Коренные народы Севера рассказали о проблемах из-за изменения климата

В Салехарде прошел ежегодный международный семинар сети SecNet, организованный ТГУ и правительством Ямало-Ненецкого автономного округа.
Ученые из России, Великобритании, Норвегии, Финляндии и других стран обсуждали изменения окружающей среды и аномальные состояния погоды, которые наблюдаются зимой в Сибири, Арктике и северной Европе.
Впервые в семинаре SecNet участвовали представители коренных народов – саамы, ханты, ненцы, зыряне. Аборигены рассказали, как изменилась их жизнь в условиях изменения климата, сообщается на сайте Томского государственного университета.
Одной из наиболее серьезных проблем коренные жители называют отсроченное наступление холодов, из-за чего позже устанавливаются зимние дороги, переправы и пути миграции оленей. Это влечет за собой дополнительные сложности с доставкой продуктов, доступом к медицинской помощи и другие. Помимо этого, недостаточно промерзшая почва затрудняет передвижение оленей и порой приводит к травмам животных, которые вынуждены передвигаться в поисках пищи при любых погодных условиях.
Как показал семинар, эти и другие проблемы, характерные для северных регионов России, приходится преодолевать и коренным народам в Швеции, Финляндии, Норвегии.
По словам руководителя центра превосходства «БиоКлимЛэнд» ТГУ Сергея Кирпотина, общение с коренными народами дает ученым новые идеи для проектов. Один из примеров привели на семинаре в Салехарде. Охотник и рыбак из Кривошеинского района, где находится исследовательская станция ТГУ «Кайбасово», рассказал ученым об экологической проблеме, спровоцированной бобрами, численность которых в последнее время в Томской области резко возросла, но поскольку животные являются краснокнижными, отстрел запрещен.
Многие малые реки и старицы, на которых бобры устроили запруды, оказались запертыми. Весной, по большой воде, в них заходит рыба, нерестится, но после спада воды молодь не может вернуться в Обь и гибнет. Режим проточности нарушается, водоемы начинают загнивать.
– Мы измеряли уровень метана и углекислого газа до и после плотины, – рассказывает Сергей Кирпотин. – Оказалось, что после запруды количество СО2 возрастает в сотни раз, уровень метана тоже увеличивается в разы, некоторые притоки просто «парят» вредными газами. Вместе с тем процент кислорода становится в десятки раз меньше, что крайне отрицательно сказывается на экосистеме водоемов.
Комментарии читателей Оставить комментарий