]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Россия чтит своего конструктора № 1

16:36 12.01.2011
, Максим Хрусталев
Россия чтит своего конструктора № 1
Россия чтит своего конструктора № 1

Сегодня - день рождения С.П. Королева, обеспечившего лидерство нашей страны в космонавтике

Итак, вступил в свои права 2011 год, еще в минувшем июле объявленный президентом России Дмитрием Медведевым Годом российской космонавтики. А 11 января премьер Владимир Путин специально приехал в Центр управления космическими полетами в подмосковном городе Королеве, чтобы провести заседание оргкомитета по празднованию полувекового юбилея пилотируемой космонавтики.

Говоря о задачах оргкомитета, глава правительства обратил внимание на необходимость поощрения людей, занятых в ракетно-космической отрасли. «В прошлом году была учреждена медаль «За заслуги в освоении космоса». Предлагаю подумать и о других формах государственного поощрения тех людей, которые вносят существенный вклад в развитие отечественной космонавтики», – сказал Путин. Он также отметил, что все, что связано с космосом и его освоением, является «российским национальным брендом».

И действительно, не случайно, наверное, совпало, что это выступление Владимира Путина произошло как раз накануне 12 января – дня рождения Сергея Павловича Королева, великого конструктора космических ракет, чьим именем, кстати, и назван город, где расположен сегодня Центр управления космическими полетами.

Сергей Королев родился 12 января 1907 г. в городе Житомире, в семье учителя русской словесности Павла Яковлевича Королева и его супруги Марии Николаевны Москаленко. Еще в школьные годы Сергей отличался исключительными способностями и неукротимой тягой к новой тогда авиационной технике. В 1922-1924 гг. учился в строительной профессиональной школе, занимаясь во многих кружках и на разных курсах.

В 1921 г. Сергей Королев познакомился с летчиками Одесского гидроотряда и активно участвовал в авиационной общественной жизни: с 16 лет – как лектор по ликвидации авиабезграмотности, а с 17 лет – как автор проекта безмоторного самолета К-5, официально защищенного перед компетентной комиссией и рекомендованного к постройке.

Поступив в 1924 г. в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, Королев за два года освоил в нем общие инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом. Осенью 1926 г. он переводится в Московское высшее техническое училище (МВТУ).

За время учебы в МВТУ С.П. Королев уже получил известность как молодой способный авиаконструктор и опытный планерист. Спроектированные им и построенные летательные аппараты – планеры «Коктебель», «Красная Звезда» и легкий самолет СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полета, – показали незаурядные способности Королева как авиационного конструктора. Однако его особенно увлекали полеты в стратосфере и принципы реактивного движения. В сентябре 1931 г. С.П. Королев и талантливый энтузиаст в области ракетных двигателей Ф.А. Цандер добиваются создания в Москве с помощью Осоавиахима новой общественной организации – Группы изучения реактивного движения (ГИРД). В апреле 1932 г. она становится по существу государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой создаются и запускаются первые отечественные жидкостные баллистические ракеты (БР) ГИРД-09 и ГИРД-10.

В 1933 г. на базе московской ГИРД и ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ) основывается Реактивный научно-исследовательский институт под руководством И.Т. Клейменова. С.П. Королев назначается его заместителем. Однако расхождения во взглядах с руководителями ГДЛ на перспективы развития ракетной техники заставляют Королева перейти на творческую инженерную работу, и ему как начальнику отдела ракетных летательных аппаратов в 1936 г. удалось довести до испытаний крылатые ракеты: зенитную-217 с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную-212 с жидкостным ракетным двигателем.

В 1938 г. по ложному обвинению Королев был арестован. По некоторым данным, во время допросов ему сломали челюсть. Автором этой версии является журналист Я.Голованов. Однако в своей книге он подчеркивает, что это – только версия: «В феврале 1988 г. я беседовал с членом-корреспондентом Академии наук СССР Ефуни. Сергей Наумович рассказывал мне об операции 1966 г., во время которой Сергей Павлович умер. Сам Ефуни принимал участие в ней лишь на определенном этапе, но, будучи в то время ведущим анестезиологом 4-го Главного управления Минздрава СССР, он знал все подробности этого трагического события.

Анестезиолог Юрий Ильич Савинов столкнулся с непредвиденным обстоятельством, рассказывал Сергей Наумович. Для того, чтобы дать наркоз, надо было ввести трубку, а Королев не мог широко открыть рот. У него были переломы двух челюстей…». Тем не менее, Голованов даже называет фамилии следователей, избивавших Королева, – Шестаков и Быков, но все же уточняет, что у него нет документально подтвержденных доказательств их вины.

Хотя Королеву инкриминировалась статья, под которую в те годы многие попадали под расстрел, он «отделался», если так можно сказать, приговором на 10 лет заключения плюс еще 5 лет поражения в гражданских правах. Целый год он провел в Бутырской тюрьме, позже успел побывать и на Колыме, и во владивостокских лагерях. Но в 1940 г., вторично осужденный в Москве Особым совещанием НКВД, он был переведен в Центральное конструкторское бюро № 29 НКВД СССР, которым руководил выдающийся авиаконструктор Андрей Туполев, в то время – также заключенный.

Разумеется, и у Королева, и у Туполева, да, наверное, и у большинства их коллег по ЦКБ-29 было достаточно оснований, чтобы обижаться на советскую власть. Тем не менее, угроза самому существованию страны из-за вражеской агрессии заставила их всех плодотворно трудиться на благо обороны своего Отечества. Сергей Королев, к примеру, принимал активное участие в создании и производстве фронтового бомбардировщика Ту-2 и одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика.

Это послужило поводом для перевода Королева в 1942 г. в другую организацию такого же лагерного типа – ОКБ НКВД СССР при Казанском авиазаводе № 16, где велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации. Там Королев со свойственным ему энтузиазмом отдается идее практического использования ракетных двигателей для усовершенствования авиации: сокращения длины пробега самолета при взлете и повышения скоростных и динамических характеристик самолетов во время воздушного боя.

13 мая 1946 г. было принято решение о создании в СССР отрасли по разработке и производству ракетного вооружения с жидкостными ракетными двигателями. В соответствии с этим же постановлением предусматривалось объединение всех групп советских инженеров по изучению немецкого ракетного вооружения «Фау-2» в единый научно-исследовательский институт «Нордхаузен», директором которого был назначен генерал-майор Л.М. Гайдуков, а главным инженером и техническим руководителем – С.П. Королев. В Германии Сергей Павлович не только изучает немецкую ракету «Фау-2», но и проектирует более совершенную баллистическую ракету с дальностью полета до 600 км.

Вскоре все советские специалисты возвращаются в Советский Союз – в научно-исследовательские институты и опытно-конструкторские бюро, созданные согласно упомянутому майскому постановлению правительства. В августе 1946 г. С.П. Королев был назначен главным конструктором баллистических ракет дальнего действия и начальником отдела № 3 НИИ-88 по их разработке.

Первой задачей, поставленной правительством перед Королевым как главным конструктором и всеми организациями, занимающимися ракетным вооружением, было создание аналога ракеты «Фау-2» из отечественных материалов. Но уже в 1947 г. выходит постановление о разработке новых баллистических ракет с большей, чем у «Фау-2», дальностью полета: до 3000 км. В 1948 г. Королев начинает летно-конструкторские испытания баллистической ракеты Р-1 (аналога «Фау-2») и в 1950 г. успешно сдает ее на вооружение.

В течение одного только 1954 г. Королев одновременно работает над различными модификациями ракеты Р-1 (Р-1А, Р-1Б, Р-1В, Р-1Д, Р-1Е), заканчивает работу над Р-5 и намечает пять разных ее модификаций, завершает сложную и ответственную работу над ракетой Р-5М с ядерным боевым зарядом. Идут полным ходом работы по Р-11 и ее морскому варианту Р-11ФМ, и все более ясные черты приобретает межконтинентальная Р-7.

На основе Р-11 Королев разработал и сдал на вооружение в 1957 г. стратегическую ракету Р-11М с ядерной боевой частью, транспортируемую в заправленном виде на танковом шасси. Серьезно модифицировав эту ракету, он приспособил ее для вооружения подводных лодок (ПЛ) как Р-11ФМ. Изменения были более чем серьезные, т. к. делалась новая система управления и прицеливания, а также обеспечивалась возможность ведения стрельбы при довольно сильном волнении моря с надводного положения ПЛ, т. е. при сильной качке. Таким образом, Сергей Павлович создал первые баллистические ракеты на стабильных компонентах топлива мобильного наземного и морского базирования и явился первопроходцем в этих новых и важных направлениях развития ракетного вооружения.

Окончательную доводку ракеты Р-11ФМ он передал в Златоуст, в СКБ-385, откомандировав туда из своего ОКБ-1 молодого талантливого ведущего конструктора В.П. Макеева вместе с квалифицированными проектантами и конструкторами, заложив тем самым основу для создания уникального центра по разработке баллистических ракет морского базирования.

По теме Н-3 были проведены серьезные проектные исследования, в ходе которых была доказана принципиальная возможность разработки ракет с большой дальностью полета вплоть до межконтинентальной в рамках двухступенчатой схемы. На основании результатов данных исследований согласно постановлению правительства в НИИ-88 были начаты две научно-исследовательские работы под руководством Королева с целью определения облика и параметров межконтинентальных ракет баллистического и крылатого типов (темы Т-1 и Т-2) с необходимым экспериментальным подтверждением проблемных конструктивных решений.

Исследования по теме Т-1 переросли в опытно-конструкторскую работу под руководством Королева, связанную с созданием первой двухступенчатой межконтинентальной ракеты Р-7 – пакетной схемы, которая и в настоящее время удивляет своими оригинальными конструктивными решениями, простотой исполнения, высокой надежностью и экономичностью. Ракета Р-7 совершила первый успешный полет в августе 1957 г.

В результате исследований по теме Т-2 была показана возможность разработки двухступенчатой межконтинентальной крылатой ракеты, первая ступень которой была чисто ракетной и выводила вторую ступень – крылатую ракету – на высоту 23-25 км. Крылатая ступень с помощью прямоточного воздушно-ракетного двигателя продолжала полет на этих высотах со скоростью 3 М и наводилась на цель с помощью астронавигационной системы управления, работоспособной и в дневное время.

Учитывая важность создания такого оружия, правительство приняло решение начать опытно-конструкторские работы и силами министерства авиационной промышленности (МАП) (главные конструкторы – С.А. Лавочкин и В.М. Мясищев). Проектные материалы по теме Т-2 были переданы в МАП, туда же были переведены некоторые специалисты и подразделение, занимавшееся проектированием астронавигационной системы управления.

Первая межконтинентальная ракета Р-7, несмотря на множество новых проектных и конструкторских проблем, была создана в рекордно короткие сроки и сдана на вооружение в 1960 г.

В дальнейшем С.П. Королев разрабатывает более совершенную компактную двухступенчатую межконтинентальную ракету Р-9 (в качестве окислителя используется переохлажденный жидкий кислород) и сдает ее (шахтный вариант Р-9А) на вооружение в 1962 г. Позже, параллельно с работами над важными космическими системами, Сергей Павлович первым в стране начал разрабатывать твердотопливную межконтинентальную ракету РТ-2, которая была сдана на вооружение уже после его смерти. На этом ОКБ-1 Королева перестало заниматься боевой ракетной тематикой и сосредоточило свои силы на создании приоритетных космических систем и уникальных ракет-носителей.

Занимаясь боевыми баллистическими ракетами, Королев, как сейчас видно, стремился к большему – к покорению космического пространства и космическим полетам человека. С этой целью Сергей Павлович еще в 1949 г. совместно с учеными АН СССР начал исследования с использованием модификаций ракеты Р-1А путем их регулярных вертикальных запусков на высоты до 100 км, а затем, с помощью более мощных ракет Р-2 и Р-5, на высоты 200 и 500 км соответственно. Целью этих полетов было изучение параметров ближнего космического пространства, солнечных и галактических излучений, магнитного поля Земли, поведения высокоразвитых животных в космических условиях (невесомости, перегрузок, больших вибраций и акустических нагрузок), а также отработка средств жизнеобеспечения и возвращение животных на Землю из космоса (было произведено около 70 таких пусков). Этим Сергей Павлович заблаговременно заложил серьезные основы для штурма космоса человеком.

В 1955 г., еще задолго до летных испытаний ракеты Р-7, С.П. Королев, М.В. Келдыш и М.К. Тихонравов выходят в правительство с предложением о выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли (ИСЗ). Правительство поддерживает эту инициативу. В августе 1956 г. ОКБ-1 выходит из состава НИИ-88 и становится самостоятельной организацией, главным конструктором и директором которой назначается С.П. Королев. И уже 4 октября 1957 г. С.П. Королев запускает на околоземную орбиту первый в истории человечества искусственный спутник Земли, и слово «спутник» с тех пор – одно из немногих русских слов, известных во всем мире и не нуждающихся в переводе.

Но 12 апреля 1961 г. состоялось событие, еще более великое в истории человечества: первый человек, советский космонавт Юрий Гагарин, совершил космический полет на околоземной орбите! И создателем пилотируемого Гагариным корабля «Восток» был, конечно же, Сергей Павлович Королев.

Действительно, первый космический корабль сделал только один виток: никто не знал, как человек будет себя чувствовать при столь продолжительной невесомости, какие психологические нагрузки будут действовать на него во время необычного и неизученного космического путешествия. Но уже 6 августа 1961 г. Германом Степановичем Титовым на корабле «Восток-2» был совершен второй космический полет, который длился одни сутки. Затем, с 11 по 12 августа 1962 г., последовал совместный полет космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4», пилотируемых космонавтами А.Н. Николаевым и П.Р. Поповичем; между космонавтами была установлена прямая радиосвязь. На следующий год – с 14 по 16 июня – совместный полет космонавтов В.Ф. Быковского и В.В. Терешковой на космических кораблях «Восток-5» и «Восток-6»; изучается возможность полета в космосе женщины. За ними (с 12 по 13 октября 1964 г.) в космосе – экипаж из трех человек различных специальностей (командир корабля, бортинженер и врач) на более сложном космическом корабле «Восход». 18 марта 1965 г., во время полета на корабле «Восход-2» с экипажем из двух человек, космонавт А.А. Леонов совершает первый в мире выход в открытый космос в скафандре через шлюзовую камеру.

Продолжая развивать программу пилотируемых околоземных полетов, Сергей Павлович начинает реализовывать свои идеи о разработке пилотируемой долговременной орбитальной станции (ДОС). Ее прообразом явился принципиально новый, более совершенный, чем предыдущие, космический корабль «Союз». В состав этого корабля входил бытовой отсек, где космонавты могли долгое время находиться без скафандров и проводить научные исследования. В ходе полета предусматривались также автоматическая стыковка на орбите двух кораблей «Союз» и переход космонавтов из одного корабля в другой через открытый космос в скафандрах. К сожалению, Сергей Павлович не дожил до воплощения своих идей в космических кораблях «Союз».

Для реализации пилотируемых полетов и запусков автоматических космических станций С.П. Королев разрабатывает на базе боевой ракеты семейство совершенных трехступенчатых и четырехступенчатых носителей.

Параллельно с бурным развитием пилотируемой космонавтики ведутся работы над спутниками научного, народнохозяйственного и оборонного назначения. В 1958 г. разрабатываются и выводятся в космос геофизический спутник, а затем и парные спутники «Электрон» для исследования радиационных поясов Земли. В 1959 г. создаются и запускаются три автоматических космических аппарата к Луне: первый и второй – для доставки на Луну вымпела Советского Союза, третий – с целью фотографирования обратной, невидимой стороны Луны. В дальнейшем Королев начинает разработку более совершенного лунного аппарата для его мягкой посадки на поверхность Луны, фотографирования и передачи на Землю лунной панорамы (объект Е-6).

Сергей Павлович, верный своему принципу привлекать к реализации своих идей другие организации, поручает доработку данного аппарата своему соратнику – выходцу из НИИ-88, возглавившему в 1965 г. ОКБ им. С.А. Лавочкина главному конструктору Г.Н. Бабакину. В 1966 г. станция «Луна-9» впервые в мире передала панораму поверхности Луны. Королев не стал свидетелем этого триумфа, но дело его попало в надежные руки: ОКБ им. С.А. Лавочкина превратилось в крупнейший центр по разработке космических автоматических аппаратов для изучения Луны, Венеры, Марса, кометы Галлея, спутника Марса Фобоса и проведения астрофизических исследований.

Еще в процессе создания космического корабля «Восток» Королев начал разработку на его конструктивной основе первого отечественного спутника-фоторазведчика «Зенит» для министерства обороны. Сергей Павлович создал два типа подобных спутников для детальной и обзорной разведки, которые начали эксплуатироваться в 1962-1963 гг., и передал это важное направление космической деятельности одному из своих учеников, главному конструктору Д.И. Козлову, в самарский филиал ОКБ-1 (теперь – Центральное специализированное КБ – ЦСКБ), где оно нашло достойное продолжение. В настоящее время ЦСКБ – крупный космический центр по разработке спутников для зондирования земной поверхности в интересах обороны, народного хозяйства и науки, а также по совершенствованию носителей на основе ракеты Р-7.

Сергей Королев дал начало развитию и другого важного направления использования спутников. Он разработал первый отечественный спутник связи и телевещания «Молния-1», функционирующий на высокоэллиптической орбите. Данное направление Королев передал в красноярский филиал ОКБ-1 своему ученику – главному конструктору М.Ф. Решетневу, заложив тем самым основу для рождения крупнейшего центра страны по разработке различных космических систем связи, телевещания, навигации и геодезии.

Еще в середине 1950-х гг. Королев вынашивал идеи запуска человека на Луну. Соответствующая космическая программа разрабатывалась при поддержке Н.С. Хрущева. Однако эта программа так и не была реализована. Возникали и трения с различными ведомствами. Министерство обороны СССР – основной заказчик – не проявляло особого энтузиазма по данному вопросу, да и новое партийное руководство во главе с Леонидом Брежневым считало эти проекты весьма затратными и не дающими непосредственной практической пользы. Конечно, со временем, наверное, Сергей Павлович сумел бы убедить Леонида Ильича в необходимости реализации отечественной лунной программы. Но 14 января 1966 г., спустя два дня после своего 59-го дня рождения, в ходе тяжелой операции по удалению саркомы кишечника Сергей Павлович Королев скончался.

За свои заслуги перед страной Сергей Королев был дважды удостоен звания Героя Социалистического труда. Вскоре после его смерти, в 1966 г., Академия наук СССР учредила золотую медаль им. С.П. Королева «За выдающиеся заслуги в области ракетно-космической техники». Позднее были учреждены стипендии им. С.П. Королева для студентов высших учебных заведений. В Житомире, Москве, на Байконуре, в других городах сооружены памятники ученому, созданы мемориальные дома-музеи. Его имя носят Самарский государственный аэрокосмический университет, улицы многих городов, два научно-исследовательских судна, высокогорный пик на Памире, перевал на Тянь-Шане, астероид, талассоид на Луне...

И все-таки, наверное, даже этого мало, чтобы действительно по всей мере заслуг воздать дань памяти такому великому человеку.

Темы: Космонавтика в России, 50 лет великому полету Юрия Гагарина, История СССР
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 14.01.2011, 18:53
    Гость: Израильтянин

    Том, Королев - замечательная личность, бесспорно. Вернер фон Браун не менее замечательная. А касаемо полетов американцев на Луну на Мальчише, конешно, лучше знают, а все серьезные специалисты в мире супротив них сорок лет как идиоты..
    Обсирать других надеясь, что они окажутся на твоем уровне наивно...

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 14.01.2011, 15:06
    Гость: Матроскин (кот)

    Что тут можно сказать - ЛИЧНОСТЬ.
    Все Они.. рвались в Космос, в незнамое..

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 13.01.2011, 20:52
    Гость: AlexNotDulles

    Записки из сумасшедшего дома.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 13.01.2011, 18:09
    Гость: Том**

    Правда забыть? На "Мальчишь орг" есть хорошие статьи и разбор на эту тему. Пересказывать не буду, если захотите сами прочитаете. Автор однозначно доказывает что двигатель способный доставить "Апполон" к Луне американцы так и не создали. Тот что был способен вывести только на околоземную орбиту. Нет у США такого двигателя и сейчас. Подробности сами прочитаете если захотите.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 13.01.2011, 11:49
    Гость: Орнитолог

    Дятел умирает от сотрясения мозга потому, что постоянно долбит в одну точку.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (28)
]]>
]]>
Выбор читателей
Глава Минюста предложил принудительно «вправлять мозги» желающим развестись
Ракеты Tomahawk и бомбы GBU-57 принуждают Иран «к миру»: 22 июня Трамп начал свою первую войну
Коллаж © KM.RU
Медведев назвал последствия удара США по Ирану
Зеленский отказался покидать пост президента Украины до конца конфликта
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
MOSKWITCH «Эскапизм» (интернет-сингл)
Факты, которые нужно знать при выращивании лимона в домашних условиях
Фактотум «Мешок с костями» (компакт-кассета)
Виталий Аверьянов «Империя зла. Второй час песен»
Джо Линн Тернер, 17 ноября 2022, 1930 Moscow
«Неспециалисты с высшим образованием»
Плюс дебилизация всей страны...
Сергей Мазаев «Дуэты»
Ева Меркачева. Что не так с вербовкой заключенных на участие в спецоперации?
«Коронавирусная эпопея приводит к тому, что процедура голосования утрачивает даже номинальную подконтрольность силам гражданского общества»
Центр «Ярко выраженный» (интернет-релиз)
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.