«Проблем на пути к Единому экономическому пространству будет еще очень много»

Как сообщил Дмитрий Медведев на открытии встречи глав государств Таможенного союза, Россия, Белоруссия и Казахстан сформировали базу Единого экономического пространства. А главным итогом переговоров российского и белорусского лидеров стало решение Москвы пойти навстречу Минску и отказаться от взимания пошлин на российскую нефть, поставляемую в Белоруссию. Стороны договорились, что вместо этого Белоруссия будет возвращать в российский бюджет экспортные пошлины на нефтепродукты, которые будут браться на внешних границах (с ЕС) Таможенного союза.
'''Основная задача подобных экономических союзов - дать работу своему населению'''
На мой взгляд, это очень важные подвижки с точки зрения достижения цели формирования Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана. Но они пока решают только одну конкретную задачу. И нельзя сказать, что это та задача, которая является для нас первоочередной. Дело в том, что основная задача подобных экономических союзов - дать хорошо оплачиваемую работу своему населению. А для этого нужно в какой-то степени избавиться от своей зависимости от импорта. То есть заняться импортозамещением. Когда Белоруссию упрекают в том, что она живет за счет наших нефти и газа, то надо хорошо представлять себе, что речь идет о стране, где промышленность работает достаточно хорошо.
Казалось бы, мы могли бы добиться аналогичного результата, задав определенные цены на внутреннем рынке и оживив, таким образом, свою собственную промышленность, обеспечивая предприятия нефтью и газом по ценам как для Белоруссии или даже более низким. Но на самом деле секрет немного в другом. А именно в политике протекционизма, что сложнее, чем просто игра ценами на энергоносители. И то, что Белоруссия сохранила свою промышленность, а Россия в значительной степени нет, - это просто результат разных подходов в экономической политике. Так что дело не только и не столько в ценах на потребляемое в этих странах сырье.
Сейчас же произошло, собственно говоря, следующее. Пока ситуация в этом смысле складывается со знаком плюс. Белоруссия еще с советских времен традиционно обладала мощностями по более глубокой переработке нефти. А большая беда нашей экономики состоит в том, что мы гоним на экспорт слишком много сырой нефти. Получается, что она перерабатывается не у нас, а за границей. Соответственно, те, кто занимается этим, имеют основные доходы, превышающие доход от продажи чистого сырья. Можно предположить, что сейчас Белоруссия в рамках строящегося общего экономического механизма будет производить еще больший прибавочный продукт. Если раньше границу между Белоруссией и Европой пересекала сырая нефть, то теперь в основном готовые нефтепродукты. То есть уровень обработки сырья внутри нашего экономического союза повысится. Это, собственно, и есть главная задача, которая, видимо, ставилась. Потому что главная цель любого экономического союза состоит в том, чтобы торговать с внешним миром не сырьем, а уже готовым продуктом. При этом Россия получит в виде экспортных пошлин свою долю от переработки сырья.
'''Как мы будем согласовывать протекционистские меры с Беларусью, пока трудно понять'''.
Думаю, что принятые решения нацелены именно на увеличение объемов переработки. В противном случае в этих решениях просто не было смысла. Впрочем, это будет лишь первый шаг. Потому что даже теперь на Запад по большому счету будет идти лишь сырье для органического и химического синтеза. Мы в основном говорим только об автомобильном бензине. Но на самом деле он также используется в качестве сырья для органического синтеза. Этим занимаются в основном в Европе. Например, северная Италия - это уже практически один большой химический завод. В идеале мы тоже не должны отставать от этого процесса и продавать на Запад даже не бензин, а готовые пластмассы, композитные материалы, волокна и т. д.
Что касается Единого экономического пространства, то, несмотря на все благостные уверения по поводу согласования нормативной базы ЕЭП, я думаю, что проблем на этом пути будет еще очень много. Для того чтобы наш экономический союз реально заработал, направленность его общей политики должна быть протекционистской. Однако в России на протяжении последних 20 лет доминирует либеральная идеология в экономической политике. Власти говорят об открытых рынках и рвутся в ВТО. И как мы будем согласовывать протекционистские меры с Беларусью, где совсем другая модель, пока трудно понять.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Автор, очевидно, пристрастен, но он и не претендует на аналитичность. Хотелоь бы, чтобы Россия стала центром консолидации постсоветских стран, ибо в противном случае она сама перестанет существовать как субъект геополитики. Но для этого она должна предложить привлекательный проект. Способна ли, обратима ли ее социальная деградация? Не уверен.
13.12.2010 21:58ValeriДЛЯ СПОРЯЩИХ СТОРОН:
1. Белая Русь - единственная страна в Европе, которая имеет положительный ВВП (около 10%, как и Китай).
.
2. Белая Русь - безработица 0,8%.
.
3. Белая Русь - отсутствие наркоты и криминала.
.----------------------------------- С Вами никто не сорит. Спорить с бредом невозможно и бесполезно.
13.12.2010 21:30Молокоед13.12.2010 18:41Киргиза
"Россия по сранению с белоруссией отсталая страна? Ну насмешил. Эти басни мы уже слышали по белорусским СМИ."
Россия отсталая страна, по сравнению с Западом. ----------------------------------------- Не такая уж отсталая как некоторые пытаются представить.Хотя доля правды)только доля) в Ваших словах конечно сеть.
«Проблем на пути к Единому экономическому пространству будет еще очень много»
Проблем нет - такого пространства вообще не будет.
Может я ошибаюсь, автор изменил свои взгляды, в своей книге он писал, что экспортировать надо только нефть, переработка не выгодна России.
Поправьте меня.