это лучше чем ставить памятники Сталину
В прикарпатском селе Боднарив Калушского района торжественно открыли монумент «Борцам за волю Украины». Его построили на средства райгосадминистрации, сельского совета и пожертвования односельчан. На рельефах монумента, передает украинское агентство УНИАН, увековечены «патриоты–односельчане»: краевой проводник ОУН, поэт и публицист Украинской повстанческой армии Михаил Дяченко и генерал УПА Олекса Луцкий (псевдоним «Беркут»). Памятник увенчан трезубцем, который «символизирует благодарность прикарпатцев всем борцам за свободу Украины».
Монумент сбрызнули святой водой, затем состоялось вече при участии руководства областной и районной власти, представителей «национально-патриотических сил», ветеранов УПА, жителей села и краеведов.
Баба Клава комментирует:
- Ровно тридцать лет назад, исчо при советской власти, проезжала я по Прикарпатью на экскурсионном автобусе: купила профсоюзную путевку в Ивано-Франковск. Кажный день возили нас по памятным местам, а одна поездка была посвящена здешнему партизанскому движению. Помню, местный экскурсовод, седой старик с огроменными казацкими усами, подвел нашу туристическую группу к краю огромной глубокой балки и сурово выговорил: «Здесь разгромили партизанскую бригаду Сидора Ковпака…»
Ну, наши сразу шапки долой, минута молчания, но экскурсовод вдруг возвысил голос и, прищурившись, объявил: «Местные жители хитростью заманили партизан, пообещав им, будто бы припрятаны в балке харчишки, а тута их уже ждали каратели. Почти всех порешили!»
Мы, москвичи, только с ужасом переглядывались, пока энтот старожил расписывал муки ковпаковцев, падающих под ливнем фашистских пуль. Под конец экскурсовод объявил: «А теперь давайте почтим светлую память нашего генерала Беркута». Кумекая, что речь идет о партизанском командире, мы снова обнажили головы. Позже, в местном ресторане, кто-то из наших предложил выпить за героического генерала, и мы заметили, как вытянулись лица официантов и тревожно зашушукался персонал. Дама из обслуги заспешила к нашему столу и зашептала, что у нее могут быть крупные неприятности. Мол, поминать поминайте, но без громких тостов.
Тут и выяснилось, что генерал энтот, который Беркут, не с оккупантами воевал, а как раз наоборот, с партизанами, а после войны – с советской властью. Зимой 1945 года его захватила спецгруппа НКГБ, а через год его расстреляли.
Мы огляделись – экскурсовода нашего с нами не было. Старик жестоко подложил нам свинью и убёг, не попрощавшись. Я потом вспомнила, как он обещал, что здешним героям Украина когда-нибудь поставит золотой памятник. Шел 1979 год, и мы, обманутые хитрованом-националистом, согласно кивали: да, дедуля, это обязательно, никто не забыт, ничто не забыто…
Его уж, поди, давно в живых нетути, а горький осадок от того, как нас, «клятых москалей», в Прикарпатье заставили поминать тех, кто в войну объявлял, что их первый враг все-таки не фашистская Германия, а Москва, остался. Хотя мы, наивные, склоняя головы на месте кровавых боев, все-таки отдавали дань памяти партизанам Ковпака, а не врагу.
Еще было горько оттого, что партизан немцам местные жители «сдали» как-то очень уж подло. Будто бездомных собак – ловцам из «очистки»: подманили голодных харчами и «порешили». Теперь-то известно, что вообще партизаны на Украине не были в большом почете, а на Западной – тем паче. Просто забрасывали солдат в тыл к немцам с самолетов, а своих мстителей было неприлично маловато. «Повстанцы» с ними люто боролись, оказывая большую услугу фашистам. И теперь их, братоубийц, высекают в камне. В золоте, правда, не отливают – грошей нэма. А были бы наши братья побогаче – глядишь, и вечный огонь запалили бы у монумента «героям». С москальским газом на Украине, кажись, полегче стало.