Без опыта «Нарочи» не было бы и Брусиловского прорыва

В 1916 году инициатива перешла к России и ее союзникам по Антанте.
Профессор Алексей Олейников, автор ряда книг по истории нашей страны рассказывает о подробностях боевых действий в 1916 году.
Общим фоном противостояния Антанты и германского блока в 1916 г. стало наличие двух факторов, наложивших отпечаток на действия противников.
Первое обстоятельство – переход к позиционным формам борьбы. Германия и ее союзники не смогли решить стратегические задачи, нанеся главный удар по англо - французам в 1914-м г. и по русским в 1915-м г. На обоих театрах военных действий войска Четверного союза стояли на земле неприятеля. Но тактические преимущества немцев могли дать успех лишь при кратковременности борьбы, при быстром достижении решающего результата. Стабилизация фронта означала еще более значимое действие долговременных военно-политических факторов.
Важнейшим из них было общее превосходство Антанты над германским блоком в силах и средствах, причем имеющее тенденцию со временем возрастать. Противник не смог грамотно реализовать планы А. фон Шлиффена и Ф. Конрада Гетцендорфа, не помогла ему и импровизация как на Востоке, так и на Западе. Оперативные успехи, добытые кровью германских и австрийских войск, в стратегическое преимущество преобразованы не были. На карте к концу 1915 г. обстановка благоприятствовала германскому блоку. Но противник фактически разменял собственные ресурсы на неприятельские территории, перелома же в войне он не добился.
Второе обстоятельство – желание союзников по Антанте активными действиями вырвать инициативу из рук врага и добиться поражения противника своими согласованными действиями. Подготовка к этому осуществлялась как в материально-техническом, так и в организационном плане (координация действий союзников в предстоящей кампании).
На 1916 г. германское командование не планировало крупных наступательных действий против русских войск, сделав ставку на обескровливание западных союзников путем перемалывания их дивизий в стратегически важном пункте (им стал Верден). На Востоке – активная оборона.
Общие сроки согласованного наступления Антанты на Французском и Русском фронтах планировались на конец весны – начало лета, но зимнее германское наступление под Верденом внесло в эти замыслы значительные коррективы. При этом германское верховное командование считало Россию парализованной, а русскую армию неспособной произвести серьезные сдвиги в оперативной обстановке.
В связи с развитием германской операции под Верденом 11-го февраля в русской Ставке состоялось совещание, на котором был выработан план операции Северного и Западного фронтов в районе Двинск – озеро Нарочь – озеро Вишневское. Намечалось проведение двух наступательных операций, объединенных общей целью – отсечь виленскую группировку немцев от Ковно и от переправ через р. Неман. На Северном фронте наступление должно было развиваться от Якобштадта на Поневеж, а на Западном – от Сморгони на Вильно. Но район наступления (лесисто-болотистая и озерная местность), а также ограниченные силы русских, выделяемые для удара, не предполагали достижения какого-либо крупного оперативного результата. Важнейшей задачей была помощь французам.
Соответственно, русская ударная группировка (2-я армия и часть сил 5-й армии) включала в свой состав вместе с резервами и 14-м армейским корпусом 1-й армии 12 корпусов. Общая численность ударной группировки – до 460 тыс. (375 тыс. во 2-й армии, наносящей главный удар) человек. Противостояли русским войскам дивизии 10-й германской армии, армейской группы Ф. фон Шольца и 8-й армии, занимавшие глубоко эшелонированные и устоявшиеся позиции. Одна лишь 10-я армия насчитывала 175 тыс. солдат и офицеров.
Западный фронт, наносивший главный удар, атаковал тремя группами: 1) генерала от кавалерии М. М. Плешкова (1-й и 27-й армейские корпуса, 1-й сибирский армейский корпус, 7-й кавалерийский корпус); 2) генерала от инфантерии Л.-О. О. Сирелиуса (4-й сибирский и 34-й армейские корпуса); 3) генерала от инфантерии П. С. Балуева (35-й, 5-й, 36-й армейские, 3-й сибирский армейский корпуса, Уральская казачья дивизия).
Тяжелые позиционные бои характеризовались тем, что значимый успех был достигнут лишь в левофланговой группе (П. С. Балуева) – но успех локальный (захвачено м. Поставы). Удары Северного фронта силами 13-го, 38-го и 37-го армейских корпусов, а также 14-го армейского корпуса 1-й армии успеха не принесли.
Одной из причин неудачи было то, что неправильная группировка артиллерии привела к тому, что для подготовки атаки на главном направлении было использовано меньше половины всей тяжелой артиллерии, а 76-мм пушки не могли восполнить этот пробел - вследствие слабой эффективности их огня при стрельбе по окопам. Это привело к сохранению проволочных заграждений немцев и, соответственно, – к высоким потерям русской пехоты. Пристрелка, осуществлявшаяся 3 дня, выдала противнику направление главного удара.
Артиллерии не удалось уничтожить пулеметные точки, не подавила она и огня германской артиллерии, т. к. в течение всей операции последняя не была обнаружена из-за отсутствия хороших наблюдательных пунктов и воздушной разведки. В результате атакующая русская пехота не могла удержаться в захватываемых ею окопах, попадая под фланговый огонь пулеметов и сосредоточенный огонь германской артиллерии, расположенной вокруг атакуемого участка. Русская артиллерия благодаря умелому расположению на закрытых позициях не была обнаружена германскими батареями и не понесла значительных потерь. Но потери русской пехоты были значительны.
Следует отметить, что особых тактических успехов по замыслу операции невозможно было и ожидать. Вместе с тем успехи на участке групп М. М. Плешкова (прорваны позиции 21-го германского корпуса) и П. С. Балуева (также прорыв и захват Постав) не были развиты в силу неудовлетворительного маневрирования резервами, что частично объясняется наступившей распутицей. Вместе с тем германское командование, отмечая большое упорство русских в бою, говорит о критическом положении немцев в нарочских боях.
Оперативно бои у Двинска и Нарочи были безрезультатны, но закладывавшийся в них изначально результат, тем не менее, был достигнут.
В частности, в течение недели (с 22 по 30 марта нового стиля) нарочского наступления прекратились немецкие атаки на Верден. Германские армии в полосе русских Западного и Северного фронтов не смогли выделить на Французский фронт в этот период (важнейший этап верденской операции) ни одного соединения.
Нарочская операция Северного и Западного фронтов, особенно не выделяясь ни в лучшую, ни в худшую стороны среди аналогичных событий позиционной войны, тем не менее решила поставленные перед ней ограниченные задачи. А кроме того без опыта «Нарочи» не было бы и выдающегося Брусиловского прорыва.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Плохого в коммуне? Например жилтоварищество это та же коммуна. Или например садовое товарищество?
Человечество всегда и во все времена объеденялось в различные сообщества, ты кто такой чтобы историю отменить? А-а-а, знаю - ты жалкий. Весьма точное определение.
кстати Христос и его апостолы тоже товарищество.
Аляска? И только? А Сахалин? Курильские острова? Порт-Артур? Всё большевикам возвращать пришлось.
Сталинист? Так ты ничего и не понял. Не удивительно. Блок стоит.
Щас, губы раскатали, великий князь - сталинист...
"В Советской России меня бы расстреляли во имя Маркса служители самой изуверской религии победоносного пролетариата.
Тринадцать лет коммунистического опыта над несчастной Россией убили все мои иллюзии относительно человеческого идеализма. От людей, находящихся в духовном рабстве, и нельзя ожидать ничего иного.
Я понимаю, что трудно любить жизнь тем, для которых она проходит в постоянной тяжелой работе, в постоянных заботах о прокормлении своих семей. Но ведь если сравнить нашу жизнь с жизнью наших сестер и братьев, оставшихся в России, то, право, лучше, быть свободным бедняком, чем бедняком-рабом.
Я вижу часто во сне Никки, Жоржа, Сергея, и самого себя, лежащими в густой траве Императорского парка в Нескучном под Москвою и оживленно беседующими о том таинственно-прекрасном будущем, огни которого мелькали на далеком горизонте.
Немного терпения — и мы все до него доживем."
А может что поновее? 1944, Арденская операция немцев и наши ответные действия. По своим трупам вперед, на Берлин! Русского мужика "малиново-лампасным" было не жалка...
А шо? бабы новых нарожают...
Вы, большевички, за Украину ответьте, за Белоруссию, за славянские земли, что отдали азиатам.
Вам только и остается утешать себя, что Аляску-то продали, а 14 союзных республик мало того что даром отдали, так еще и за заплатили за обретение их независимости.
И вообще, оправдание сталинизма - это типичный жалкий лепет. Сталинизм нельзя выдернуть из контекста марксистко-ленинского лжеучения, которого никто из вас не помнит. Хотите жить по Сталину - сбивайтесь в коммуны. И много желающих в очереди?