Высоцкий: остановка сердца по дороге в вечность

30 лет назад в этот день умер Владимир Высоцкий. Еще через три дня его похоронили на Ваганьковском кладбище. В те дни в Москве стояла такая же изнуряющая жара, что и сейчас. В воспоминаниях очевидцев тех событий постоянно встречается это слово – «жара». И по хроникальным кадрам похорон Поэта видно, что жарко. Хотя, судя по данным метеоархивов, на самом деле было не так уж и жарко. Совсем не так, как сегодня, в июле 2010-го.
24 июля 1980 года, в день накануне смерти Высоцкого, столбик термометра лишь немного не дотянулся до 30-градусной отметки. А в последующие несколько дней было 22-23 градуса. Накал спал. Как будто там, наверху, что-то выключили. Но жара все равно присутствует в воспоминаниях очевидцев. Может быть, потому, что летняя Москва как никакой другой город обладает способностью создавать это ощущение невиданной жары – выматывающей тело и душу, тягостной, с тоской и предчувствием чего-то скверного, непоправимого, пропитавшими нагретый воздух.
25 июля 1980 года непоправимое случилось.
Высоцкий, конечно, любил жизнь, иначе не прожил бы ее так ярко, не написал бы к 42 годам столько великих стихов, не спел бы столько великих песен, не сыграл бы такие роли, ставшие классикой русского театра и кино. И в то же время он всеми силами приближал собственную смерть – и жизнью своей «на износ и вразнос», и стихами о смерти с детальным натуралистическим описанием погребальных церемоний. Как, например, в «Моих похоронах»:
Сон мне снится – вот те на:
Гроб среди квартиры,
На мои похорона
Съехались вампиры.
Стали речи говорить,
Все – про долголетие,
Кровь сосать решили погодить:
Вкусное – на третие.
В гроб вогнали кое-как,
А самый сильный вурдалак
Все втискивал и всовывал,
И плотно утрамбовывал,
Сопел, с натуги сплевывал
И желтый клык высовывал.
А вот строки из пророческого стихотворения «Памятник»:
И с меня, когда взял я да умер,
Живо маску посмертную сняли
Расторопные члены семьи.
И не знаю, кто их надоумил,
Только с гипса вчистую стесали
Азиатские скулы мои.
Мне такое не мнилось, не снилось,
И считал я, что мне не грозило
Оказаться всех мертвых мертвей,
Но поверхность на слепке лоснилась,
И могильною скукой сквозило
Из беззубой улыбки моей.
Он, конечно, не желал этого, он просто знал, что так будет. Он вообще все знал: такое впечатление о Высоцком сложилось у меня в детстве, в котором песни Владимира Семеновича часто звучали дома из магнитофона. Тогда были такие громоздкие, трактороподобные магнитофоны с огромными, словно пулеметные диски, бобинами. При этом самого Высоцкого я в детстве в глаза не видел – не то что лично (я жил не в Москве), но даже по телевизору. Только слышал его песни, особо не вникая в их смысл. Но песни нравились – своей бешеной энергетикой (драйвом, говоря по-современному) и юмором. Взрослые хохотали, когда слушали их. А мне Высоцкий представлялся мудрым и веселым человеком, который все знает и видит то, чего не видят другие. А если даже и видят, то не могут об этом рассказать. А он – может.
Когда Высоцкий умер, власти попытались сделать его похороны тихими и незаметными. Москва тогда была полупустой в смысле присутствия в ней советских граждан и переполненной в смысле присутствия граждан иностранных: советская столица принимала XXII летние Олимпийские игры. Несмотря на бойкот Олимпиады США и их верными союзниками, к Москве было приковано внимание всего мира, и властям было совершенно не нужно, чтобы внимание это сфокусировалось на прощании с аморальным с точки зрения официальных советских моральных догм человеком, слишком необузданным, имевшим при жизни слишком большую популярность в народе и слишком большое влияние на этот самый народ. С человеком, которого на Западе считали чуть ли не антисоветчиком и диссидентом. Хотя ни тем, ни другим Высоцкий не был… Но для подобных рассуждений и дискуссий было не время и не место. Надо было похоронить по-тихому и по-быстрому.
Однако худрук Театра на Таганке Юрий Любимов отказался выполнить негласные распоряжения сверху, и, несмотря на усилия властей и милицейское оцепление, прощание с Поэтом получилось всенародным. По утверждениям очевидцев, на похоронах присутствовало порядка 50 тыс. человек. Очередь растянулась на пять километров. Но дело не в цифрах. Проститься с Высоцким пришли и простые люди, и знаменитости, не побоявшиеся ради этого рисковать своей карьерой. Друг и коллега Владимира Семеновича Валерий Золотухин в своей книге о Высоцком пишет, что Марина Влади вроде бы хотела увезти с собой сердце мужа – не в переносном смысле слова, а в буквальном.
Советская пресса, выполняя указания властей, смерть Высоцкого «не заметила». Только в «Вечерней Москве» были короткие сообщения о кончине артиста и дате гражданской панихиды, да еще некролог в «Советской культуре». Когда менее чем через месяц после смерти Высоцкого на Таити умер Джо Дассен, очень популярный в СССР, советские СМИ отреагировали на это событие не в пример более стремительно и осветили его не в пример более широко, что дало Валентину Гафту повод написать:
И пусть твердят по радио, что умер Джо Дассен,
И пусть молчат, что умер наш Высоцкий.
Что нам Дассен? О чем он пел, не знаем мы совсем.
Высоцкий пел о нашей жизни скотской…
После смерти Высоцкого (не сразу, естественно, но постепенно, особенно в постсоветское время) отношение к нему властей и прессы резко изменилось. Очередные годовщины со дня рождения и смерти Поэта (тем более – юбилейные) не то что не остаются незамеченными – они становятся знаковыми событиями в культурной и телевизионной жизни страны. В эти дни устраиваются концерты памяти Высоцкого, показываются фильмы о нем и с его участием, организуются встречи его друзей (и тех, кто называют себя его друзьями) – с воспоминаниями, цитированиями, с рассказом все новых, ранее неизвестных подробностей.
Эти даты легко запомнить: и там, и там – 25-е. 25 января – день рождения, 25 июля – день смерти. Хотя помнят о них, конечно, не поэтому. А потому, что это – очередной повод признаться в любви к Высоцкому и его творчеству, поговорить о его значении и месте в русской культуре, в очередной раз задаться вопросом: в чем секрет феномена Высоцкого? Как будто можно разгадать секрет гениальности. Но почему все-таки Высоцкого так любили и любят? За что? За талант, конечно, за точность и образность слога, благодаря которым цитаты из его стихов и песен разошлись в народе, как это бывает в случае с фольклором и шедеврами классики.
Его любят за искренность, открытость, обаяние и напор, которым невозможно сопротивляться, за превосходное чувство юмора, за честность. Потому что когда человек ТАК отдает себя работе и людям, для которых работает, так выворачивает себя наизнанку, – это, наверное, есть высшее проявление честности и самопожертвования, которые не могут остаться неоцененными. На что надеялся и сам Высоцкий, когда писал:
Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу.
Может, кто-то когда-то поставит свечу
Мне за голый мой нерв, на котором кричу,
И веселый манер, на котором шучу.
А еще, на мой взгляд, его так любили и любят за то, что, несмотря на всю свою популярность и известность, на то, что в жизни у него было многое из того, чего были лишены простые граждане, включая западные шмотки и «Мерседес», ему было очень хреново и больно. Хреново не с похмелья, не от того, что шмотку не удалось купить, что бампер на машине помяли и карьера не складывается, а от понимания того, что мир вокруг и он сам так несовершенны. Что всё намного хуже, чем могло бы быть и должно быть. Отсюда – и строчки «Нет, ребята, всё не так, всё не так, ребята…», и боль, которой наполнены все стихи и песни Высоцкого, даже самые юморные из них. Как у Гейне: «Мир треснул, и трещина прошла через сердце поэта». Это как раз про Владимира Высоцкого, чье сердце остановилось 30 лет назад.
Светлая память великому русскому Поэту.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Да,евреи распиарили Высоцкого аж до следующего столетия.
Он работал как будто двужильный
И поэт, и певец, и игрок.
Положите же камень могильный,
Написав на нём несколько строк.
Алкоголики,шлюхи и урки,
Вам всю жизнь он свою посвятил;
Приблатнённые наши придурки,
Тем любезен он стал вам и мил.
Пьяных баб он сажал на колени
И блатные пел песни "на-бис!";
А,женившись,как будто Есенин,
Психовал в ожидании виз.
Не вставать ух ему спозаранку,
Не топтать уж на Ваче траву,
Не ходить уж в театр на Таганку,
Хрипотой потрясая Москву.
Макаров, я была в 78 г на Гамлете с Высоцким и сидела на 2 ряду и лучшего Гамлета я не видела. А вы, видно, из неудачных актеришков, Высоцкий мог все сыграть и Жеглова и русского офицера Брусенцова, отличная роль, он ее любил, кстати, больше всего. Брусенцов это из "Служили 2 товарища", а то : думаю: и не знаешь.
Господи, уже и Высоцкого в евреи записали... Да и вообще при чём здесь национальность? И величие его не нам подтверждать, время подтвердит, его стихи без нашего подтверждения обойдутся.
Владимир Семёнович Высоцкий - Великий Русский Поэт. Через сто, двести, триста лет его стихи будут читать и его будут помнить подлинные поклонники самого Поэта и Русского слога.
И пора уже оставить эту ТРАДИЦИЮ -- чуть кто начинает критиковать еврея, его сразу записывают в антисемиты. Не надо громогласно трясти пейсами, нужно просто и спокойно посмотреть на творческое наследие конкретного артиста. Высоцкий был современным аналогом СКОМОРОХА, его амплуа было "ЧАСТУШКИ ПРОТИВ ВЛАСТИ", а театральное "наследие" никак не сравнится с гигантами сцены - современниками Высоцкого.
ЕЩЁ РАЗ -- ТО ЧТО ОН УМЕЛ ПРИМЕНЯТЬ НЕКОТОРЫЕ СТИХОТВОРНЫЕ ПРИЁМЫ, ЕЩЁ НЕ ДЕЛАЕТ ЕГО ВЕЛИКИМ ПОЭТОМ.