, опираясь на самом деле на устойчивую поверхность в комнате, которая находилась в огромном барабане, вращающемся вместе с закрепленной камерой. А в «Космической одиссее» Кубрик, помимо представления людей в состоянии невесомости, применил уже подвижную камеру, которая как бы бежит вслед за астронавтом по беговой дорожке космического корабля, а фактически по крутящейся декорации-«центрифуге». Движущийся на гигантских роликах макет (городские здания в натуральную величину) был по-особому — когда еще не существовало возможности убедительно снимать разбушевавшиеся стихии при помощи оптических эффектов, как, например, в «Землетрясении» (1974) — использован еще в 1936 мастерами своего дела Дж. Басеви и А. Гиллеспи в «Сан-Франциско». Тот же Гиллеспи в «Волшебнике из страны Оз» (1939) почти за 60 лет до более компьютерного «Смерча» кустарно воспроизвел торнадо, заставив ветродуй разносить по декорации обычный муслин. А в 1944 он же создал для съемок картины «30 секунд над Токио» реалистичный макет авианосца длиной в 16, 5 м — и подобный подход применялся вплоть до 70-х годов. Городские постройки для «Унесенных ветром  » (1939) были по-настоящему сожжены, а в «Обратной тяге» (1991) огненные вихри уже сымитированы на компьютере. Для кадра с расступающимися водами Красного моря в «Десяти заповедях» (1923) использовали желатин, в 1956 в новой версии строили масштабную декорацию с особым уклоном, по которому пускали потоки воды, а в «Бездне» (1989) для создания подводных эффектов применяли уже цифровые технологии.

Сергей Кудрявцев

Теги: Киноискусство

Совместно с Мегаэнциклопедией «Кирилла и Мефодия»

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

Выбор читателей
Фотобанк Росконгресса/Сергей Михайличенко
Захарова: РФ имеет право применять оружие против помогающих Украине стран
Зачем генерал Донахью пригрозил «снести с лица земли» Калининград
Мединский: Путин разбирается в истории лучше многих специалистов
© МЧС Республики Казахстан
Азербайджан подаст в суд на Россию из-за крушения самолета AZAL
Избранное
Президентские выборы в США: вскрытие системы
На пороге большой войны: почему она неизбежна
Нормы морали feat. Включай микрофон! «Рок мертв» (интернет-сингл)
Mors Principium Est «Seven»
«Если ваши элиты волнуются из-за выборов в США – это не ваши элиты»
Армейские мифы: российские солдаты не дадут соврать
Робокот «Питер Петтигрю» (интернет-сингл)
Михаил Гуцериев установил рекорд по количеству полученных музыкальных премий
«Вредители из Центробанка: почему «наш» Центробанк поднимает ставку, а ФРС США - нет»
Ермен Анти, 20 октября, Бар Libe (Актобе)
Русская печь- это чудо печь
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.