Нефтяники: хотите нефть – снижайте пошлины

В последнее время в правительстве активизировалась подготовка налоговой реформы в нефтяной отрасли, отмечают аналитики. Проходит она под весьма благовидным предлогом – добыча нефти, которая повышалась все последние годы, достигла своего пика и теперь начнет резко падать. А чтобы она не упала, нужно перекроить налоги и добавить инвестиций на освоение новых месторождений.
Падение добычи – аргумент, конечно, действенный. Особенно если учесть, что нефтегазовые доходы дают половину всех поступлений в бюджет. Однако падения пока нет. Наоборот, нынешний год станет рекордным в этом отношении – более 500 миллионов тонн сырой нефти будет получено из всех скважин страны (в прошлом году было 494). По этому показателю Россия вышла на первое место в мире.
Но обоснование под будущее снижение нефтяных налогов подвели соответствующее. Западносибирские месторождения истощены, говорится в них. Если сохранить нынешний налоговый режим, то к 2020 году Россия может потерять как минимум пятую часть своей добычи. Все это следует из проекта Генеральной схемы развития нефтяной отрасли, пишет газета «[http://www.vedomosti.ru/ Ведомости]».
Проект этот разрабатывается Минэнерго по поручению премьера Владимира Путина. В документе использованы данные и прогнозы IHS CERA, McKinsey, ВНИПИнефти, «Гипротрубопровода» и других экспертных организаций. Проект уже отправлен в профильные министерства; Минэнерго рассчитывает, что до конца октября документ попадет в правительство.
По доказанным запасам нефти, говорится в документе, Россия занимает всего лишь седьмое место в мире (10,2 млрд тонн, по данным BP). «На первый взгляд, недра России содержат значительный потенциал ресурсов», — отмечается в проекте генсхемы. Но если применить коэффициент подтверждаемости, «задел для поиска новых запасов нефти в России достаточно ограничен, и только 25% ресурсов еще не выявлено».
Посыл ясен – срочно нужно что-то делать. Что именно? На этот вопрос проект предусматривает два ответа, которые называются сценариями развития отрасли. Первый из них — плановый, при котором все идет своим чередом и ничего не меняется. Второй вариант — проектный, он предполагает, что отрасль получит другой налоговый режим, вырастут инвестиции и объемы добычи, будут выполнены цели Энергетической стратегии РФ до 2030 года, в которой говорится, что через 10 лет добыча нефти должна составить 525 млн тонн.
Если ничего не менять, утверждает проект, таких цифр России не видать. По плановому варианту страна уже вышла на пик добычи, а в 2011 году начнется снижение на 2,4%. В 2020 году Россия добудет всего 388 млн тонн нефти и конденсата — почти на 21% меньше прошлогоднего. А «при небольших ухудшениях ситуации» (при нестабильных ценах на нефть, например) показатель рухнет к 2020 году до 250-270 млн тонн, гласит документ.
Но бояться этого не надо. Все случится по-другому, если пойти проектным путем. Он предполагает, что Россия выйдет на пик добычи в 2017 году (571 млн тонн), а в 2020 году добудет 547 млн тонн нефти. А для этого нужно дифференцировать (снизить) налоги для старых и новых месторождений, заменить НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) для новых участков новым налогом, а для старых — снизить нагрузку, чтобы у нефтяников оставалось хотя бы 40% мировой цены на нефть (вместо нынешних 33%).
Вот мы и добрались до изумрудного ядрышка ореха. Сейчас у нефтяников остается 33%, а нужно – 40%. Почему именно 40%? Потому что цена такого сценария — 7,2 трлн руб. до 2020 года, из которых почти 5,8 трлн руб. требуется для обустройства и разработки месторождений. Сходная оценка была и в энергостратегии — около $200 млрд до 2020 года (в ценах 2007 года). Но новых крупных проектов в ближайшие 10 лет не ожидается — ни в добыче, ни в транспорте нефти, следует из проекта генсхемы. Стабилизацию и рост добычи должны обеспечить участки, открытые еще при СССР, а поиск и разведка новых месторождений нужны для стабильного производства после 2020 года.
Если отвлечься от проблем нефтяников и посмотреть на проблему шире, то несложно увидеть, что именно она сулит бюджету в том случае, если заветные желания нефтедобытчиков будут выполнены и нефтяная пошлина будет снижена – увеличение бюджетного дефицита. И не сможет бюджет тогда стать к 2015 году бездефицитным, как это ему предписано правительственными планами.
Правда, здесь правительство предполагает некую компенсацию – переложить налоговую нагрузку с нефти на готовые нефтепродукты и увеличить их экспорт. При этом остается неясным, есть ли достаточный спрос на наши нефтепродукты, производящиеся по устаревшим технологиям и не соответствующие европейским экологическим требованиям.
В декабре 2009 года министр энергетики России Сергей Шматко заявил, что качество российских нефтепродуктов настолько низкое, что экспорт сырой нефти был бы выгоднее для бюджета. Аналитики UBS еще в конце 2008 года пришли к тем же выводам, что и Минэнерго: России выгоднее экспортировать сырую нефть, а не нефтепродукты — в этом случае доход и государства, и компаний будет выше. Переработка тонны сырой нефти по цене Роттердама на нефтеперерабатывающем заводе, аналогичном среднероссийскому, даст на выходе нефтепродукты, которые в том же Роттердаме будут стоить на $24 дешевле исходного сырья.
Если внедрить новую систему налогообложения экспорта нефти с 2012 года, поступления в бюджет от нефтяной отрасли за 10 лет составят 43,23 трлн руб., но в первый год уменьшатся на 68 млрд руб. А если ничего не менять, государство за десятилетие получит на 8,55 трлн руб. меньше, подсчитало Минэнерго. Звучит вроде бы устрашающе, но не следует забывать, что более-менее достоверные прогнозы в экономике строятся не более чем на 3 года, а все, что выходит за эти пределы, резко теряет достоверность.
«Если реформа приведет к увеличению дефицита [в ближайшие пять лет], то мы выступим против, несмотря на обещания золотых гор через 10 лет», — высказался по этому поводу директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Илья Трунин. И его точка зрения представляется в этом вопросе наиболее взвешенной.
Комментарии читателей Оставить комментарий
20.10.2010 11:07ФедеСмысл модернизировтаь перерабатывающие заводы, если нет возможности вывести продукцию.
Для вывоза нефти нужна одна труба, для вывоза продуктов переработке - по одной трубе на каждый продукт.
Строительство продуктопроводов в Европу - колосальные объемы денег, а окупиться ли?
Перевозка жд. транспортом - невыгодно.
Единственное, что можно сделать - строить нефтепереработку в Европе (это делает ЛукОйл) или строитиь нефтеперерабатывающие заводы в незамерзающих портах и перевозить продукты нефтепереработки танкерами.------------------------------------- Коля. Дык Чавес продает нам долю в европейских НПЗ. Там и будем перерабатывать.
1 ввести госмонополию на внешнюю и внутреннюю торговлю нефтью и нефтепродуктами.
2. поднять экспортные пошлины на нефть и продукты переработки в 10 раз.
Вот и дождались... А зачем, это мы платим налоги? Спрашивают даже нефтяные олигархи. Сами нефть найдем, сами продадим, сами прибыль поделим.
А увеличение добычи государство интересует видимо чисто из спортивного интереса?
Смысл модернизировтаь перерабатывающие заводы, если нет возможности вывести продукцию.
Для вывоза нефти нужна одна труба, для вывоза продуктов переработке - по одной трубе на каждый продукт.
Строительство продуктопроводов в Европу - колосальные объемы денег, а окупиться ли?
Перевозка жд. транспортом - невыгодно.
Единственное, что можно сделать - строить нефтепереработку в Европе (это делает ЛукОйл) или строитиь нефтеперерабатывающие заводы в незамерзающих портах и перевозить продукты нефтепереработки танкерами.
Мы не нефть хотим, а деньги на другие отрасли экономики. Налоги на нефть должны быть такими, чтобы невыгодно было нефтью занимать. Чтобы выгодно было модернизировать перерабатывающие заводы и продавать их продукцию